Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 17 апреля 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "Скорость" (далее - Заявитель) на действия администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по ремонту тротуара по ул. Лесная (от дома N34 по ул. Лесной до ул. Казачьей) г. Тимашевск (извещение N 0318300059017000025) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе:
- по поз.1 "Асфальтобетонная смесь" Заказчиком установлено требования к "температура смеси при укладке", "водостойкость и водостойкость при длительном водонасыщении", "предел прочности при сжатии", "пористость минеральной части", "трещинностойкость по прочности на растяжение", "зерновой состав минеральной части смеси, % по массе; размер зерен, мм", которые определяются по результатам испытаний;
- по поз.1 "Асфальтобетонная смесь" заказчиком установлен показатель "пористость минеральной части, % не более 22", что противоречит ГОСТ;
- в Приложении к техническому заданию, документации электронного аукциона, Заказчик предоставил рисунок (схему), не копируемого формата.
Представителем Заказчика представлены извещение о проведении электронного аукциона, документация, заявки участников размещения заказа, письменные пояснения по существу жалобы. Из пояснений следует, что по поз.1-4 при формировании описания товаров (материалов), используемых при выполнении работ, заказчиком были допущены ошибки при установлении некоторых значений по таким товарам.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района проводился электронный аукцион: "Выполнение работ по ремонту тротуара по ул. Лесная (от дома N34 по ул. Лесной до ул. Казачьей) г. Тимашевск (извещение N 0318300059017000025).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 223 167,00 руб.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу пп.б) п.3) ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара
Документация электронного аукциона содержит Раздел 2 "Информация об объекте закупки (описание объекта закупки), где Заказчиком установлены требования к техническим, механическим, функциональны, химическим и (или) эксплуатационным характеристикам товаров (материалов), используемых при выполнении работ/ оказании услуг:
N п/п | Наименование используемого товара (материала) | Требования к техническим, механическим, функциональным, химическим и (или) эксплуатационным характеристикам товаров (материалов), используемых при выполнении работ / оказании услуг | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Асфальтобетонная смесь | Требуется мелкозернистая горячая плотная асфальтобетонная смесь марки II тип Б, по ГОСТ 9128-2013. Асфальтобетонная смесь должна выдерживать испытание на сцепление битумов с поверхностью минеральной части. Смесь должна соответствовать следующим показателям:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Тактильный дорожный указатель (плитка) | Указатели должны иметь повышенную износостойкость к интенсивным механическим воздействиям. Глубина рифов для тактильных дорожных указателей должна быть 5-7 мм*. Поверхность указателей должна быть шероховатой рифленой с противоскользящими свойствами, отличной по структуре и цвету от прилегающей поверхности дорожного покрытия, и обеспечивать ее распознавание инвалидами по зрению на ощупь и (или) визуально. Формы рифления, размеры дорожного указателя должны соответствовать следующему изображению: |
Довод Заявителя о том, что Заказчиком по поз.1 "Асфальтобетонная смесь" установлены требования к "температура смеси при укладке", "водостойкость и водостойкость при длительном водонасыщении", "предел прочности при сжатии", "пористость минеральной части", "трещинностойкость по прочности на растяжение", "зерновой состав минеральной части смеси, % по массе; размер зерен, мм" противоречат п.1) п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе обоснован, так как указанные показатели определяются по результатам испытаний и указываются в паспортах на определенную партию.
Так же по поз.1 "Асфальтобетонная смесь" Заказчиком установлен показатель "пористость минеральной части, % не более 22", что противоречит ГОСТ, так как согласно Инструкции участнику необходимо указать конкретное значение без словосочетания "не более".
По поз.1 "Асфальтобетонная смесь" Заказчиком установлено требование "Мелкозернистая горячая плотная асфальтобетонная смесь марки II типа Б", которое должно быть исправлено на "Мелкозернистая горячая плотная асфальтобетонная смесь марки II типа В".
Согласно ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия" значение показателя по зерновому составу соответствуют мелкозернистой горячей плотной асфальтобетонной смеси марки II, но не типу Б, как указывает Заказчик, а типу В, что видно из Таблицы 3 ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия".
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Документация электронного аукциона содержит Раздел 6 "Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе", где Заказчиком установлено требование: "В случае наличия противоречий между требованиями, установленными в описании объекта закупки (необходимо учесть, что описанием объекта закупки в данном аукционе является приложение к техническому заданию), и требованиями, установленными действующими ГОСТ, ТУ участник руководствуется требованиями, изложенными, соответственно в ГОСТ или ТУ".
Таким образом, требования установленные заказчиком по поз.1 Раздела 2 аукционной документации нарушают требования п.1), п.2) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.1 ст.65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
В соответствии с ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Частью 4 статьи 4 Закона о контрактной системе обусловлено, что информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
Приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 N26н утвержден порядок пользования Единой информационной системой в сфере закупок (далее - Порядок), устанавливающий правила пользования единой информационной системой участниками контрактной системы в сфере закупок, а также иными лицами, использующими единую информационную систему для реализации своих функций и полномочий, предусмотренных Законом о контрактной системе, а также физическими и юридическими лицами, в том числе участниками обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг, использующими информационный ресурс официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно требованиями п. 1.2 Порядка в единой информационной системе размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip. Размер каждого размещенного в единой информационной системе файла не должен превышать 50 МБ.
Пунктом 4.1 Порядка определено, что пользование единой информационной системой пользователями официального сайта единой информационной системы осуществляется без регистрации.
В силу п. 4.2 Порядка пользователям официального сайта единой информационной системы доступны следующие функции:
поиск и получение информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы;
просмотр информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы.
На официальном сайте допускается загружать файлы в форматах bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip. Система не допускает загрузку файлов, имеющих форматы, отличные от указанных форматов.
При этом, сведения о товарах, в отношении которых участники подают заявку, размещены в формате, позволяющем поиск и копирование.
По доводу Заявителя о том, что в Приложении к техническому заданию, документации электронного аукциона, Заказчик предоставил рисунок (схему), не копируемого формата (п.4) из пояснений заказчика следует, что Приложение к Техническому заданию и само изображение, размещены в общедоступном формате Word, никаких защит и ограничений не установлено. Следовательно, при желании любая часть текста копируется и изменяется.
Таким образом, действия Заказчика при размещении аукционной документации на участие в электронном аукционе не противоречат действующему законодательству о контрактной системе в сфере закупок.
Нарушения, допущенные Заказчиком содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Скорость" обоснованной в части необъективного установления требований к объекту закупки.
2. Признать в действиях Заказчика - администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района нарушение ч.3 ст.7; п.1), п.2) ч.1 ст.33; п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику - администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района (аукционной комиссии) было выдано предписание N212 от 17.04.2017 по решению N ЭА-560/2017 от 17.04.2017, повторно предписание не выдавать.
4. Повторно материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 17 апреля 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2017