Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 апреля 2017 г. N 2-57-3753/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов комиссии:
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
при участии представителя ГБУ города Москвы "Жилищник района Преображенское": Д.О. Селяметова,
в отсутствие представителей ООО "СтройСтандарт", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх. N 10/16950 от 11.04.2017),
рассмотрев жалобу ООО "СтройСтандарт" (далее - Заявитель) на действия ГБУ города Москвы "Жилищник района Преображенское" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку материалов для выполнения работ по содержанию и текущему ремонту дворовых территорий ГБУ "Жилищник района Преображенское" (Закупка N 0373200006217000109) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
В своей жалобе Заявитель указывает на размещение Заказчиком аукционной документации, не соответствующей требованиям законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 11.04.2017 N 10/16950 документы и сведения.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона неправомерно указано на то, что местом поставки товаров является г. Москва, 23-й км МКАД, поскольку техническим заданием установлено место поставки товаров - территория района Преображенское города Москвы.
На основании п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в частности, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В силу ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать сведения, изложенные в извещении о проведении закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы Заявителя, а также пояснил вышеуказанный факт следствием технической ошибки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 2 ст. 42, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в соответствии с п. 1.4 проекта государственного контракта поставка товаров осуществляется по адресу, указанному в техническом задании аукционной документации.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем в составе жалобы не представлено документов и сведений, свидетельствующих о том, что положения аукционной документации не позволяют участникам закупки определить место поставки товаров, а также свидетельствующих о том, что указанное положение может вводить участников закупки в заблуждение.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что вышеуказанное нарушение Заказчика не повлияло на результаты закупки.
2. По мнению Заявителя Заказчиком в аукционной документации установлены неправомерные требования к товарам, применяемым при выполнении работ.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление в инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе требования о соответствии товаров положениям ГОСТ, без указания каким ГОСТ должны соответствовать конкретные товары, которые необходимо использовать при выполнении работ, что, по мнению Заявителя, не позволяет участникам закупки корректно заполнить заявки на участие в аукционе, а также указывает на неоднократное установление Заказчиком в аукционной документации требования о соответствии поставляемых товаров положениям ГОСТ 8639 и ГОСТ 13663.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе Заявителем в составе жалобы не представлено документов и сведений, подтверждающих его доводы и подтверждающих невозможность сформировать заявку согласно требованиям аукционной документации при неустановлении Заказчиком требования о соответствии конкретных товаров конкретным ГОСТ, а также свидетельствующих о том, что данное положение аукционной документации может вводить участников закупки в заблуждение.
По мнению Заявителя Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены следующие требования к п. "Бруски хвойных пород" и п. "Доски хвойных пород": "сорт: IV; III; II; I; отборный", "щероховатость поверхности: не более 1600 мкм", поскольку согласно ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия" шероховатость отборных пиломатериалов хвойных пород не должна превышать значение 1250 мкм;
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с ГОСТ 8486-86 шероховатость пиломатериалов 4 сорта не должна превышать 1600 мкм.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены требования "число внутренних пор и шлаковых включений (однопроходной шов): до 3", "число внутренних пор и шлаковых включений (многопроходной шов): до 5" к товару "Элетроды", поскольку с учетом положений инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе ("если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона, не включая крайние значения") не соответствует ГОСТ 9466-75 "Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки сталей и наплавки. Классификация и общие технические условия", согласно которому число внутренних пор и шлаковых включений при однопроходном шве не должно превышать 3, многопроходном - 5.
Вместе с тем, в составе жалобы Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих данный довод, а также свидетельствующих о неправомерности установления Заказчиком в аукционной документации указанных требований.
Заявитель обжалует установление Заказчиком в аукционной документации следующих требований к товару "Сетка проволочная штукатурная тканая": "группа сетки: 1 или 2", "отклонение от номинального для среднего арифметического размера стороны ячейки: сетки в свету: _ 9", "отклонение от номинального для размера отдельной увеличенной ячейки сетки в свету: до 40%", поскольку, по мнению Заявителя, данные требования не соответствуют ГОСТ 3826-82 "Сетки проволочные тканые с квадратными ячейками. Технические условия", согласно которому отклонение от номинального для среднего арифметического размера стороны ячейки сеток 1 группы должно быть _6, а также согласно которому отклонение от номинального для размера отдельной увеличенной ячейки сетки 1 группы в свету должно быть 25 %, 2 группы - 40 %.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с ГОСТ 3826-82 отклонение от номинального для среднего арифметического размера стороны ячейки сеток 2 группы должно быть _9, а также пояснил, что в ГОСТ 3826-82 установлено требование о том, что максимальное отклонение от номинального для размера отдельной увеличенной ячейки сетки 1 группы в свету должно быть 25 %, 2 группы - 40 %
По мнению Заявителя Заказчиком в п. "Круг отрезной" неправомерно установлены требования: "тип: 41 или 42", "диаметр впадины 42; 45", поскольку в соответствии с ГОСТ 21963-2002 "Круги отрезные. Технические условия" круги отрезные типа 41 выпускаются без впадины.
Представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с ГОСТ 21963-2002 круги типа 42 выпускаются с впадиной, при этом инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в аукционе предусмотрено, в том числе, следующее положение: "В случае, если требуемые значения по требуемым параметрам не применяются, исходя из выбранной марки/сорта/типа/вида и прочих характеристик, каких-либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказании услуг, поставки товаров, то по данным параметрам в графе "Значение, предлагаемое участником" в праве указать "не применяется", либо указать "отсутствует".
Заявителем в жалобе не представлено документов и сведений, подтверждающих данные доводы жалобы, а также свидетельствующих о неправомерности установления в документации указанных требований.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы Заявителя.
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации требования "наружный размер: не менее 80 не более 90 мм" к товару "Профили стальные электросварные квадратного сечения трубчатые", поскольку ГОСТ 30245-2003 "Профили стальные гнутые замкнутые сварные квадратные и прямоугольные для строительных конструкций. Технические условия" не предусмотрено изготовление профилей стальных с наружным размером, включенных в указанных диапазон, кроме граничных значений допустимого диапазона наружных размеров профилей.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что ГОСТ 30245-2003 не распространяется на профили стальные электросварные. При этом, представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с какими регламентами и стандартами Заказчиком установлено указанное требование к наружному размеру профилей стальных.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявитель обжалует установление Заказчиком в аукционной документации следующих неправомерных требований к поставляемым товарам:
- в п. "Трубы стальные водогазопроводные черные" установлены требования "тип труб: трубы должны быть обыкновенными или легкими", "условный проход: должен быть [15] мм", "толщина стенки: должна быть не менее 2,5 мм", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 3262-75 "Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия", согласно которому толщина стенки легких труб с условным проходом 15 мм должна быть 2,5 мм, обыкновенных труб - 2,8 мм;
- в п. "Круг отрезной" установлено требование "упрочняющие элементы: есть/нет", что, по мнению Заявителя, является избыточным требованием, поскольку указанное требование включает все возможные значения данного показателя, что свидетельствует о том, что сведения о наличии у круга отрезного упрочняющих элементов является несущественным;
- в п. "Бруски хвойных пород" установлены требования к характеристикам "Толщина номинальная", "Ширина номинальная", "Шероховатость поверхности" с использованием при описании показателей товара символа "*", что, по мнению Заявителя, является нестандартным требованием, поскольку инструкцией по заполнению заявки на участие в закупке предусмотрено использование данного символа только при описании значений характеристик товаров;
- в п. "Бруски хвойных пород", п. "Доски хвойных пород" установлены требования "сорт: IV; III; II; I; отборный", "влажность номинальная: должна быть 20%", "конечная влажность (фактическая): должна быть от 20 до 30%", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 8486-86, которым не нормируется влажность пиломатериалов хвойных пород 4 сорта, а также которым не предусмотрено определение номинальной и фактической влажности пиломатериалов;
- в п. "Профили стальные электросварные квадратного сечения трубчатые" установлено требование к характеристике "Площадь сечения" с указанием единицы измерения характеристики "мм", что, по мнению Заявителя, является нестандартным требованием, поскольку площадь измеряется в квадратных единицах.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с доводами жалобы Заявителя в части указания неверных единиц измерения в п. "Профили стальные электросварные квадратного сечения трубчатые", неправомерно использования символа "*" при описании показателей товара "Бруски хвойных пород", а также затруднился пояснить в соответствии с какими регламентами и стандартами установлены Заказчиком в аукционной документации вышеуказанные требования, и затруднился обосновать необходимость установления требований указанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч.1 ст.33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации избыточных требований к товарам, применяемым при выполнении работ, поскольку значения данных характеристик определяются только после проведения исследований конкретных партий товаров, а именно установление Заказчиком в аукционной документации, в том числе, следующих требований:
- в п. "Трубы стальные водогазопроводные черные" установлено требование к характеристике "кривизна труб на 1 м длины";
- в п. "Электроды" установлены требования к характеристикам "разность толщины покрытия электродов в диаметрально противоположных участках электрода", "число внутренних пор и шлаковых включений (однопроходной шов)", "число внутренних пор и шлаковых включений (многопроходной шов)"
- в п. "Доска шпунтованная строганная" установлено требование к характеристике "глубина взрывы, выхваты, запилы, вмятин, сколов, задиров, выщербин".
На заседании Комиссии Управления представителями Заказчика не представлено документов и сведений, подтверждающих, что участники закупки при формировании первой части заявки на участие в аукционах имеют возможность указать конкретные значения вышеуказанных характеристик применяемых товаров, без проведения испытаний определенной партии товара.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что на участие в аукционе подано 2 заявки, при этом аукционной комиссией не принималось решений об отклонении заявок участников закупки от участия в аукционе, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
3. Заявитель обжалует размещение Заказчиком на Официальном сайте Единой Информационной системы в сфере закупок аукционной документации в формате, препятствующем формированию первой части заявки на участие в аукционе, а именно размещение Заказчиком документа с требованиями к поставляемым товарам с подчеркнутыми буквами, а также без разделения отдельных слов при описании характеристик товаров.
Согласно ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Порядок пользования единой информационной системой в сфере закупок (далее - Порядок, ЕИС) утвержден приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2015 г. N 26н.
Согласно пункту 1.2 Порядка в ЕИС размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip.
Правила функционирования ЕИС (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1414.
П. 14 Правил установлено, что технологические (технические и программные) средства официального сайта ЕИС должны обеспечивать возможность поиска пользователями официального сайта ЕИС текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте ЕИС, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов.
Таким образом, вышеуказанные положения Закона о контрактной системе устанавливают обязательность доступности вышеуказанной информации для ознакомления в ЕИС.
Комиссией Управления представитель Заказчика пояснил, что размещенная Заказчиком на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок аукционная документация не создает препятствия при осуществлении копировании и поиска фрагментов текста.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих данный довод жалобы, а также свидетельствующих о том, что Заказчиком размещена аукционная документация в формате, препятствующем формированию первой части заявки на участие в закупке.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СтройСтандарт" на действия ГБУ города Москвы "Жилищник района Преображенское" обоснованной в части указания в документации противоречивого места поставки товаров, а также установления неправомерных требований к товарам, применяемым при выполнении работ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1, 2 ст. 33, п. 2 ст. 42, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Члены Комиссии: Е.И. Ушкова
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А. (495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 апреля 2017 г. N 2-57-3753/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2017