Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 19 апреля 2017 г. N 217/17
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Миненка И.В. - государственного инспектора отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заявителя ООО СМУ "СпецСтройМонтаж" - Чугунцова Тимура Владимировича,
от Администрации Алейского района Алтайского края - Лавошниченко Аркадия Александровича, Алистратова Валерия Васильевича,
от уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края" - Шумакова Юрия Михайловича;
рассмотрев жалобу ООО СМУ "СпецСтройМонтаж" на действия заказчика, уполномоченного учреждения по закупке N 0817200000317001746 "Выполнение работ по капитальному ремонту помещений здания сельского дома культуры находящегося по адресу: с. Боровское ул. Кирова д. 56 Алейского района Алтайского края", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ООО СМУ "СпецСтройМонтаж" на действия заказчика, уполномоченного учреждения по закупке N 0817200000317001746 "Выполнение работ по капитальному ремонту помещений здания сельского дома культуры находящегося по адресу: с. Боровское ул. Кирова д. 56 Алейского района Алтайского края".
В обоснование жалобы заявитель указал, что
1. в нарушение положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки указал показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что имеет признаки ограничения доступа к участию в закупке (пункты технического задания электронного аукциона 1, 2, 4, 14, 15, 18, 25, 26);
2. в пункте 24 технического задания документации электронного аукциона установлены требования к показателям, которые не содержит указанный в этом же пункте ГОСТ 4028-63;
3. инструкция по заполнению заявки вводит участников в заблуждение (пункты 23 и 35 технического задания электронного аукциона);
4. в пункте 26 технического задания документации электронного аукциона установлены требования к показателям объекта закупки, которые не соответствуют указанному в этом же пункте ГОСТ 5583-78;
5. в пункте 54 технического задания документации электронного аукциона заказчик установил показатель "диаметр стержня", но не указал условное обозначение данного показателя, что не позволяет определить, какой именно диаметр имеет в виду, кроме того, заказчиком при описании использован показатель "масса 1 профиля, кг", который отсутствует в ГОСТ 5781-82, указанный в этом же пункте;
6. в пункте 23 технического задания документации электронного аукциона указано требование о соответствии ГОСТ 23166-99, ГОСТ 30674-99, ГОСТ 24866-2014, ГОСТ 30778-2001 и ГОСТ 30673-2013 - не ясно, какой из показателей какому из указанных ГОСТ должен соответствовать;
7. заказчик установил требование о соответствии товаров ГОСТ, в частности: ГОСТ ГОСТ 5927-70 или ГОСТ 5915-70 или ГОСТ 5916-70 (пункт 4); ГОСТ 26633-2012 (пункт 18). Но ГОСТ 5927-70, ГОСТ 5915-70 и ГОСТ 5916-70 утратили силу с 1 января 2017 года. ГОСТ 26633-2012 утратил силу с 1 сентября 2016 года.
Представитель уполномоченного учреждения предоставил письменные объяснения, по доводам жалобы пояснили, что считают ее необоснованной.
Представитель заказчика доводы уполномоченного учреждения поддерживает.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, а также изучив представленные документы, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
01 апреля 2017 года уполномоченным учреждением - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края" было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0817200000317001746 "Выполнение работ по капитальному ремонту помещений здания сельского дома культуры находящегося по адресу: с. Боровское ул. Кирова д. 56 Алейского района Алтайского края".
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В техническом задании документации электронного аукциона N 0817200000317001746 по позиции 1 "Мастика герметизирующая нетвердеющая" в столбце "Значение показателя товара, при определении которого участником закупки используется только точные цифровые или иные параметры" характеристики "Водопоглащение" указано "не более 0,4". При этом указано о соответствии ГОСТ 14791-79.
ГОСТ 14791-79 по характеристики "Водопоглощение, %, не более" устанавливает для мастики высшей категории качества показатель "0,2", мастики 1 категории качества "0,4".
В техническом задании документации электронного аукциона по позиции 2 "Электроды" в столбце "Значение показателя товара, при определении которого участником закупки используется только точные цифровые или иные параметры" характеристики "Глубина местных вмятин на поверхности покрытия электродов, мм" указано "более 0 но не более 0.8", характеристики "Глубина местных задиров, мм" указано "более 0 но не более 0.4", характеристики "Разность толщины покрытия в диаметрально противоположных участках электрода, мм" указано "не более 0.20", характеристики "Максимальный линейный размер шлакового включения, мм" указано "не менее 0.4 но не более 1", "Временное сопротивление разрыву наплавленного металла, кгс/мм2" указано "не менее 42", характеристики "Относительное удлинение наплавленного металла, %" указано "не менее 18", характеристики "Предел текучести, Мпа" указано "не менее 333". При этом указано о соответствии ГОСТ 9466-75.
В техническом задании документации электронного аукциона по позиции 4 "Комплект крепежных элементов" в столбце "Значение показателя товара, при определении которого участником закупки используется только точные цифровые или иные параметры" характеристики "Напряжение от пробной нагрузки п, болтов, Н/мм2" указано "не менее 175", характеристики "Притупление ребер шестигранника к опорной поверхности или торцу головки болта, мм" указано "не более 1,9475". При этом указано о соответствии ГОСТ 1759.0-87.
В соответствии с Письмом ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. ФАС России сообщает территориальным органам о необходимости учета позиций, изложенных в письме, при осуществлении полномочий по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, при описании объекта закупки в техническом задании документации электронного аукциона (позиции 1, 2, 4 и др.) заказчиком допущены нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившиеся в необъективном описании объекта закупки и установлении требований к товарам, работам, услугам, повлекших за собой ограничение количества участников закупки.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В техническом задании документации электронного аукциона по позиции 22 "Гвозди строительные" указаны характеристики "Угол заострения по граням, °" и "Сечение заострённой части гвоздя". При этом указано о соответствии ГОСТ 4028-63.
ГОСТ 4028-63 не содержит указанные характеристики.
Представитель уполномоченного учреждения указал, что данные характеристики имеются в ГОСТ 283-75.
Таким образом, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик использовал показатели ГОСТ 283-75, при том, что техническим заданием документации электронного аукциона установлено требование о соответствии ГОСТ 4028-63.
Аналогично, в техническом задании документации электронного аукциона по позиции 54 "Горячекатная арматурная сталь тип 3" указана характеристика "Масса одного профиля, кг". При этом указано о соответствии ГОСТ 5781-82.
ГОСТ 5781-82 не содержит указанную характеристику.
3. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В техническом задании документации электронного аукциона характеристика "Класс оконного блока по показателю приведенного сопротивления теплопередаче" позиции 23 "Блок оконный" указана "не ниже Б2", характеристика "Класс толщины покрытия" позиции 35 "Сталь листовая" указана "не ниже 2".
В Инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях, используемых участником закупки товаров (материалов) документации электронного аукциона установлено: слова "не менее", "не ниже" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему. Применение слов "не менее", "не ниже" по отношению к классу товара в Инструкции не установлено.
Представитель заказчика дополнительно указал, что подробную инструкцию по заполнению заявки документация об электронном аукционе не содержала.
В соответствии с Письмо ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Таким образом, положения Инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях, используемых участником закупки товаров (материалов) документации электронного аукциона N 0817200000317001746 вводят участников в заблуждение.
4. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В техническом задании документации электронного аукциона по позиции 26 "Кислород технический газообразный" характеристики "Объемная доле кислорода, %" указано "более 99,5", характеристики "Объемная доле водорода, %" указано "менее 0,5". При этом указано о соответствии ГОСТ 5586-78.
ГОСТ 5586-78 содержит характеристики "Объемная доле кислорода, %, не менее" и "Объемная доле водорода, %, не более".
Таким образом, в указанном пункте техническом задании документации электронного аукциона заказчиком нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
5. В техническом задании документации электронного аукциона по позиции 54 "Горячекатная арматурная сталь тип 3" указана характеристика "Диаметр стержня, мм" без условного обозначения. При этом указано о соответствии ГОСТ 5781-82.
ГОСТ 5781-82 содержит характеристику "Номинальный диаметр стержня" с условным обозначением dn, а также диаметр d и диаметр d1.
Таким образом, описание объекта закупки в позиции 54 "Горячекатная арматурная сталь тип 3" не позволяют определить соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
6. В техническом задании документации электронного аукциона по позиции 23 "Блок оконный" указано о соответствии ГОСТ 23166-99 "Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия", ГОСТ 30674-99 "Блоки оконные из поливинилхлоридных профилей. Технические условия", ГОСТ 24866-2014 "Межгосударственный стандарт. Стеклопакеты клееные. Технические условия", ГОСТ 30778-2001 30778-2001 "Прокладки уплотняющие из эластомерных материалов для оконных и дверных блоков. Технические условия" и ГОСТ 30673-2013 "Межгосударственный стандарт. Профили поливинилхлоридные для оконных и дверных блоков. Технические условия".
Комиссия отклоняет довод заявителя о том, что не ясно, какой показатель какому из указанных в ГОСТ должен соответствовать.
7. Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В извещении и документации электронного аукциона установлено - функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики работ, услуг: в соответствии с действующими ГОСТами, СНиПами, техническими регламентами, нормами, стандартами, контрактом, сметными расчетами.
В техническом задании документации электронного аукциона по позиции 4 "Комплект крепежных элементов" характеристики "Гайка" указано о соответствии ГОСТ 5927-70, ГОСТ 5915-70 и ГОСТ 5916-70. По позиции 18 "Бетонные смеси тип 1" указано о соответствии ГОСТ 26633-2012.
ГОСТ 5927-70 и ГОСТ 5915-70 утратили силу с 1 января 2017 года в части гаек с крупным шагом резьбы в связи с изданием Приказа Росстандарта от 21.07.2015 N 941-ст, в части гаек с мелким шагом резьбы в связи с изданием Приказа Росстандарта от 21.07.2015 N 945-ст.
ГОСТ 26633-2012 утратил силу с 1 сентября 2016 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 17.03.2016 N 165-ст.
Следовательно, заказчиком в нарушение пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлены требования в соответствии с недействующими ГОСТом.
Таким образом, техническое задание сформировано необъективно, устанавливает характеристики, не соответствующие техническим регламентам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательству Российской Федерации о стандартизации, что в совокупности с отсутствием подробной инструкции по заполнению заявки ограничивает количество участников закупки.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО СМУ "СпецСтройМонтаж" частично обоснованной.
2. Признать действия заказчика и аукционной комиссии при проведении электронного аукциона N 0817200000316014079 "Поставка мебели", выразившиеся в нарушении пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, неправомерными.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
____________________________ |
А. В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
М.Н. Кудельникова |
|
_____________________________ |
И.В. Миненок |
Администрация Алейского района Алтайского края
Сердюка ул., д. 97 г. Алейск,
Алтайский край, 658130
Эл. почта: alsadmin@dsmail.ru
КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края"
Интернациональная ул., д. 122,
г. Барнаул, Алтайский край, 656049
Эл. почта: kmn@gzalt.ru
Оператору электронной площадки -
ООО "РТС-тендер"
Долгоруковская ул., д. 38, стр.1
г. Москва, 127006
ПРЕДПИСАНИЕ N 30 (217/17)
о прекращении нарушения в сфере контрактной системы
"19" апреля 2017 г. г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Миненка И.В. - государственного инспектора отдела контроля закупок
на основании решения от "19" апреля 2017 года по делу N 217/17, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО СМУ "СпецСтройМонтаж" на действия заказчика, уполномоченного учреждения по закупке N 0817200000317001746 "Выполнение работ по капитальному ремонту помещений здания сельского дома культуры находящегося по адресу: с. Боровское ул. Кирова д. 56 Алейского района Алтайского края", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
предписывает:
1. Заказчику, уполномоченному органу - внести изменения в аукционную документацию учитывая решение N 217/17, продлить сроки подачи заявок на участие в электронном аукционе, продолжить осуществление закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе;
2. Оператору электронной площадки совершить действия, направленные на обеспечение исполнения предписания, выданного заказчику и уполномоченному органу - по внесению изменений в аукционную документацию;
3. Заказчику, уполномоченному учреждению исполнить предписание до "28" апреля 2017 года;
4. Заказчику, уполномоченному учреждению направить в УФАС по Алтайскому краю доказательства исполнения предписания в срок не позднее дня следующего за "28" апреля 2017 года.
В случае неисполнения настоящего предписания, УФАС по Алтайскому краю на основании части 15 статьи 17 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Примечание. За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего Предписания в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические и должностные лица несут административную ответственность.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Алтайского края..
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А. В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
М.Н. Кудельникова |
|
_____________________________ |
И.В. Миненок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 19 апреля 2017 г. N 217/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.04.2017