Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 апреля 2017 г. N 2-57-3829/77-17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - Начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой
Членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок Р.А. Радочинского,
при участии представителей:
ГКУ "УКРиС": Ткаченко Ю.Ю.,
ООО "СтройКапиталИнвест": Залевской А.В.,
рассмотрев жалобы ООО "СтройКапиталИнвест" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "УКРиС" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по прокладке наружных инженерных сетей теплоснабжения объекта нежилого фонда г. Москвы и выполнение дополнительных работ капитальному ремонту помещений стрелкового тира по адресу: Старопетровский пр-д, д.2 (Закупки NN 0373200004217000037, 0373200004217000026) (далее - аукционы), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных электронных аукционов.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционных документаций в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 12.04.2017 N 10/17119 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалоб Заявителя, в проектах государственных контрактов аукционных документаций содержится требование, возлагающее на участника дополнительную обязанность и ответственность в части замены банковской гарантии в случае прекращения обеспечения исполнения генеральным подрядчиком обязательств.
В силу ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
На основании ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В силу п.6 ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом.
Согласно ч.7 ст.96 Закона о контрактной системе в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в п.10.2.4 проекта контракта конкурсной документации указано следующее: "Генподрядчик обязан заменить обеспечение исполнения обязательств по Контракту в случае отзыва лицензии, банкротства или ликвидации банка-гаранта, выдавшего банковскую гарантию. Генподрядчик предоставляет новое обеспечение исполнения обязательств по Контракту Государственному заказчику в срок не позднее 15 (пятнадцати) календарных дней с момента отзыва лицензии, банкротства или ликвидации банка-гаранта, выдавшего банковскую гарантию", что может ограничивать количество участников закупки, поскольку наличие вышеуказанного условия в проектах государственных контрактов означает, что одно и то же обязательство подрядчика будет обеспечиваться двумя действующими безотзывными банковскими гарантиями.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно ст.20 Федерального закона от 20.12.1990 года N 395-1 "о банках и банковской деятельности", с момента отзыва у кредитной организации лицензии осуществление банковских операций считается наступившим срок исполнения обязательств кредитной организации, возникших до дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций, а также запрещается совершение сделок с имуществом кредитной организации в том числе исполнение кредитной организации обязательств.
После отзыва лицензии банк-гарант фактически не может исполнить свои обязательства перед бенефициаром (истцом) и банковская гарантия прекращается невозможность исполнения (перестает быть действительной) в соответствии с пунктом 1 ст.416 ГК РФ. Предоставление банковской гарантии является дополнительным гарантом безопасности при заключении государственного контракта, не запрещено законодательством о размещении заказов, направлено на защиту государственного Заказчика и расходуемых им бюджетных средств
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии Управления не представлено доказательств и сведений, подтверждающих доводы жалобы, и свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе, а также свидетельствующих об ограничении количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанный довод Заявителя необоснован.
2. Согласно доводам жалоб Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования в проектах государственных контрактов о сроках просрочки при котором Заказчик имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке.
В силу ч.14 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 Закона о контрактной системе.
На основании ч.8 ст.95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч.9 ст.95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно доводам жалоб Заявителя, в п.14.7.7 проектов государственных контрактов аукционных документаций указано следующее: "нарушения Генподрядчиком сроков выполнения работ (независимо от этапности), продолжительностью более 15 календарных дней", что по мнению Заявителя может нарушать законные права и интересы исполнителя, поскольку включение таких условий в текст государственных контрактов ставит подрядчика в заведомо неравное положение.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что предусмотренное банковской гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром не зависит от отношений между ними от основного обязательства, в обеспечение исполнения, которого она выдана, также обязательство гаранта перед бенефициаром не зависит в отношениях между ними от основного обязательства и подлежит исполнению по требованию бенефициара без предварительного предъявления требования к исполнению по требованию бенефициара без предварительного предъявления требования к принципалу об исполнении основного обязательства, если иное не определено в гарантии. Таким образом бенефициар вправе без предварительного обращения к принципалу предъявить требование гаранту об исполнении последним обязательств по банковской гарантии при наступлении предусмотренных в ней условий.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии Управления не представлено доказательств и сведений, подтверждающих доводы жалобы, и свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе, а также свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, кроме того, каким образом вышеуказанные положения проектов государственных контрактов нарушают законные права и интересы Заявителя.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанный довод Заявителя необоснован.
3. Согласно доводам жалоб Заявителя, требование Заказчика о предоставлении банковской гарантии на период гарантийного срока не предусмотрено Законом о контрактной системе.
На основании ч.4 ст.33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
В силу ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц
Согласно ч.1 ст.45 Закона о контрактной системе Заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
В силу ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Комиссия Управления приходит к выводу, что если аукционной документацией и контрактом предусмотрено на ряду с основными обстоятельствами исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) гарантийных обязательств, банковская гарантия, предоставленная поставщиком, (подрядчиком, исполнителем) в качестве обеспечения исполнения контракта, должна содержать условие об обеспечении гарантийных обязательств на ряду с основными обязательствами поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, доводы жалоб о неправомерном требовании предоставления банковской гарантии на период гарантийных обязательств Генподрядчика (с даты завершения основного обязательства до даты полного истечения срока гарантийных обязательств, включая срок продления гарантийных обязательств в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ и настоящим Контрактом) является необоснованным.
При этом, установлено, что в проектах государственных контрактов указано следующее: "Генподрядчик предоставляет Государственному заказчику обеспечение надлежащего исполнения своих обязательств, предусмотренных условиями настоящего Контракта в размере 5% (пять процентов) от начальной (максимальной) цены Контракта. Срок действия независимой гарантии (банковской гарантии) должен превышать срок действия контракта на 2 календарных месяца.
- 2 (два процента) от начальной (максимальной) цены Контракта на период гарантийных обязательств Генподрядчика (с даты завершения основного обязательства до даты полного истечения срока гарантийных обязательств, включая срок продления гарантийных обязательств в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ и настоящим Контрактом). Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта на 2 календарных месяца.
Размер обеспечения исполнения контракта подлежит увеличению в полтора раза в случаях, предусмотренных ст.37 Закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Вместе с тем, положения Закона о контрактной системе не предполагают возможность Заказчика устанавливать в аукционных документациях требование о предоставлении отдельного обеспечения Заказчику на период гарантийных обязательств.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СтройКапиталИнвест" на действия ГКУ "УКРиС" обоснованной в части установления в аукционных документациях требования о предоставлении отдельного обеспечения Заказчику на период гарантийных обязательств.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии: Е.А. Исаева
Члены комиссии: И.С. Максимов
Р.А. Радочинский
Максимов И.С. Тел.: (495) 784-75-05
|
|
1. ГКУ "УКРиС" 115184, г. Москва, ул. М. Ордынка, д. 38, стр. 1
2. ООО "СтройКапиталИнвест" 129329, г. Москва, ул. Кольская, д. 2. корп. 6, эт. 4, пом. VIII, комн. 14
3. АО "ЕЭТП" 117312, г. Москва, пр. 60-я Октября, д. 9 |
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N2-57-3829/77-17 об устранении нарушений
законодательства об осуществлении закупок
14.04.2017 Москва
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - Начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой
Членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок Р.А. Радочинского,
на основании решения Комиссии от 14.04.2017 по делу N2-57-3829/77-17, по итогам рассмотрения жалоб ООО "СтройКапиталИнвест" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "УКРиС" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по прокладке наружных инженерных сетей теплоснабжения объекта нежилого фонда г. Москвы и выполнение дополнительных работ капитальному ремонту помещений стрелкового тира по адресу: Старопетровский пр-д, д.2 (Закупки NN 0373200004217000037, 0373200004217000026) (далее - аукционы) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционным комиссиям отменить Протоколы подведения итогов, Протоколы рассмотрения заявок на участие в Аукционах (далее - Протоколы).
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протокол проведения Аукционов;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционах;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционах, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протоколы проведения Аукционов, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционах, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционах;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционах, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционах.
3. Заказчику:
- привести документации об Аукционах в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 14.04.2017 по делу N2-57-3829/77-17 и разместить соответствующие документации на Официальном сайте;
- назначить новую дату окончания сроков подачи заявок на участие в Аукционах, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционах, дату проведения Аукционов, а также разместить в единой информационной системе информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционах, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционах и дате проведения Аукционов. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционах должна быть назначена в соответствии с ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукционов и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукционов;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционах, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционах, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционах, дате и времени проведения Аукционов, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционах.
5. Заказчику, Аукционным комиссиям, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 14.04.2017 по делу N2-57-3829/77-17.
6. Заказчику, Аукционным комиссиям, Оператору электронной площадки в срок до 20.06.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: predpisane44fz@fas.gov.ru
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с п.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии:
Член Комиссии:
Член Комиссии:
|
Е.А. Исаева
Р.А. Радочинский
И.С. Максимов |
Исп. Максимов И.С.
тел. 8-495-784-75-05, доб.186
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 апреля 2017 г. N 2-57-3829/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2017