Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 28 ноября 2013 г. N 316 Председателю комитета государственного заказа
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председатель Комиссии: |
- Гуринович Е.В |
- врио руководителя управления; |
Члены Комиссии: |
- Владимирова Н.А |
- главный специалист-эксперт отдела контроля за размещением заказов; |
|
- Свечникова Е.А |
- специалист-эксперт отдела контроля за размещением заказов. |
в присутствии представителей:
от заказчика (Краевое государственное бюджетное учреждение "Хабаровская краевая ветеринарная лаборатория"):
- не явились;
от уполномоченного органа (комитет государственного заказа Правительства Хабаровского края):
- Куделина Анна Алексеевна - представитель по доверенности;
- Андреева Наталья Викторовна - представитель по доверенности;
от заявителя (ООО "МежРегион-Инвест"):
- ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии своего представителя;
рассмотрев жалобу ООО "МежРегион-Инвест" и материалы дела N 7-1/474,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "МежРегион-Инвест" (далее - заявитель) на действия уполномоченного органа комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края, при размещении государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме для субъектов малого предпринимательства.
По мнению заявителя, установление в аукционной документации требования о наличии лицензии на производство и техническое обслуживание медицинской техники ограничивает конкуренцию, так как поставка товаров - это не лицензируемый вид деятельности, собственную лицензию на производство и техническое обслуживание медицинской техники имеет только производитель, производитель крупной, наукоемкой, дорогостоящей медицинской техники, являющийся предметом торгов априори не является субъектом малого предпринимательства. Заявитель указывает на то, что производство и техническое обслуживание это разные виды деятельности, кроме того существуют определенные условия, лицензия для обслуживания медицинской техники конкретного производителя. Т.о в аукционной документации установлено требование о наличии лицензии производителя на производство и техническое обслуживание медицинской техники только собственного производства. Также исключено участие в торгах иностранных производителей. Исходя из разъяснений аукционной документации от 18.11.2013 уполномоченный орган, заказчик настаивает на предоставлении лицензии какой-нибудь медицинской техники, что нарушает ч.2 ст.12, ст. 22 закона о лицензировании отдельных видов деятельности. По мнению заявителя, незаконно установлено требование о наличии регистрационного удостоверения на медицинское изделие, являющее предметом договора, подлежащее обращению на территории РФ, а также уполномоченным органом нарушены сроки разъяснения аукционной документации (запрос сделан 15.11.2013 время 08:37, ответ дан 18.11.2013 а 09:57).
В рамках рассмотрения поступившей жалобы, на основании статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о размещении заказов), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.
В процессе рассмотрения представленных заказчиком и заявителем документов и информации установлено следующее.
Извещение N 0122200002513004459 размещено на официальном общероссийском сайте 13.11.2013. Оператор электронной площадки ОАО "Единая электронная торговая площадка".
Предмет заказа - оснащение краевого государственного бюджетного учреждения "Хабаровская краевая ветеринарная лаборатория" управления ветеринарии Правительства Хабаровского края боксами абактериальными воздушной среды для защиты оператора при работе с патогенными агентами и микроорганизмами, передающимися воздушно-капельным путем.
Начальная (максимальная) цена контракта 560 000 рублей 00 копеек.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 26.11.2013, на участие в открытом аукционе в электронной форме подана 1 заявка, которая допущена к участию в открытом аукцион в электронной форме.
Уполномоченный орган представил отзыв на жалобу, в котором сообщил следующее.
В действующем до 02 ноября 2011 Федеральном законе от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" были выделены в п.49 (производство) и п.50 (техническое обслуживание медицинской техники) ч.1 ст. 17, поэтому требовали выдачи отдельных лицензий. В настоящий момент осуществлять техническое обслуживание медицинской техники имеют право как участники рынка, получившие лицензию с 03 ноября 2011 года на производство и техническое обслуживание медицинской техники, так и субъекты, получившие до 03 ноября 2011 года лицензию на техническое обслуживание медицинской техники в соответствии с ч.4 ст. 22 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закона о лицензировании отдельных видов деятельности) до истечения срока действия таких лицензий.
Во исполнение п.4 Положения о лицензировании технического обслуживания медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 32, в п.12 информационной карты к участникам размещения заказа предъявлено требование о предоставлении в составе заявки копии лицензии на производство и техническое обслуживание медицинской техники или документа, указанного в ст. 22 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности, наименование которого изменено (лицензии на техническое обслуживание медицинской техники). Вид обслуживания медицинской техники: приборы, аппараты и оборудование, применяемые при лабораторных и морфологических исследованиях в учреждениях санитарно-эпидемиологического профиля.
Предмет спорного аукциона - оснащение медицинским оборудованием, которое предполагает помимо поставки, наладку, ввод в эксплуатацию, инструктаж специалистов, гарантийное техническое обслуживание поставленного товара (п. 9 информационной карты, п. 6.3 проекта контракта).
Также указывается на то, что в соответствии с Письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.10.2003 N 293-22/233 с 01 января 2004 введены в действие на территории Российской Федерации Методические рекомендации "Техническое обслуживание медицинской техники", утвержденные Министерством здравоохранения Российской Федерации 24 сентября 2003 года и Министерством здравоохранения Российской Федерации 24 сентября 2003 года и Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации 10 октября 2003 года (далее - Методические рекомендации).
В соответствии с п. 5.2 Методических рекомендаций определены виды работ по техническому обслуживанию медицинской техники, к которым отнесено: ввод в эксплуатацию, контроль технического состояния, периодическое и текущее техническое обслуживание, текущий ремонт. Ввод в эксплуатацию изделий медицинской техники охватывает комплекс работ по их распаковке, расконсервации, установке, монтажу, сборке, настройке и регулировке, сдаче приемке в эксплуатации. (п. 5.3.1).
Минэкономразвития России в письме от 11.03.2009 N Д05-1188 указывает, что если участник размещения заказа в составе заявки на участие в торгах, предмет которого подлежит лицензированию, не предоставил копию лицензии или предоставил копию лицензии, в которой нет разрешения на производство и реализацию товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом торгов, а также если входящая в состав заявки копия лицензии выдана организации, не являющейся участником размещения заказа, такая заявка подлежит отклонению.
Участником размещения заказа по спорному аукциону может выступить не только производитель медицинского оборудования, но и любой другой хозяйствующий субъект, имеющий право на техническое обслуживание медицинской техники, являющейся предметом закупки в виде соответствующей лицензии, при этом место регистрации юридического лица, а также происхождение его капитала не могут являться препятствием в участие в данном аукционе.
П.12 информационной карты, а также ответами на запросы о разъяснении положений аукционной документации прямо установлен документ, в качестве подтверждения соответствия участника размещения заказа, требованиям аукционной документации, необходимо представить в составе заявки. Следовательно, если участником размещения заказа будет предоставлена лицензия на производство и техническое обслуживание медицинской техники (выданная на основании Положения о лицензировании N 469), то такая лицензия, учитывая действующий порядок лицензирования, будет содержать перечень выполняемых работ, оказываемых услуг без указания на вид медицинской обслуживаемой техники, подлежащей техническому обслуживанию.
П. 13 информационной карты установлено требование о наличии регистрационного удостоверения на медицинское изделие, являющееся предметом контракта, подлежащее обращению на территории РФ. Данное требование установлено на основании ч.4 ст. 38 Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", постановления Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий".
В данном случае, учитывая специфичный предмет торгов, регистрационное удостоверение будет являться документом, подтверждающим факт регистрации медицинского изделия, а соответственно его допуск к обращению на территории Российской Федерации. Таким образом, требование аукционной документации, устанавливающее необходимость предоставления в составе заявки копии регистрационного удостоверения на предложенное участником размещения заказа медицинское изделие, является правомерным и установлено в целях подтверждения качества предложенного товара на этапе проведения процедуры открытого аукциона в электронной форме.
На основании изложенного, уполномоченный орган считает свои действия при размещении заказа N 0122200002513004459 правомерными, а жалобу ООО "МежРегион-Инвест" необоснованной.
В ходе заседания Комиссии Хабаровского УФАС представитель уполномоченного органа подтвердил доводы, указанные в своем отзыве (письмо от 26.11.2013 N 04-08/1213). Еще раз обратил внимание на то, что требование о предоставлении в составе заявки копии лицензии на производство и техническое обслуживание медицинской техники: монтаж и наладка, контроль технического состояния, периодическое и текущее техническое обслуживание, ремонт установлено на основании п.17 ч.1 ст.12, ст.22 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности.
Относительно разъяснений аукционной документации и позиции заявителя жалобы о том, что лицензия требуется на обслуживание любой медицинской техники пояснил, что заявителем не учтен новый порядок лицензирования, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 N 469 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники", ссылка на данный акт сделана также в разъяснениях аукционной документации. В отличие от старого порядка лицензирования, новый порядок предусматривает указание в лицензии не вида медицинского оборудования, а непосредственно выполняемых работ в части, например, технического обслуживания. Это подтверждает и перечень выполняемых работ, оказываемых услуг в составе деятельности по производству и техническому обслуживанию, являющийся приложением к положению о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию.
Что касается сроков разъяснении аукционной документации, то запрос был сделан 15.11.2013 в пятницу, ответ был дан в первый рабочий день, после того как был получен запрос 18.11.2013, в соответствии гражданским законодательством, то есть сроки разъяснения аукционной документации были соблюдены. Просят признать жалобу не обоснованной.
В результате изучения материалов дела N 7-1/474, исходя из конкретных обстоятельств размещения заказа, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.11 Закона о размещении заказов, при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа: соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В соответствии с п.2 ч.6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.
В информационной карте аукционной документации, в п.9 установлено, что оснащение включает в себя поставку товара заказчику, монтаж, наладку, ввод в эксплуатацию, инструктаж (обучение специалистов заказчика, осуществляющих использование и обслуживание товара, гарантийной технической обслуживание поставленного товара). Оснащение осуществляется силами и за счет средств поставщика.
На основании п.17. ч.1 ст. 12 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности, производство и техническое обслуживание медицинской техники подлежат лицензированию за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
В соответствии с ч.3 положения о лицензировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 469, в состав деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники (далее - деятельность по производству и техническому обслуживанию медицинской техники) входят работы (услуги) по перечню согласно приложению.
Согласно перечню выполняемых работ, оказываемых услуг в составе деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, являющегося приложением к Положению о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, утвержденного Постановлением Правительства 03.06.2013 N469, техническое обслуживание медицинской техники включает в себя:
а) монтаж и наладку медицинской техники;
б) контроль технического состояния медицинской техники;
в) периодическое и текущее обслуживание медицинской техники;
г) ремонт медицинской техники.
С учетом п.9 информационной карты аукционной документации, на основании п.17 ч.1 ст.12, ст.22 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности в п.12 установлено требование о наличии лицензии на производство и техническое обслуживание медицинской техники.
В соответствии с ч.4 ст. 38 Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч.2 постановления Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий", государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека (далее - медицинские изделия).
В соответствии с ч.6 постановления Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение).
Во исполнении норм Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", постановления Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" в п. 13 информационной карты аукционной документации установлено требование о наличии регистрационного удостоверения на медицинское изделие, являющееся предметом контракта, подлежащее обращению на территории РФ.
Таким образом, установленные требования к участникам размещения заказа соответствуют требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов. Факта ограничения иностранных производителей не установлено.
В соответствии со ст. 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Ответ на запрос аукционной документации дан 18.11.2013 в рабочий день, следующий за последним днем срока ответа, предусмотренного законодательством, что не нарушает порядок исчисления сроков, установленный действующим законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 17, 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МежРегион-инвест" на действия уполномоченного органа комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: |
Е.В. Гуринович
|
Члены Комиссии: |
Н.А. Владимирова
|
|
Е.А. Свечникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 28 ноября 2013 г. N 316
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.12.2013