Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 13 апреля 2017 г. N 368 исх. N 5738 от 17.04.2017
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" на действия государственного заказчика - Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Байкал" Федерального дорожного агентства" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по ремонту искусственных сооружений на действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Ремонт моста через реку Артинатка на км 1+270 автомобильной дороги А-382 подъездная дорога от г.Дудинки к аэропорту Алыкель, Красноярский край" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 06.04.2017 поступила жалоба ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319100010317000034.
Существо жалобы: документация об электронном аукционе составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, назначенном на 12.04.2017 в 17 часов 00 минут (время местное), присутствовал представитель заказчика Соломатов Алексей Валерьевич (доверенность N 104/-Д-2017 от 22.03.2016, удостоверение личности).
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены нарушения части 1 статьи 33, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, а именно необоснованно установлены требования к описанию участниками закупок в составе заявок химического состава и (или) компонентов бетона тяжелого и мелкозернистого, щебня для тяжелого монолитного бетона, песка для монолитного бетона, воды для затворения бетонной смеси, которые имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. В подтверждение своей позиции податель жалобы ссылается на письмо ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16, решения ФАС России от 13.11.2014 по делу К-1474/14, от 04.02.2015 по делу К-94/15, от 17.08.2015 по делу К-987/15, от 24.08.2015 по делу К-1018/15.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком были представлены в письменной форме возражения, согласно которым в оспариваемых положениях документации об электронном аукционе были установлены именно такие требования, которые относятся исключительно к определению функциональных, технических и качественных характеристик необходимого при выполнении работ товара. Заказчиком не было установлено характеристик товаров, показатели по которым могут быть известны только после их изготовления, что подтверждается письмами производителей бетонной смеси г. Красноярска и г. Омска. На основании вышеизложенного, по мнению заказчика, доводы подателя жалобы являются необоснованными.
В связи с необходимостью проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд Комиссией были объявлены перерывы в рассмотрении жалобы до 13.04.2017 до 10 часов 30 минут (время местное), затем до 17 часов 45 минут (время местное).
После окончания объявленных перерывов на заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовал представитель заказчика Соломатов А.В.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лица, допущенного к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту искусственных сооружений на действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Ремонт моста через реку Артинатка на км 1+270 автомобильной дороги А-382 подъездная дорога от г.Дудинки к аэропорту Алыкель, Красноярский край (извещение о проведении электронного аукциона с изменениями от 21.03.2017 N0319100010317000034).
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что при составлении описания объекта закупки заказчику необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Анализ положений аукционной документации показал Комиссии, что функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки были сформулированы заказчиком в разделе 1 рассматриваемой документации (далее - Описание объекта закупки).
Исследовав Описание объекта закупки, Комиссия установила, что работы, являющиеся объектом закупки, необходимо выполнить в соответствии с условиями, изложенными в проекте контракта и его приложениях (Приложение N 1 к документации об электронном аукционе), с требованиями Ведомости объемов и стоимости работ (Приложение N8 к проекту контракта), Календарным графиком производства подрядных работ (Приложение N 1 к проекту контракта), Проектом (Приложение N2 к документации об электронном аукционе). Вместе с этим, заказчик сообщил участникам закупки о том, что товары и их характеристики содержатся в Приложении N3 к документации об электронном аукционе.
В Приложении N3 к документации об электронном аукционе заказчиком были изложены, в том числе следующие требования к бетону тяжелому и мелкозернистому, щебню для тяжелого монолитного бетона, песку для монолитного бетона, воде для затворения бетонной смеси:
- позиция "Бетон тяжелый и мелкозернистый", характеристики: общее содержание хлоридов в бетоне - в пересчете на Cl - не более 1% от массы;
- позиция "Щебень для тяжелого монолитного бетона", характеристики: щебень и щебень из гравия применяют в бетоне без ограничений, если содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам, не более:
50 ммоль/л аморфных разновидностей диоксида кремния, растворимых в щелочах;
1,5 % по массе сульфатов (гипс, ангидрит) и сульфидов, кроме пирита (марказит, пирротин, гипс, ангидрит и др.) и пересчете на SO3;
4 % по массе пирита;
15 % по объему слоистых силикатов, если слюды, гидрослюды, хлориты и другие являются породообразующими минералами;
0,1 % по массе галоидных соединений (галит, сильвин и др., включая водорастворимые хлориды) в пересчете на ион хлора;
0,25 % по массе свободных волокон асбеста;
1,0 % по массе угля и древесных остатков;
10 % по объему каждого из перечисленных породообразующих минералов (магнетита, гетита, гематита и др., апатита, нефелина, фосфорита) или их суммы в количестве не более 15 %;
- позиция "Песок для монолитного бетона", характеристики: допустимое содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам и примесям:
аморфные разновидности диоксида кремния, растворимого в щелочах (халцедон, опал, кремень и др.) не более 50 ммоль/л;
сера, сульфиды, кроме пирита, (марказит, пирронит, и др.), и сульфаты (гипс, ангидрит и др.) в пересчете на SO3 не более 1,0%, пирит в пересчете на SO3 не более 4,0% по массе;
слюда не более 2% по массе;
галоидные соединения (галит, сильвин и др.), включающие в себя водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора - не более 0,15% по массе;
уголь не более 1% по массе;
- позиция "Вода для затворения бетонной смеси", характеристики:
Максимальное допустимое содержание, мг/л | |||
растворимых солей |
ионов SO42- |
ионов Cl- |
взвешенных частиц |
5000 |
2700 |
1200 |
200 |
Общее содержание в воде ионов натрия Na+ и калия К+ в составе растворимых солей не должно превышать 1500 мг/л.
Наименование примеси |
Максимальное содержание, мг/л |
Сахар |
100 |
Фосфаты в расчете на P2O5 |
100 |
Нитраты в расчете на NO3- |
500 |
Сульфиды в расчете на S2- |
100 |
Свинец в расчете на Pb2+ |
100 |
Цинк в расчете на Zn2+ |
100 |
В инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, изложенной в разделе 2 аукционной документации, заказчик, в том числе, сообщил участникам закупки о том, что конкретные показатели предлагаемых к использованию товаров не должны противоречить требованиям, установленным Приложением N 5 к проекту государственного контракта, которым определен перечень нормативно-технических документов, обязательных при осуществлении проектных и дорожных работ. В указанном перечне содержатся, в том числе, указания на ГОСТ 8267-93 "Щебень из природного камня для строительных работ. Технические условия", ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия", ГОСТ 23732-2011 "Вода для бетонов и растворов. Технические условия", ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Общие технические требования", ГОСТ 31384-2008 "Защита бетонных и железобетонных конструкций. От коррозии. Общие технические требования".
Системное толкование норм права Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика, за исключением требования об объективном характере описания объекта закупки.
Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару, в том числе к его составу.
Сопоставление характеристик, установленных заказчиком в Приложении N3 к документации об электронном аукционе в отношении бетона тяжелого и мелкозернистого, щебня для тяжелого монолитного бетона, песка для монолитного бетона, воды для затворения бетонной смеси, с характеристиками, установленными к таким материалам ГОСТ 8267-93 "Щебень из природного камня для строительных работ. Технические условия", ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия", ГОСТ 23732-2011 "Вода для бетонов и растворов. Технические условия", ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Общие технические требования", ГОСТ 31384-2008 "Защита бетонных и железобетонных конструкций. От коррозии. Общие технические требования", показало Комиссии, что характеристики щебня указаны в аукционной документации в соответствии с приложением А ГОСТ 8267-93, характеристики воды - в соответствии с Таблицами 1 и 2, пунктом 4.5 ГОСТ 23732-2011, характеристики песка - в соответствии с приложением А ГОСТ 8736-2014, характеристики бетона (в частности содержание хлоридов в бетоне) - в соответствии с пунктом 4.4.2 ГОСТ 26633-2015 и Таблицей В.2 ГОСТ 31384-2008. Следовательно, при установлении характеристик указанных материалов заказчик руководствовался показателями, требованиями, условными обозначениями и терминологией, касающимися технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) указанных товаров, необходимых к использованию при выполнении работ, являющихся объектом закупки, которые предусмотрены документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации.
Таким образом, участник закупки имеет возможность при составлении заявки на участие в электронном аукционе, с учетом инструкции заказчика по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, соотнести соответствующие показатели материалов из Приложения N3 к документации об электронном аукционе заказчика с показателями соответствующих документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, и сформировать свое предложение в отношении таких материалов. Доказательств обратного Комиссии не представлено.
Перечисленные в Приложении N3 к документации об электронном аукционе материалы имеют непосредственное отношение к объекту закупки, так как предполагаются к использованию при выполнении работ по ремонту искусственных сооружений на действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения, а именно при ремонте моста через реку Артинатка на км 1+270 автомобильной дороги А-382 подъездная дорога от г.Дудинки к аэропорту Алыкель, Красноярский край.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта на строительные работы, возможности поставить товар по характеристикам, соответствующим потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников закупки.
В ходе проведения заседаний Комиссии по рассмотрению жалобы по существу заказчиком в адрес Комиссии были представлены письма (от 10.04.2017, 11.04.2017), полученные заказчиком в ответ на направленные им запросы в адрес 4 (четырех) изготовителей бетона (г. Красноярск и г. Омск) с вопросом о возможности предоставления по запросу потребителя характеристик на бетон, в том числе характеристик используемого щебня, песка, воды для затворения бетонной смеси, предусмотренных заказчиком в соответствующих позициях Приложения N3 к документации об электронном аукционе, до изготовления самого товара. В указанных ответах изготовители бетона сообщили о готовности предоставить по запросу потребителя данные о материалах, входящих в состав бетонной смеси, согласно требований действующих документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации. Вместе с этим, они сообщили о готовности изготовить бетон всех классов в соответствии с представленными им характеристиками.
Подателем жалобы не было представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в Описании объекта закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми, неисполнимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Вышеизложенные обстоятельства дают основание Комиссии полагать, что довод подателя жалобы о наличии в Описании объекта закупки требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки, не нашел своего подтверждения в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что аукционная документация соответствует обязательными требованиями Закона о контрактной системе, в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов участников закупки.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведенной внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение о признании жалобы ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 13 апреля 2017 г. N 368
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.04.2017