Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 13 апреля 2017 г. N 04-01/109-2017 Заявитель:
Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
Члены Комиссии:
<_> - главный специалист-эксперт Управления;
<_> - главный специалист-эксперт Управления,
при участии:
Ильин И.О. - представитель заявителя по доверенности N 15 от 07.04.2017 г.,
рассмотрев жалобу ООО "Медицинские технологии" (г. Тюмень) на действия Заказчика ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" (ИНН: 8905018707) при осуществлении закупки на оказание услуг по обслуживанию медицинского лабораторного оборудования производства компании Beckman Coulter, находящегося у Заказчика (извещение N 0190200000317002694),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба ООО "Медицинские технологии" на положения аукционной документации на оказание услуг по обслуживанию медицинского лабораторного оборудования производства компании Beckman Coulter, находящегося у Заказчика.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 680 443, 36 рублей.
Заказчик - ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ".
Объект закупки - оказание услуг по обслуживанию медицинского лабораторного оборудования производства компании Beckman Coulter, находящегося у Заказчика.
Заявитель считает, что Заказчик обязан установить в аукционной документации требования к участнику о наличии аттестата аккредитации на оказание услуг по поверке средств измерения.
Заказчик при разработке аукционной документации обязан руководствоваться документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Так применение ГОСТа Р 56606-2015 при описании объекта закупки является для Заказчика обязательным.
В техническом задании аукционной документации представлен перечень медицинских изделий, которые подлежат обслуживанию.
Среди этого перечня находится ряд средств измерений, для которых контроль технического состояния является поверкой:
- Бимический анализатор Synchron CX5 PRO;
- Гематологический анализатор AcTdiff 2;
- Гематологический анализатор LH-750.
Каждое средство измерения должно пройти государственную проверку.
Каждому средству измерения соответствует номер из государственного реестра, подтверждающий принадлежность медицинского изделия средствам измерения, Регламентированного Федеральным Законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".
Согласно п. 6.6.5. Методических рекомендаций по обслуживанию медицинской техники Изделия медицинской техники, относящиеся к средствам измерений в медицинского назначения в случаях, когда проведение текущего ремонта могло оказать влияние на метрологические характеристики изделия соответственно подвергается ПОВЕРКЕ данного медицинского изделия.
Кроме этого, в 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" данная позиция закреплена. Каждое средство измерения подлежит Поверке первоначальной и как минимум раз в год.
Если медицинское изделие подверглось модификации, ремонту, обслуживанию текущему ремонту, то оно подвергается контролю технического состояния.
Контроль технического состояния - это проверка медицинского изделия на его исправность и возможность его применения в медицинских целях. Для средств измерений контроль технического состояния - является Поверка.
С 1 сентября 2016 года в законную силу вступил ГОСТ Р 56606-2015, который не противоречит Методическим рекомендациям, а лишь расширяет их.
В соответствии с п.4.3 ГОСТа:
В процессе осуществления технического обслуживания в обязательном порядке следует проводить контроль технического состояния (КТС) медицинского изделия с периодичностью не менее одного раза в год. Проверку соответствия значений параметров проводят с применением контрольно измерительного оборудования, внесенного в реестр средств измерений и прошедшего государственную поверку.
После ремонта или модернизации медицинского изделия должен быть проведен Контроль технического состояния (либо поверка в том случае, если медицинского изделия является средством измерения) в объеме, необходимом для подтверждения соответствия эксплуатационных и технических характеристик данного медицинского изделия значениям, приведенным в эксплуатационной документации.
Заказчик, указав в требованиях к участнику наличие лицензии на проведение технического обслуживания медицинской техники, не указал требование к потенциальным участникам о наличии аттестата аккредитации в сфере единств измерений.
Наличие аттестата аккредитации, по мнению заявителя, не ограничивает конкуренцию.
Согласно возражениям Заказчика.
Производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники является лицензируемым видом деятельности.
Оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования и поверка средств измерений - могут быть выполнены независимо друг от друга разными организациями, имеющими соответствующие разрешительные документы (лицензии, аттестаты аккредитации) на право проведения данных видов работ.
Поверка средств измерений - выполнение определенных операций, которые необходимо выполнить в целях определения - соответствуют средства измерений заявленным метрологическим требованиям или нет.
Техническое обслуживание оборудования включает в себя действия по поддержанию и восстановлению исправности и работоспособности оборудования при его использовании по назначению.
Техническое обслуживание медицинской техники выполняется только специализированным персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию на техническое обслуживание медицинской техники в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 г. N 469 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию". Требования о наличии у Исполнителя лицензии предусмотрено документацией.
Следовательно, выполнение перечисленных выше видов работ требует наличие лицензии на техническое обслуживание медицинской техники.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" закреплено, что поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Аккредитация в области обеспечения единства измерений осуществляется в целях официального признания компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя выполнять работы и (или) оказывать услуги по обеспечению единства измерений (в соответствии с частью 1 статьи 19 Закона N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений"). Для услуг по поверке средств измерения требуется наличие аттестата аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Следовательно, включение в документацию отдельной услуги по поверке средств измерений и как следствие наличие у Исполнителей аккредитации приводит к нарушению принципа обеспечения конкуренции, предусмотренного статьей 8 ФЗ-44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
По сведениям, представленным Заказчиком, не все оборудование относится к средствам измерений, соответственно установление требования о наличии аттестата аккредитации на проведение поверки приведет к ограничению конкуренции.
Согласно аукционной документации в целях соблюдения принципа обеспечения конкуренции Заказчиком принято решение о необходимости предоставления Исполнителю права на привлечение для выполнения отдельных видов работ по техническому обслуживанию медицинского оборудования субподрядные организации, имеющие соответствующие разрешения на их выполнение (пункт 11 приложения N 1 к проекту контракта, пункт 11 Приложение 1 к потребности).
Согласно требованиям п.п. 2, 3 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе не допускается предоставления иных документов, не предусмотренных аукционной документацией и законодательством о контрактной системе.
Кроме того, Заказчик сообщает, что в ответе на запрос о разъяснении положений аукционной документации представлен ответ, относительно предоставления копии аттестата аккредитации на проведение поверки, согласно которому предусмотрена возможность привлечения соисполнителя.
Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать характеристики, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к оказываемым услугам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Основной целью Закона о контрактной системе является удовлетворение потребностей государственных заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных этим законом ограничений.
Следовательно, принцип эффективного использования бюджетных средств должен пониматься как право государственного заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика.
Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан указывать в аукционной документации такие требования, которые в наибольшей мере соответствуют его потребностям и являются для него существенными.
Соответственно, принципы расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и развития добросовестной конкуренции не должны толковаться в ущерб потребностям заказчиков, и пониматься как запрет на размещение заказа на оказание услуг с такими требованиями.
Данные услуги технологически связанные между собой и могут быть включены в один лот, но установление требования от участника электронного аукциона о предоставлении аттестата аккредитации для испытания на постоянство параметров (ГОСТ Р 56606-2015 п.4.3.3) необязательно для Заказчика.
Норм законодательства о контрактной системе, закрепляющих необходимость данных услуг - Поверка и оказание услуг по обслуживанию медицинской техники в обязательном порядке включить в одну закупку (один лот) при проведении аукциона на право обслуживания медицинского оборудования не существует.
Однако не все хозяйствующие субъекты имеют все разрешительные документы, необходимые для выполнения работ, предусмотренных документацией, что исключает возможность участника одновременно предоставить заказчику лицензию на техническое обслуживание медицинской техники и аттестат аккредитации. Указанное обстоятельство может привести к ограничению количества потенциальных участников закупки.
Согласно приложению N 1 аукционной документации Заказчиком установлены требования к оказанию услуг по техническому обслуживанию. Так, по техническому обслуживанию медицинского оборудования входят работы, связанные с обновлением программного и аппаратного обеспечения оборудования, инициированные компанией-производителем.
При необходимости возможно заключение договора со специалистом сторонней аккредитованной на данный вид деятельности организацией, если в медицинском учреждении такие специалисты отсутствуют или не обладают достаточной квалификацией.
На данные виды работ Заказчик имеет право проводить отдельную процедуру торгов, поскольку в учреждении имеется обширное количество оборудования различных производителей, относящегося к средствам измерений.
Возможно привлечение сторонней организации на основании отдельной закупки, в которой Заявитель может принять участие.
Наличие аттестации аккредитации не препятствует Заявителю участвовать в такой закупке.
В данном рассматриваемом случае, отсутствие какого-либо документа не свидетельствует об ограничении конкуренции и не является препятствием для участников при подаче своих заявок.
Проанализировав жалобу и доводы и обоснования Заказчика, Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемая аукционная документация не противоречит положениям Закона о контрактной системе и положениям Закона о защите конкуренции, действия заказчика не нарушают требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов участников закупки.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Медицинские технологии" (г. Тюмень) на действия Заказчика ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" (ИНН: 8905018707) при осуществлении закупки на оказание услуг по обслуживанию медицинского лабораторного оборудования производства компании Beckman Coulter, находящегося у Заказчика (закупка N 0190200000317002694) необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии <...>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 13 апреля 2017 г. N 04-01/109-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2017