Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 29 ноября 2013 г. N 03/АМ ФЕДЕРАЛЬНАЯ
Резолютивная часть объявлена 29.11.2013 г. г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 03.12.2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- В.П. Иванов - заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- А.Г. Миронов - начальник отдела Управления;
- В.А. Тимиргалиев - ведущий специалист-эксперт отдела Управления,
От Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
От Заказчика - Немчинова И.В., по доверенности от 28.11.2013 г.,
рассмотрев жалобу ООО "ЭЛМА" от 22.11.2013 года вх.N 1813-ж на действия заказчика - БУ ХМАО - Югры "Окружной кардиологический диспансер "Центр диагностики и сердечно-сосудистой хирургии" при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку смеси белковой композитной сухой (извещение N0387200001913000169),
установила:
В Ханты-Мансийское УФАС России поступила жалоба ООО "ЭЛМА" от 22.11.2013 года вх.N 1813-ж на действия заказчика - БУ ХМАО - Югры "Окружной кардиологический диспансер "Центр диагностики и сердечно-сосудистой хирургии" при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку смеси белковой композитной сухой (извещение N0387200001913000169)
В ходе предварительного рассмотрения материалов по жалобе Заявителя на действия Заказчика и Уполномоченного органа установлено следующее.
Жалоба Заявителя соответствует положениям статьи 57, 58 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
Предмет контракта - поставка смеси белковой композитной сухой (извещение N0387200001913000169).
Заявитель ссылается на нарушение его прав, в части нарушения единого порядка размещения заказов, обеспечивающего единство экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о размещении заказов, данный Федеральный закон устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Таким образом, в действиях Заказчика усматриваются признаки нарушения положений части 1 статьи 1 Закона о размещении заказов, в части нарушения единого порядка размещения заказов, обеспечивающего единство экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции.
Заявитель ссылается на нарушение его прав, в части установления в аукционной документации требований, влекущих ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
Таким образом, в действиях Заказчика усматриваются признаки нарушения положений части 3.1 статьи 34 и части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, в части установления в аукционной документации требований, влекущих ограничение количества участников размещения заказа.
В целях рассмотрения жалобы Заявителя, на основании части 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 ФЗ N 94, Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Приказа ФАС России от 24.07.2012 N 498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений" была проведена внеплановая камеральная проверка размещения заказа, и запрошена информация, материалы, документы (заверенные копии) необходимые для проведения проверки размещения заказа.
В результате проведения внеплановой камеральной проверки установлено следующее.
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме 20.11.2013 г. размещено на Официальном сайте РФ www.zakupki.gov.ru.
Документация об открытом аукционе в электронной форме утверждена и.о. главного врача ОКД "ЦД и ССХ" - А.М. Соболевым.
В соответствии с требованием размещение заказа приостановлено до рассмотрения жалобы по существу.
В ходе проверки доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
20.11.2013 г. на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru было размещено извещение N 0387200001913000169 о проведении 06.12.2013 г. на электронной площадке в сети Интернет http://www.sberbank-ast.ru открытого аукциона в электронной форме на поставку смеси белковой композитной сухой; заказчик - бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Окружной кардиологический диспансер "Центр диагностики и сердечно-сосудистой хирургии"; начальная (максимальная) цена договора 962 780 рублей.
Одновременно с этим извещением на том же сайте была опубликована документация об указанном открытом аукционе в электронной форме N 106 на право заключения договора на поставку сухой белковой смеси для приготовления лечебного питания.
В разделе II этой документации - Техническом задании установлен следующий предмет поставки: Смесь белковая композитная сухая. Предназначена для питания в качестве компонента для приготовления готовых блюд для диетического (лечебного и профилактического) питания детей с 3 - х лет и взрослых. Состав: концентрат сывороточных белков молока, ПНЖК, рафинированный растительный жир, пищевые волокна, мальтодекстрин. Пищевая и энергетическая ценность в 100 г сухой смеси: Белки - не более 40,0 г, Жиры - не менее 20,0 г, Углеводы - не менее 30,0 г, Энергетическая ценность - не менее 444,0 Ккал. Количество 598 кг.
Как указано в жалобе, нарушения выразились в том, что установленные в Техническом задании характеристики продукта (содержание белков, жиров, углеводов в 100 г. сухой смеси и энергетическая ценность) имеют граничные показатели ГОСТа Р 53861-2010, поэтому в рамках данного аукциона может быть поставлен только один продукт - смесь белковая композитная сухая "Дисо" "Нутринор".
Заявитель, как следует из его жалобы, занимается реализацией смеси белковой композитной сухой "НовоПротеин" со следующими характеристиками: пищевая ценность - в 100 г сухой смеси: Белок (на с.в.) - 54,0 г, Жир растительный (на с.в.) - 11,1 г, Углеводы (сумма) (на с.в.) - 24,5 г, Энергетическая ценность - 416,0 Ккал., которая по своим показателям соответствует ГОСТу Р 53861-2010, и это подтверждаются сертификатом соответствия, декларацией о соответствии и свидетельством о государственной регистрации.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Частью 2 статьи 34 Закона о размещении заказов установлено, что документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В соответствии с частью 3 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент".
Частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов предусмотрено, что документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Закона, согласно в части 4 статьи 41.6 этого Закона эта документация должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, его безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.
При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Из смысла данной нормы Закона о размещении заказов, в которой законодателем использован союз "или", следует, что заказчик в соответствии со своими потребностями вправе самостоятельно определять и указывать в документации об аукционе как альтернативные значения показателей предлагаемого к поставке товара, так и максимальные или минимальные показатели, а также показатели, значения которых не могут изменяться, то есть безальтернативные показатели.
Ни одной нормой Закона о размещении заказов не предусмотрена обязанность заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации устанавливать показатели для закупаемого товара по требованию участника размещения заказа, в связи с этим содержащееся в жалобе требование Заявителя обязать Заказчика установить в документации об аукционе характеристики для закупаемого товара с применением показателей, указанных в этой жалобе, является неправомерным.
ГОСТ Р 53861-2010 на продукты диетического (лечебного и профилактического) питания в виде смесей белковых композитных сухих, предназначенных для использования в качестве компонента приготовления готовых блюд для диетического (лечебного и профилактического) питания, установил императивное требования в отношении области применения смесей белковых композитных сухих - только в качестве компонента для приготовления готовых блюд для диетического (лечебного и профилактического) питания (раздел 1 ГОСТ Р 53861-2010 ).
В то же время в отношении содержания в таких смесях белков, жиров углеводов и их энергетической ценности ГОСТ Р 53861-2010 установлены общие требования в виде широкого диапазона показателей для этих смесей, и ГОСТ Р 53861-2010 не исключает право потребителя таких продуктов самостоятельно определять в указанных пределах конкретные показатели для закупаемой смеси белковой композитной сухой с учетом его, потребителя, потребностей.
Подобная правовая позиция в отношении прав заказчика на самостоятельное определение как предмета поставки, так и конкретных показателей для закупаемого товара соответствует правовым позициям арбитражных судов, что, в частности, отражено в решении Арбитражного суда Новосибирской области от 01 июня 2012 г. по делу N А45-14959/2012, в постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05 сентября 2012 г. и в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.12.2012 г. по указанному делу.
Статьей 39 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон "Об основах охраны здоровья граждан) установлено, что лечебное питание является неотъемлемой частью лечебного процесса и профилактических мероприятий, включает в себя пищевые рационы, которые имеют установленный химический состав, энергетическую ценность, состоят из определенных продуктов, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, подвергаемых соответствующей технологической обработке. Специализированными продуктами лечебного питания являются пищевые продукты с установленным химическим составом, энергетической ценностью и физическими свойствами, доказанным лечебным эффектом, которые оказывают специфическое влияние на восстановление нарушенных или утраченных в результате заболевания функций организма, профилактику этих нарушений, а также на повышение адаптивных возможностей организма. Нормы лечебного питания утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с этой нормой Закона "Об основах охраны здоровья граждан" обязательным условием использования специализированных продуктов питания в лечебных целях является существование у них предварительно доказанного лечебного эффекта, такие продукты должны соответствовать правовым актам уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Оборот пищевых продуктов в Российской федерации регулируется Федеральным законом 02.01.2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон "О качестве и безопасности пищевых продукт").
Статьей 3 этого Закона установлено, что в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; запрещен оборот на территории Российской Федерации пищевых продуктов, в отношении которых отсутствует информация о государственной регистрации; пищевые продукты, сведения о регистрации которых отсутствуют, признаются некачественными и опасными для здоровья.
В соответствии со статьей 5 Закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, обязаны предоставлять покупателям или потребителям, а также органам государственного надзора и контроля полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, а также соблюдать требования нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов.
Согласно статье 15 Закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" продукты диетического питания должны иметь свойства, позволяющие использовать их для лечебного и профилактического питания человека в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения требованиями к организации диетического питания, и быть безопасными для здоровья человека.
Оборот и государственная регистрация пищевых продуктов, помимо Закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов", регулируются также Единым перечнем товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза, утвержденным решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299, и Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденным решением комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 г. N880 (далее - Технический регламент ТР ТС 021/2011).
Пунктом 2 раздела II указанного Единого перечня и статьями 24, 25, 26 Технического регламента ТР ТС 021/2011 предусмотрена обязательность государственной регистрации специализированных пищевых продуктов диетического (лечебного и профилактического) питания.
Пунктом 3.4 Национального стандарта "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования", утвержденного постановлением Госстандарта России от 29 декабря 2003 г. N 401-ст (ГОСТ Р 51074-2003), установлено, что информация для потребителя должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно состава, свойств, пищевой ценности, природы, происхождения, способа изготовления и употребления, а также других сведений, характеризующих прямо или косвенно качество и безопасность пищевого продукта, и не мог ошибочно принять данный продукт за другой продукт, близкий к нему по внешнему виду или другим органолептическим показателям.
Из приведенных норм законодательных и иных правовых актов следует, что регистрационными условиями оборота и использования продуктов диетического (лечебного и профилактического) питания являются их предварительно проверенные (установленные) область применения, энергетическая и пищевая ценности (гигиеническая характеристика), отражаемые в общедоступной информации об их государственной регистрации.
Государственной регистрации подлежат не только сами эти продукты, но и их наименование, а также заявленные в отношении них сведения об их потребительских свойствах, в том числе области их применения и гигиенических характеристиках, целью этой регистрации является исключение введения в заблуждение потребителей и покупателей относительно пищевых продуктов и их потребительских свойств.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2012 г. N866 государственная регистрация пищевых продуктов, то есть их допуск в оборот, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор).
Роспотребнадзор осуществляет также ведение Реестра свидетельств о государственной регистрации (единая форма Таможенного союза, российская часть), в который вносятся согласованные с ним условия оборота зарегистрированной продукции, в том числе продуктов диетического (лечебного и профилактического) питания, и выдачу свидетельств об их государственной регистрации, сам этот Реестр расположен на сайте Роспотребнадзора http://fp.crc.ru/ и является общедоступным.
В силу вышеприведенных нормативных положений, регулирующих оборот продукции, включая оборот продуктов диетического (лечебного и профилактического) питания, изменение производителем продукции, иными лицами ее потребительских характеристик, в том числе области применения, гигиенических характеристик и иных показателей без согласования с Роспотребнадзором не допускается, что подтверждается разъяснением Роспотребнадзора в его письме от 13.08.2010 г. N 01/11871-0-29.
Организация питания лиц, находящихся на стационарном лечении в лечебно-профилактических учреждениях, определена приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.08. 2003 г. N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации" "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации" (далее - Приказ Минздрава России N330).
Приказом Минздрава России N330 утверждена "Инструкция по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях" (далее - "Инструкция по организации лечебного питания"), таблицами N1а, 6, 7 которой предусмотрено использование в питании лиц, находящихся на стационарном лечении в лечебно-профилактических учреждениях, наряду с другими перечисленными в них продуктами питания, таких специализированных продуктов диетического питания, как смеси белковые композитные сухие.
При этом из смысла указанной Инструкции следует, что в отношении смесей белковых композитных сухих установлен только один способ их применения - только в качестве компонента для приготовления готовых блюд для диетического (лечебного и профилактического) питания.
В таблице 7 "Инструкции по организации лечебного питания", озаглавленной как "Замена продуктов по белкам и углеводам", установлена возможность замены по белку молока, мяса (говядины), рыбы, творога, яйца на смесь белковую композитную сухую.
Из пересчета по данным этой таблицы содержания белка, жиров и углеводов на 100 г смеси белковой композитной сухой следует, что "Инструкций об организации лечебного питания" предусмотрено использование в питании пациентов смеси белковой композитной сухой в 100 г которой содержится 40 г белка, 20 г жиров, 30 г углеводов.
Тем самым Министерством здравоохранения Российской Федерации как федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения определен перечень продуктов диетического питания, в том числе в виде смесей белковых композитных сухих, которые должны применяться в диетическом питании лиц, находящихся на стационарном лечении в лечебно-профилактических учреждениях, и нормы этого питания, позволяющие достичь лечебного эффекта для этих лиц.
В силу требований статьи 39 Закона "Об охране здоровья граждан" и статьи 15 Закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" приказ Минздрава России N330, в том числе утвержденная им "Инструкция об организации лечебного питания", является обязательным для всех лечебно-профилактических учреждений, включая Заказчика.
Такое же соотношение белков, жиров и углеводов и такая же энергетическая ценность для смесей белковых композитных сухих, применяемых для лечебного и профилактического питания, определены в Методических рекомендациях "Организация питания в учреждениях (отделениях) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов", разработанных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, научно-исследовательским институтом питания Российской академии медицинских наук, Санкт-Петербурским институтом биорегуляции и геронтологии (Москва 2009).
В таблице 10 (страница 50) этих Методических рекомендаций установлены следующие показатели для смесей белковых композитных сухих, используемых в организации питания в учреждениях (отделениях) социального обслуживания граждан: в ста граммах сухой смеси: белок - 40 г, жиры - 20 г, углеводы - 30 г.
Из указанных Методических рекомендаций видно, что они разработаны на основании научных данных, полученных при исследовании практического применения в лечении больных смесей белковых композитных сухих, и выводы об эффективности того количественного состава по белкам, жирам и углеводам, сведения о которых содержатся в таблице 10 данных Методических рекомендаций, основаны на этих данных.
Поскольку смеси белковые композитные сухие как специализированные продукты диетического питания предназначены для лечебного и профилактического питания, результаты указанных исследований и полученные на их основе данные актуальны как для учреждений социального обслуживания граждан, так и для лечебно - профилактических учреждений, поэтому Заказчик, вправе использовать также при определении своих потребностей также сведения, содержащиеся в этих Методических рекомендациях для определения показателей пищевой и энергетической ценностей закупаемого Заказчиком продукта диетического питания.
Продукт смесь белковая композитная сухая "Дисо" "Нутринор" реализуется несколькими организациями, в том числе ООО "Международный центр клинического питания", ООО "Аргумент" и др., что подтверждается, в частности, разделом IV документации об открытом аукционе в электронной форме, в котором дано обоснование начальной (максимальной) цены договора с учетом коммерческих предложений перечисленных в этом разделе поставщиков.
На основании вышеизложенного, в действиях заказчика отсутствуют нарушения части 3.1 статьи 34 и части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, в части установления в аукционной документации требований, влекущих ограничение количества участников размещения заказа.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь статьей 17, пунктом 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ и Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений", Комиссия Управления,
решила:
Признать жалобу ООО "ЭЛМА" от 22.11.2013 года вх.N 1813-ж на действия заказчика - БУ ХМАО - Югры "Окружной кардиологический диспансер "Центр диагностики и сердечно-сосудистой хирургии" при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку смеси белковой композитной сухой (извещение N0387200001913000169) необоснованной.
Примечание: Решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Председатель Комиссии В.П. Иванов
Члены Комиссии: А.Г. Миронов
В.А. Тимиргалиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 29 ноября 2013 г. N 03/АМ
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.12.2013