Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 22 ноября 2013 г. N 555-ж/2013 Федеральное государственное казенное учреждение "Войсковая часть 2357"
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Саинской Л.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России; |
рассмотрев жалобу ОАО "АльфаСтрахование" (Южно-Уральский филиал), в присутствии:
- представителя Федерального государственного казенного учреждения "Войсковая часть 2357", действующего на основании доверенности от 20.11.2013,
- представителя Федерального государственного казенного учреждения "Войсковая часть 2357", действующего на основании доверенности от 20.11.2013,
- представителя ОАО "АльфаСтрахование" (Южно-Уральский филиал), действующего на основании доверенности от 01.01.2013 N 0428/13,
- представителя ОАО "АльфаСтрахование" (Южно-Уральский филиал), действующего на основании доверенности от 01.01.2013 N 0272/13,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ОАО "АльфаСтрахование" (Южно-Уральский филиал) (далее - заявитель) на действия заказчика при проведении запроса котировок N 0369100064413000022 на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (далее - запрос котировок).
Согласно представленным документам Федеральное государственное казенное учреждение "Войсковая часть 2357" 14.11.2013 объявило о проведении запроса котировок.
Начальная (максимальная) цена контракта - 199 800, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в запросе котировок - 22.11.2013 в 09.00.
Контракт на момент рассмотрения жалобы ОАО "АльфаСтрахование" (Южно-Уральский филиал) не заключен.
В жалобе заявителя указано следующее.
Заказчиком размещен заказ на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта путем проведения запроса котировок.
Вместе с тем, указанная процедура размещения заказа не может быть применена в указанном случае в виду специфики предмета размещения заказа.
Кроме того, при формировании начальной (максимальной) цены контракта заказчик применил помимо базовых тарифов, максимально возможный понижающий коэффициент, что исключает возможность конкурентной борьбы.
Так, цена на указанный вид услуг является твердой в связи с государственным регулированием цен на указанный вид услуг, что не позволит выявить победителя запроса котировок по условию цены контракта.
Представитель заказчика на заседании Комиссии с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения и указал следующее.
Законодательство о размещении заказов не содержит запретов и ограничений, связанных с выбором способа размещения заказа, так как это является правом заказчика.
Кроме того, Законом о размещении заказов предусмотрен порядок определения победителя запроса котировок при подаче заявок с одинаковыми ценовыми предложениями.
Таким образом, указанный выбор способа размещения заказа не противоречит действующему законодательству, а также не приводит к ущемлению прав и законных интересов участников размещения заказа.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и проведя внеплановую проверку на основании статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 57 Закона о размещении заказов жалоба на положение конкурсной документации, документации об аукционе или извещения о проведении запроса котировок может быть подана участником размещения заказа до окончания срока подачи соответственно заявок на участие в конкурсе, заявок на участие в аукционе, котировочных заявок. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала соответственно вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, рассмотрения заявок на участие в аукционе, рассмотрения и оценки котировочных заявок, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником размещения заказа, подавшим соответственно заявку на участие в конкурсе, заявку на участие в аукционе, котировочную заявку.
Таким образом, Закон о размещении заказов различает понятия "участник размещения заказа" и "участник размещения заказа, подавший заявку", предоставляя последнему дополнительно право обжаловать и действия заказчика, совершенные после начала рассмотрения заявок.
Данная правовая позиция определена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.11.2011 N 6274/11, опубликованном на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 08.02.2012 ( Постановление ФАС Уральского округа N Ф09-763/12 от 06.03.2012 (по делу А76-4968/11).
Жалоба заявителя на положения извещения о проведении запроса котировок поступила в Челябинское УФАС России 15.11.2013, то есть до окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок (срок окончания подачи заявок на участие в запросе котировок - 22.11.2013 в 09.00).
Закон о размещении заказов ограничивает круг лиц, правомочных подавать жалобу на положения извещения о проведении запроса котировок, субъектами, являющимися участниками размещения заказа.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о размещении заказов участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Заявитель как потенциальный исполнитель услуг, являющихся предметом размещаемого заказа, имеет право обращаться с жалобой в антимонопольный орган в целях защиты своих прав и законных интересов.
В жалобе заявителя указаны сведения о наименовании заказчика и его место нахождения - Федеральное государственное казенное учреждение "Войсковая часть 2357", 454074, г. Челябинск, ул. Гатчинская, д.1, что соответствует пункту 1 части 1 статьи 58 Закона о размещении заказов.
Кроме того, к жалобе приложена действующая нотариально заверенная копия доверенности N 0107/13 от 01.01.2013 на Киселева М.В. на право представления интересов заявителя при обжаловании действий (бездействий) заказчика, уполномоченного органа и других субъектов размещения заказа в федеральном органе исполнительной власти, а также в судебном порядке.
Указанные полномочия не исключают возможность подписания и подачи жалобы указанным доверенным лицом, так как процедура обжаловании действий (бездействий) субъектов размещения заказа включает в себя, в том числе этап подачи жалобы в антимонопольный орган.
Таким образом, поданная ОАО "АльфаСтрахование" (Южно-Уральский филиал) жалоба принята Челябинским УФАС России в полном соответствии с процессуальным порядком подачи жалобы, регламентированным законодательством о размещении заказов.
Согласно статье 5 Закона о размещении заказов под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
При этом, как следует из смысла части 1 статьи 1 Закона о размещении заказов механизм процедуры размещения заказа должен способствовать реализации целей законодательства о размещении заказов, таких как расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развитие добросовестной конкуренции.
Как следует из частей 1, 2 статьи 10 Закона о размещении заказов выбор способа размещения заказа является правом заказчика за исключением случая, если размещение заказов осуществляется на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, включенных в Перечень товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона в соответствии с частью 4 статьи 10 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 42 Закона о размещении заказов под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Таким образом, особенностью проведения запроса котировок является то, что победитель запроса котировок определяется путем установления участника, предложившего наиболее низкую цену контракта.
Предметом размещаемого заказа является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, правовая регламентация которых закреплена в Федеральном законе N 225-ФЗ от 27.07.2010 "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" (далее - Закон о страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта).
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта страховые тарифы, структура страховых тарифов и порядок их применения при расчете страховой премии устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При этом, согласно части 12 указанной статьи установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять базовые ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
Постановлением Правительства РФ от 01.10.2011 N 808 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при расчете страховой премии" (далее - Постановление) утверждены базовые страховые тарифы, которые подлежат применению всеми лицами, оказывающими страховые услуги.
Таким образом, страховые организации, в силу установленных федеральным законодательством императивных показателей базовых страховых тарифов, не вправе применять ставки, отличные от установленных Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, в соответствии с частью 9 статьи 7 Закона о страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта при расчете страховой премии по договору обязательного страхования страховщик вправе применять дополнительный понижающий коэффициент, устанавливаемый им исходя из уровня безопасности опасного объекта, в том числе с учетом соблюдения требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте.
Как следует из Постановления с 01.01.2012 по 31.12.2013 интервалы возможных значений коэффициента к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от уровня безопасности опасного объекта составляют 0,9 - 1.
Таким образом, применение страховщиками понижающего коэффициента к базовым ставкам страховых тарифов может обеспечить ценовую конкуренцию среди участников размещения заказа.
Однако в техническом задании извещения о проведении запроса котировок (Приложение N 2) заказчик самостоятельно применил максимальный понижающий коэффициент - 0,9, в отношении трех опасных объектов (склад взрывчатых материалов, гараж, АЗС), что исключает возможность понижения начальной (максимальной) цены контракта за счет применения понижающих коэффициентов, а следовательно, свидетельствует о незаконности выбора способа размещения заказа путем проведения запроса котировок.
При этом как следует из части 9 статьи 7 Закона о страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта субъектом, обладающим правом устанавливать понижающий коэффициент является исключительно страховщик, тогда как при обосновании цены контракта заказчик не предоставил сведения об уровне безопасности опасного объекта - АЗС, что не позволяет сделать вывод об объективности расчета цены контракта с учетом возможности применения соответствующего коэффициента.
Таким образом, в силу законодательного установления размера базовых страховых тарифов, а также с учетом применения заказчиком максимального возможного понижающего коэффициента, невозможно определить организацию, предложившую лучшие условия контракта - самую низкую цену контракта.
Таким образом, проведение запроса котировок не отвечает специфике данного предмета размещения заказа и не позволяет реализовать механизм выбора победителя запроса котировок, а, следовательно, достичь цели, ради которой проводится процедура размещения заказа.
При этом, отсутствие прямого запрета на проведение запроса котировок не свидетельствует о возможности заказчика реализовать право выбора способа размещения заказа, если это не согласуется с общими принципами законодательства в сфере размещения заказов в части обеспечения потенциальным поставщикам (исполнителям, подрядчикам) гарантий по реализации их права на участие в запросе котировок.
Несмотря на то, что данный вид услуг соответствует критериям, установленным части 2 статьи 42 Закона о размещении заказов размещение заказа на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта не может быть осуществлено путем запроса котировок, так как это не соответствует общему смыслу законодательства о размещении заказов, заложенному в статье 1 Закона о размещении заказов.
Кроме того, определение победителя запроса котировок исключительно по времени подачи заявки, по принципу первоочередности, (победителем становится участник, подавший заявку ранее другого участника при совпадении заявляемой участниками цены контракта), не соответствует требованиям законодательства о размещении заказов, поскольку установление более низкой цены контракта является первоосновой для подведения результатов запроса котировок.
Таким образом, определение победителя запроса котировок путем установления участника, подавшего заявку ранее остальных, при условии обязательных для всех участников страховых тарифов и, соответственно, предопределенности цены контракта, не соответствует требованиям законодательства о размещении заказов.
Указанная правовая позиция подтверждается судебной практикой Высшего арбитражного суда Российской Федерации (Определение ВАС РФ от 21.11.2012 N ВАС-14998/12 опубликовано в карточке арбитражного дела N А53-1241/11).
Комиссия, руководствуясь статьями 17, 60 Закона о размещении заказов и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года N 498 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ОАО "АльфаСтрахование" (Южно-Уральский филиал) на действия заказчика обоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушение части 1 статьи 42, части 2 статьи 10, пункта 1 статьи 1 Закона размещении заказов.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Козлова А.А.
Члены комиссии Саинская Л.А.
Кокшарова И.О.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 22 ноября 2013 г. N 555-ж/2013
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.11.2013