Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 28 октября 2013 г.
Резолютивная часть решения объявлена 28 октября 2013 года
Решение изготовлено в полном объеме 31 октября 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., членов Комиссии - начальник отдела контроля размещения государственного заказа Крюкова Т.В., главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа Разумов И.В.,
с участием:
от Заявителя - ООО "Квант" - представителя по доверенности Романова А.С.;
от Заказчика - государственного учреждения здравоохранения "Городская детская больница" - главного врача Подгорного В.В.;
от Уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области - представителя по доверенности Роговой Н.А.,
Оператор электронной площадки - ООО "РТС-Тендер", надлежащим образом извещенный о дате и времени рассмотрения жалобы на рассмотрение жалобы не явился, представителя не направил,
рассмотрев жалобу ООО "Квант" на действия заказчика - ГУЗ ЯО "Городская детская больница" и уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту пищеблока стационара (номер извещения 0171200001913003570) (далее - Аукцион) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ, Закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 года N 498,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика и Уполномоченного органа при проведении Аукциона.
В жалобе Заявитель указывает на то, что Заказчиком и Уполномоченным органом в документации об Аукционе, по его мнению, незаконно установлено требование к участникам размещения заказа по предоставлению копии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Таким образом, установление данного требования, по мнению Заявителя, не соответствует части 4 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ и нарушает требования части 1 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ данного закона, согласно которой документация об открытом аукционе в электронной форме не может содержать требования к работам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа, что является нарушением части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Заявитель просит провести проверку на предмет соблюдения ГУЗ ЯО "Городская детская больница" требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Представители Заказчика и Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения.
Согласно письменным пояснениям Заказчика и Уполномоченного органа в соответствии с частью 5 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона. Требованием, установленным в пункте 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, является требование о соответствии участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов. В данном случае требование о необходимости наличия выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ установлено в соответствии со статьями 51, 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624. Заказчик и Уполномоченный орган просят признать жалобу необоснованной.
Заслушав представителей сторон, изучив представленные документы и материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом - департаментом государственного заказа Ярославской области на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (Официальный сайт) 14.10.2013 г. размещено извещение N 0171200001913003570 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту пищеблока стационара. Начальная (максимальная) цена контракта: 521 734 рубля 64 копейки. Заказчиком является государственное учреждение здравоохранения Ярославской области "Городская детская больница".
Согласно статье 5 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
В силу статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.
Под открытым аукционом в электронной форме на право заключить государственный или муниципальный контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети Интернет в порядке, установленном главой 3.1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ (статья 41.1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Согласно части 3.1 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ в документацию об аукционе не допускается включать требования к производителю товара, к участнику размещения заказа, а также указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя и такие требования к товару, которые влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Документация об открытом аукционе в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту пищеблока стационара ГУЗ ЯО "Городская детская больница" (номер извещения 0171200001913003570) утверждена совместно департаментом государственного заказа Ярославской области Данцем А.А. и главным врачом ГУЗ ЯО "Городская детская больница" Подгорным В.В.
Согласно пункту 18 Информационной карты документации об Аукционе установлено требование о предоставлении участниками размещения заказа в составе второй части заявки на участие в Аукционе, в том числе:
копии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ в соответствии с видами работ, утвержденными Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Свидетельство СРО), со следующим видом работ:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство.
В соответствии с пунктом 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Предмет открытого аукциона в электронной форме (номер извещения 0171200001913003570) определен и конкретизирован в соответствии с потребностями заказчика. Выполнение комплекса работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (пищеблок стационара ГУЗ ЯО "Городская детская больница", расположенного по адресу: Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Чкалова, д. 53), который следует осуществлять в строгом соответствии с локальным сметным расчетом N 15 "Ремонт пищеблока стационара", который получил положительное заключение Регионального центра по ценообразованию, техническому и сметному нормированию в строительстве.
Согласно локальному сметному расчету N 15 "Ремонт пищеблока стационара" необходимо выполнить работы по замене отдельных элементов несущих строительных конструкций:
-стр. 1, стр. 4 разборка деревянных заполнений проемов оконных с подоконными досками, установка в жилых и общественных зданиях оконных блоков из ПВХ профилей поворотных (откидных, поворотно-откидных) с площадью проемов более 2 метров квадратных двустворчатых;
-стр. 2, стр. 20 разборка деревянных заполнений проемов дверных и воротных, установка блоков в наружных и внутренних дверных проемах в каменных стенах, площадь проемов до 3 метров квадратных;
-стр. 4, стр. 15 установка в жилых и общественных зданиях оконных блоков из ПВХ профилей (откидных, поворотно-откидных) с площадью проема до 2 метров квадратных одностворчатых;
-стр. 10 разборка деревянных заполнений проемов дверных и воротных, штукатурка поверхностей оконных и дверных, монтаж конструкций дверей, люков, лазов для автокоптилок и пароварочных камер.
Данные работы исходя из Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений (МДС 13-14.2000), утвержденного Постановлением Госстроя от 29.12.1973 N 279, Ведомственных строительных норм. Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (вместе с BCH 58-88 (р), утвержденных Приказом Государственного Комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312, относятся к работам по капитальному ремонту.
Согласно части 5 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94- документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Частью 4 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ установлено, что кроме указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи требований и установленных в соответствии со статьей 55.3 настоящего Федерального закона требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
При этом согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства), организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организация строительства, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства включены в установленный в части 4 статьи 55.8 настоящего кодекса перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Согласно части 4 статьи 55.8 ГрК РФ Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 33.3 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Минрегионразвития от 30.12.2009 N 624 (далее также - Перечень видов работ), работы по организации капитального ремонта объектов жилищно-гражданского строительства оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случае, предусмотренных настоящей статьей.
При этом в соответствии с пунктом 4.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае капитального ремонта объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 Перечень видов работ не включает в себя виды работ по капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с пунктами 1-4, 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В данном приказе отсутствует ссылка на пункт 4.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, следовательно, несмотря на то, что при проведении капитального ремонта не требуется получение разрешения на строительство, данные виды работ включены в Перечень видов работ, утвержденный Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624.
Следовательно, работы по капитальному ремонту должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации капитального ремонта.
Таким образом, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации капитального ремонта объекта капитального строительства.
Исходя из вышеизложенного, заказчик, уполномоченный орган, правомерно установили в пункте 18 раздела 1 "Информационная карта аукциона" требование о предоставлении копии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): пункт 33.3 Перечня "Жилищно-гражданское строительство".
На основании изложенного и руководствуясь частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 года N498, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов
решила:
признать жалобу ООО "Квант" на действия заказчика - ГУЗ ЯО "Городская детская больница" и уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту пищеблока стационара (номер извещения 0171200001913003570) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии Т.В. Крюкова
И.В. Разумов
Кроме того, согласно пункту 3.11. Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279, к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.).
Согласно Разделу VI. "Окна, двери и ворота" Приложению N 8 "Перечень работ по капитальному ремонту зданий и сооружений" к Положению о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279, работы по полной смене ветхих оконных и дверных блоков, а также ворот производственных корпусов, отнесены к капитальному ремонту.
На основании вышеизложенного, по своему содержанию комплекс требуемых работ относится к капитальному ремонту.
Оценив положения аукционной документации, Комиссия признала работы, выступающие комплексным предметом торгов, связанными по значимым критериям (технологически и функционально) и сделала вывод о том, что размещение заявленных работ в одном лоте не противоречит законодательству о размещении заказов.
Комиссия пришла к выводу о том, что действия Заказчика и Уполномоченного органа не могут рассматриваться как нарушающие требования части 3.1 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Доказательства необоснованного ограничения доступа Заявителя к участию в Аукционе обжалуемыми им действиями Заказчика, Уполномоченного органа Заявителем не представлено.
Согласно пункту 10.1 "Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружение" раздела 10 "Монтаж металлических конструкций" Перечня видов работ, работы, входящие в состав предмета открытого аукциона в электронной форме (номер извещения 0171200001913003570), отнесены к данному пункту.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 28 октября 2013 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2013