Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 18 октября 2013 г. N 4998/03
Резолютивная часть оглашена 18.10.2013 В полном объеме изготовлено 23.10.2013 |
Великий Новгород |
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Комиссия) в составе:
Куриков И.А. - председатель Комиссии, и.о. заместителя руководителя - начальника отдела Управления;
Терентьева А.В. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;
Петров Д.А. - член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
- муниципального заказчика - Администрации города Боровичи - Главы города Боровичи Преображенского Бориса Константиновича (удостоверение от 29.10.2010), главного инженера МУП "Боровичский ВОДОКАНАЛ" Сюгина Виктора Николаевича (доверенность N 94 от 16.10.2013), начальника ПТО МУП "Боровичский ВОДОКАНАЛ" Паровишник Ирины Сергеевны (доверенность N 95 от 16.10.2013);
- уполномоченного органа - Администрации Боровичского муниципального района - Егоровой Светланы Александровны (доверенность б/н от 17.10.2013);
- участника размещения заказа (подателя жалобы) - Закрытого акционерного общества "Конверсия" - заместителя генерального директора Киреевой Елены Ивановны (доверенность б/н от 16.10.2013),
рассмотрев жалобу участника размещения заказа - Закрытого акционерного общества "Конверсия" (адрес: 143900, Московская обл., г. Балашиха, ул. Звездная, д. 13; далее - ЗАО "Конверсия") на действия муниципального заказчика - Администрации города Боровичи (адрес: 174411, Новгородская обл., г. Боровичи ул. Комсомольская д. 26) при размещении муниципального заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на поставку, монтаж и пуско-наладку "вхолостую" оборудования станции обезжелезивания воды для г. Боровичи Новгородской области, дата размещения извещения - 20.09.2013, заказ N 0150300002413000083, и проведя внеплановую проверку размещения данного заказа,
УСТАНОВИЛА:
11.10.2013 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) поступила жалоба участника размещения заказа ЗАО "Конверсия" на действия муниципального заказчика - Администрации города Боровичи при размещении муниципального заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на поставку, монтаж и пусконаладку "вхолостую" оборудования станции обезжелезивания воды для г. Боровичи Новгородской области, дата размещения извещения - 20.09.2013, заказ N 0150300002413000083 (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., далее - Закон о размещении заказов) и с соблюдением требований, предусмотренных статьями 57 - 58 данного закона.
Суть доводов Жалобы и дополнений к ней (вх. Новгородского УФАС России N 8202 от 18.10.2013) сводится к следующему.
1. По мнению подателя Жалобы - ЗАО "Конверсия" муниципальным заказчиком - Администрацией города Боровичи в нарушение требований части 19.1 Закона о размещении заказов указана недостоверная информация при определении начальной (максимальной) цены контракта (цена является заниженной), что, в свою очередь, влечет ограничение конкуренции и сокращение количества участников размещения рассматриваемого заказа.
2. Муниципальным заказчиком - Администрацией города Боровичи незаконно объединены в один предмет аукциона строительные работы и работы по поставке, монтажу и пуско-наладке, что, в свою очередь, также влечет ограничение конкуренции и сокращение количества участников размещения рассматриваемого заказа.
3. Перечень оборудования, который содержится в документации об аукционе и который необходимо поставить при исполнении муниципального контракта, не соответствует утвержденному Главгосэкспертизой Проекту N 705-06 СМ и паспорту на станцию обезжелезивания, официально полученному в 2012 года муниципальным заказчиком - Администрацией города Боровичи от генпроектировщика (ЗАО "Конверсия"). В частности согласно Проекту необходимо приобрести Фильтр-блок четырехкамерный вертикальный ЭКО 2005.14.00.000. В тоже время в документации по проведению открытого аукциона в электронной форме поставке подлежит Фильтр блок вертикальный однокамерный ФОС-1500*4.
4. Муниципальный заказчик необоснованно требует от участников рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме представление санитарно-эпидемиологического заключения Госсанэпиднадзора России, когда как на настоящий момент выдача вышеуказанных заключений прекращена.
На основании вышеизложенного, ЗАО "Конверсия" просит отменить рассматриваемый открытый аукцион в электронной форме, а муниципального заказчика - Администрацию города Боровичи устранить нарушения законодательства о размещении заказов и провести три отдельных размещения заказа по работам, входящим в предмет аукциона.
Муниципальный заказчик - Администрация города Боровичи с доводами Жалобы о ненадлежащем определении начальной (максимальной) цены контракта, незаконном объединении в один аукцион нескольких видов работ, являющихся предметами отдельных аукционов, несоответствии заказанного оборудования Проекту N 705-06 СМ не согласен по основаниям, изложенным в возражениях на Жалобу (вх. Новгородского УФАС России N 8125 от 16.10.2013), в которых указал следующее.
1. В Приложении 2 к документации об аукционе по каждой позиции работ указывается ссылка на позицию из смет, содержащихся в Проекте N 705-06 СМ, также указан применяемый индекс изменения сметной стоимости. При этом ввиду недостаточного объема финансирования цена контракта установлена в размере 44 698 670,00 рублей.
Таким образом, цена на установку обезжелезивания воды определена ниже, чем по Проекту N 705-06 СМ организации строительства.
Кроме того, строительство станции обезжелезивания воды для г. Боровичи включено в федеральную программу "Чистая вода", в областные целевые программы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Новгородской области на 2008-2012 года", "Комплексное развитие инфраструктуры водоснабжения и водоотведения в Новгородской области на 2011-2014 годы". Реализация программы "Чистая вода" носит заявочный характер на потребность в федеральных средствах.
2. Данный аукцион является завершающим этапом строительства станции обезжелезивания воды для города Боровичи Новгородской области. Разъединение работ, являющихся предметом рассматриваемого аукциона невозможно, так как без их совместного проведения невозможны монтаж и пуско-наладка "вхолостую" поставленного оборудования и станции в целом.
Кроме того, муниципальным заказчиком - Администрацией города Боровичи в документации об аукционе установлена возможность подрядчика привлекать субподрядчиков.
3. Наименование оборудования "фильтр - блок вертикальный однокамерный ФОС-1500*4" указано строго в соответствии с Проектом N 705-06 СМ.
В тоже время, муниципальный заказчик - Администрация города Боровичи признал, что в Техническом задании допустил установление необоснованного требования к участникам рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме в виде представления санитарно-эпидемиологических заключений Госсанэпиднадзора России на поставляемое оборудование.
На рассмотрении Жалобы представители Администрации поддержали доводы, изложенные в возражениях на Жалобу, в полном объёме.
Представитель Уполномоченного органа - Администрации Боровичского муниципального района (Новгородская обл., Боровичский р-н, г. Боровичи, ул. Коммунарная, д. 48) поддержал возражения муниципального заказчика - Администрации города Боровичи, а также дополнительно сообщил, что на участие в рассматриваемом открытом аукционе в электронной форме были поданы две заявки, что указывает на отсутствие ограничения числа участников данного размещения заказа.
В связи с поступлением Жалобы на основании части 5 статьи 17 Закона о размещении заказов Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка размещения муниципального заказа путём проведения рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки размещения заказа установлено следующее.
1. В течении сентября-октября 2013 года муниципальным заказчиком - Администрацией города Боровичи и уполномоченным органом - Администрацией Боровичского муниципального района проводится размещение муниципального заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на поставку, монтаж и пуско-наладку "вхолостую" оборудования станции обезжелезивания воды для г. Боровичи Новгородской области.
В соответствии с частью 1 статьи 19.1 Закона о размещении заказов для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации.
Согласно части 2 статьи 19.1. Закона о размещении заказов в документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме) указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
В части доводов Жалобы о том, что установленная муниципальным заказчиком начальная (максимальная) цена оборудования является заниженной, установлено, что по проекту стоимость закупаемого с учетом сегодняшних коэффициентов значительно выше, чем установлена муниципальным заказчиком.
В свою очередь, из пояснений представителей муниципального заказчика следует, что финансирование в рамках рассматриваемого заказа осуществляется с учетом того, что строительство станции обезжелезивания воды для г. Боровичи включено в федеральную программу "Чистая вода", в областные целевые программы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Новгородской области на 2008-2012 года", "Комплексное развитие инфраструктуры водоснабжения и водоотведения в Новгородской области на 2011-2014 годы". Реализация программы "Чистая вода" носит заявочный характер на потребность в федеральных средствах.
При этом ввиду недостаточного объема финансирования цена контракта установлена в размере 44 698 670,00 рублей. Таким образом, цена на установку оборудования для обезжелезивания воды определена ниже, чем в Проекте строительства в связи с тем, что дальнейшее финансирование не предусмотрено.
Указанные действия муниципального заказчика соответствуют положениям части 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Кроме того, составление локальных смет по поставке, монтажу и пуско-наладке "вхолостую" оборудования станции обезжелезивания воды, приводящее к уменьшению стоимости соответствующих работ, относится к сфере правоотношений в области строительства и регулируется специальными строительными нормативными актами, а также относится к сфере гражданско-правовых отношений и не регламентируется нормами Закона о размещении заказов.
Таким образом, довод ЗАО "Конверсия" о ненадлежащем обосновании начальной (максимальной) цены контракта является необоснованным.
2. В соответствии с частью 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа, в частности, соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень).
Таким образом, в случае, если работы, входящие в предмет размещения заказа, обладают следующими признаками:
- представляют собой работы по строительству, реконструкции либо капитальному ремонту объекта капитального строительства;
- оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и включены в Перечень, заказчик должен установить в документации по проведению открытого аукциона в электронной форме обязательное требование к участникам размещения заказа, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, то есть требование о наличии у них свидетельства о допуске к таким видам работ, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а участники размещения заказа должны представить в составе своих заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме копии таких свидетельств.
В рассматриваемой документации объектом строительства выступает "технологический трубопровод чистой воды", а не канализационный. Данный трубопровод строится совместно с другими трубопроводами выходящими из здания, в котором расположена станция по обезжелезиванию воды. В данном случае от подрядчика требуется выполнение строительно-монтажных работ, а не общестроительных, поскольку запуск станции невозможен без монтажа оборудования и производства пусконаладочных работ.
Кроме того, муниципальным заказчиком - Администрацией города Боровичи в подпункте 3 пункта 1.2 документации об открытом аукционе в электронной форме в составе вторых частей заявок предусмотрено представление свидетельства о допуске саморегулируемой организации по пункту 33.7 (работы по организации строительства объектов водоснабжения и канализации) Перечня. Требования о предоставлении участниками размещения заказа в составе своих заявок свидетельств о допуске к конкретным видам строительных работ в документации об аукционе не содержатся.
Следовательно, довод Жалобы о незаконном объединении в один аукцион работ, являющихся предметом данного аукциона, не нашел своего подтверждения. Таким образом, Жалоба в данной части является необоснованной.
3. В соответствии с частью 3 статьи 52 ГрК лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации.
В соответствии со Сводным сметным расчетом стоимости строительства станции обезжелезивания подземных вод, производительностью 17 000 м3/сут. вся техническая документация, в том числе и сметы на отдельные виды работ, составлена и утверждена организацией - проектировщиком - ЗАО "Конверсия".
В пункте 9 Сметы N 4-03 "Оборудование, трубопроводы, арматура" содержится наименование оборудования "Фильтр-блок вертикальный однокамерный ФОС-1500х4 (3663800/1, 18/2, 69=1154243) МР".
В пункте 9 Сметного расчета на поставку, монтаж оборудования с обвязкой, подключением и пуско-наладкой "вхолостую" (Приложение 2 к документации об аукционе) относительно данного оборудования используется следующая формулировка: "Фильтр - блок вертикальный ФОС-1500х4 (3663800/1, 18/2, 69=1154243)". Аналогичная формулировка использована в Техническом задании (Приложение 1 к документации об аукционе).
В тоже время на листе 3 технической документации проекта ЭКО 2005.14.00.000 содержится формулировка наименования оборудования "Фильтр - блок ФОС 1500х4 - блок".
Следовательно, организацией проектировщиком - ЗАО "Конверсия" в проектной документации ЭКО 2005.14.00.000 допущено наличие противоречащих друг другу формулировок наименования одного и того же оборудования, а именно Фильтра - блока ФОС 1500х4. Таким образом, Перечень оборудования, который содержится в документации об аукционе и который необходимо поставить при исполнении муниципального контракта, в т.ч. и Фильтр - блок, соответствует утвержденному Главгосэкспертизой Проекту N 705-06 СМ и паспорту на станцию обезжелезивания, официально полученному в 2012 года муниципальным заказчиком - Администрацией города Боровичи от проектировщика (ЗАО "Конверсия").
Таким образом, довод подателя Жалобы - ЗАО "Конверсия" о несоблюдении муниципальным заказчиком положений проектной документации при размещении рассматриваемого муниципального заказа не нашел своего подтверждения.
4. В соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать перечень документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товару, работам, услугам. При этом не допускается требовать предоставление указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации указанные документы передаются вместе с товаром.
Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 утвержден Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).
Согласно Письму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) N 01/9646-0-32 от 29.06.2010 в связи с вступлением в силу указанного Решения и Соглашения Таможенного союза по санитарным мерам (заключенного в г. Санкт-Петербург 11.12.2009) с 01.07.2010 прекращена выдача санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии продукции государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, а также свидетельств о государственной регистрации территориальными органами Роспотребнадзора.
С 01.07.2010 органами Роспотребнадзора оформляются по единой форме свидетельства о государственной регистрации, действительные на всей территории таможенного союза.
Перечень продукции, подлежащей государственной регистрации с 01.07.2010 распространяется в т.ч. и на материалы, оборудование, устройства и другие технические средства водоподготовки, предназначенные для использования в системах хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Таким образом, документами, подтверждающими соответствие продукции санитарным нормам, являются в настоящее время не санитарно-эпидемиологические заключения, а свидетельства о государственной регистрации, выданные в Российской Федерации Роспотребнадзором.
Муниципальным заказчиком в Техническом задании (Приложение 1 к документации об аукционе) установлено требование к качеству поставляемого товара, в том числе в виде наличия "санитарно-эпидемиологических заключений Госсанэпиднадзора России".
Кроме того, муниципальным заказчиком в пункте 3.1.3 Проекта муниципального контракта установлена обязанность поставщика подтвердить качество и безопасность предлагаемого к поставке товара копиями "санитарно-эпидемиологических заключений Госсанэпиднадзора России".
Таким образом, муниципальным заказчиком - Администрацией города Боровичи в нарушение требований пункта 5 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено непредусмотренное действующим законодательством требование к поставляемым товарам о наличии санитарно-эпидемиологических заключений Госсанэпиднадзора России. Следовательно, данный довод Жалобы нашел свое подтверждение, в данной части Жалоба является обоснованной.
Установленное в действиях муниципального заказчика нарушение может привести к заключению муниципального контракта на условиях, противоречащих положениям действующего законодательства в области технического регулирования, что дает основания для его устранения путем выдачи предписания.
Руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, статьями 19.1, 34, 41.6, 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу участника размещения заказа - Закрытого акционерного общества "Конверсия" (адрес: 143900, Московская обл., г. Балашиха, ул. Звездная, д. 13) на действия муниципального заказчика - Администрации города Боровичи (адрес: 174411, Новгородская обл., г. Боровичи ул. Комсомольская д. 26) при размещении муниципального заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на поставку, монтаж и пуско-наладку "вхолостую" оборудования станции обезжелезивания воды для г. Боровичи Новгородской области, дата размещения извещения - 20.09.2013, заказ N 0150300002413000083, частично обоснованной в части доводов об установлении непредусмотренных действующем законодательством требований к поставляемым товарам (наличию санитарно-эпидемиологических заключений Госсанэпиднадзора России).
2. Признать в действиях муниципального заказчика - Администрации города Боровичи нарушение пункта 5 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Выдать муниципальному заказчику - Администрации города Боровичи обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о размещении заказов.
4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки размещения заказа уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица муниципального заказчика - Администрации города Боровичи.
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии А.В. Терентьева
Д.А. Петров
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 18 октября 2013 г. N 4998/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.10.2013