Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 30 марта 2017 г. N 359-З ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
при участии представителей:
- заказчика в лице Министерства экономики Свердловской области-,
- заявителя в лице АО "Эксперт РА" -,
рассмотрев жалобу АО "Эксперт РА" (123001, г. Москва, Благовещенский пер., д. 12, стр. 2) о нарушении заказчиком в лице Министерства экономики Свердловской области (620031, г. Екатеринбург, пл. Октябрьская, 1), его комиссиейпри осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по присвоению (пересмотру) кредитного рейтинга Свердловской области по национальной шкале (извещение N 0162200016917000003), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту- Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалобаАО "Эксперт РА"(вх. N 01-4811 от 23.03.2017 г.) о нарушении заказчиком в лицеМинистерства экономики Свердловской области, его комиссией при осуществлении закупки путем проведения на электронного аукциона на оказание услуг по присвоению (пересмотру) кредитного рейтинга Свердловской области по национальной шкале (извещениеN 0162200016917000003),Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что заказчиком в положениях аукционной документации установлены требования ограничивающие круг участников закупки, просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчикас доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
16марта2017г.в единой информационной системе опубликовано извещение о проведении электронного аукционаN0162200016917000003и документация об электронном аукционе наоказание услуг по присвоению (пересмотру) кредитного рейтинга Свердловской области по национальной шкале.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 712 500,00 рублей.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а такжетребования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1.1 проекта государственного контракта предметом настоящего Контракта является оказание услуг по присвоению (пересмотру) кредитного рейтинга Свердловской области по национальной шкале (далее - Кредитный рейтинг), в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к настоящему Контракту), являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
В соответствии с п. 1.5 проекта государственного контракта условия и объем оказываемых услуг определены настоящим Контрактом и Техническим заданием (Приложение N 1 к настоящему Контракту), являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
Согласно п. 14.4 проекта государственного контракта во всех случаях, неурегулированных настоящим Контрактом, стороны руководствуются действующим законодательством РФ.
В силу ст. 780 Гражданского кодекса Российской Федерации,если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона и аукционной документации объектом закупки является оказание услуг по присвоению (пересмотру) кредитного рейтинга Свердловской области по национальной шкале. При этом, положениями государственного контракта не предусмотрено право привлечения исполнителем для оказания услуг третьих лиц, следовательно, исполнителем по государственному контракту может быть только участник закупки, с которым этот контракт будет заключен.
Частью II "Описание объекта закупки" аукционной документации установлено техническое задание на оказание услуг по присвоению (пересмотру) кредитного рейтинга Свердловской области по национальной шкале. Пунктом 4.4 части II аукционной документации в качестве условия оказания услуг установлено, что кредитные рейтинги Исполнителя применяются в качестве обязательного критерия для выбора кредитных организаций, допущенных к размещению средств федерального бюджета на банковских депозитах, в соответствии Правилами размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2011 N 1121 "О порядке размещения средств федерального бюджета на банковскихдепозитах", Приказом Казначейства России от 24.10.2016 N 22н "Об установлении дополнительного требования к кредитным организациям, в которых размещаются средства федерального бюджета на банковских депозитах" (в редакции Приказа Казначейства России от 03.02.2017 N 4н). Данное условие также закреплено в п. 4.4. Приложения N 1 проекта государственного контракта, размещенному, вместе с аукционной документацией, в единой информационной системе.
На заседании комиссии представители заказчика пояснили, что данное условие было включено в аукционную документацию на основании письма Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (исх. N 3.5-27/63 от 17.01.2017 г.).
В соответствии с данным письмом техническое задание к конкурсной документации при закупке должно отражать присвоение рейтинга по национальной шкале от аккредитованного агентства, включенного в соответствующий реестр Банка России, чья методология присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти РФ прошла проверку Банка России на её соответствие требованиям Федерального закона N 222-ФЗ. Дополнительным критерием для проведения конкурсных процедур и выбора рейтингового агентства для присвоения кредитного рейтинга может также являться факт применения его кредитных рейтингов в качестве обязательного критерия для выбора кредитных организаций, допущенных к размещению средств федерального казначейства (абз. 4).
Заказчик при установлении условия оказания услуг, отраженного в п. 4.4. Части II аукционной документации и п. 4.4. Приложения N 1 проекта государственного контракта, приводит отсылку к Приказу Казначейства России от 24.10.2016 N 22н "Об установлении дополнительного требования к кредитным организациям, в которых размещаются средства федерального бюджета на банковских депозитах" (далее также - Приказ N 22н).
В соответствии с п. 1 Приказа N 22н к кредитным организациям, в которых размещаются средства федерального бюджета на банковских депозитах, установлено дополнительное требование о наличии у кредитной организации рейтинга не ниже уровня "А+(RU)" по национальной рейтинговой шкале кредитного рейтингового агентства Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество).
Однако, заказчиком проводится закупка в форме электронного аукциона, в то время как положения письма(исх. N 3.5-27/63 от 17.01.2017 г.) применимы к закупкам, предусматривающим отбор исполнителя по критериям, не связанным со стоимостью услуг..
Таким образом, в нарушение ч. 3 ст. 33 и п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе заказчиком в лице Министерства экономики Свердловской области в положения аукционной документации необоснованно включено требование к участнику закупки, а именно требование о применении кредитных рейтингов Исполнителя в качестве обязательного критерия для выбора кредитных организаций, допущенных к размещению средств федерального бюджета на банковскихдепозитах, в соответствии Правилами размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2011 N 1121 "О порядке размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах", Приказом Казначейства России от 24.10.2016 N 22н "Об установлении дополнительного требования к кредитным организациям, в которых размещаются средства федерального бюджета на банковских депозитах".
Указанные действия заказчика в лице Министерства экономики Свердловской области содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Свердловского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Федеральным законом от 13.07.2015 N 222-ФЗ "О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее также - Закон о деятельности рейтинговых агентств) и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" установлены правовые основы деятельности кредитных рейтинговых агентств по оценке способности юридических лиц и публично-правовых образований исполнять принятые на себя финансовые обязательства, оценке кредитного риска их финансовых обязательств и финансовых инструментов, а также полномочия Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России) при осуществлении регулирования и надзора в сфере деятельности кредитных рейтинговых агентств.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о деятельности рейтинговых агентств рейтинговую деятельность на территории Российской Федерации вправе осуществлять юридические лица, созданные в организационно-правовой форме хозяйственного общества, после внесения сведений о таких лицах Банком России в реестр кредитных рейтинговых агентств в порядке, определенном настоящим Федеральным законом и нормативными актами Банка России. Иные юридические лица не вправе осуществлять рейтинговую деятельность.
Таким образом, Законом о деятельности рейтинговых агентств предусмотрены императивные требования к лицам, осуществляющим рейтинговую деятельность на территории РФ. При этом, в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31 и ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе в положениях аукционной документации данные требования не находят своего отражения, заказчик необоснованно расширяет круг потенциальных участников аукциона, в котором могут согласно его требованиям участвовать и те лица, которые не соответствуют обязательным требованиям к исполнителю соответствующего вида услуг.
Указанные действия заказчика в лице Министерства экономики Свердловской области содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. ЖалобуАО "Эксперт РА"признать обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Министерства экономики Свердловской области выявлены нарушения п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 3 ст. 33, п. 1 ч. 1 и ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Министерства экономики Свердловской области выдатьпредписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 4 и ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
5. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица утвердившего документацию об электронном аукционе с документами, подтверждающими личность, а также документами подтверждающие полномочия на действия по утверждению документации, и лица включившего излишние требования к участнику электронного аукциона с документами, подтверждающими личность, а также документами подтверждающие полномочия на действия по утверждению документации23.05.2017 г. в 11:00 по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта, 5/Химиков,3 этаж 4.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ N 359-з
Об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
г. Екатеринбург 30.03.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
на основании своего решения N 359-З от 30.03.2017 г.,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику в лице Министерства экономики Свердловской области в срок до 26 апреля 2017 года устранить нарушение Закона о контрактной системе путем отмены всех составленных протоколов, внесения изменения в документацию согласно решению 359-з от 30.03.2017 г., продления срока для подачи заявок.
2. Оператору электронной торговой площадки обеспечить исполнение пункта 1 настоящего предписания.
3. Заказчику в лице Министерства экономики Свердловской области в срок до 10 мая 2017 года представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, в том числе посредством факсимильной связи: (343) 377-00-84.
Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 30 марта 2017 г. N 359-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2017