Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей ГУ - Отделение Пенсионного фонда по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "Корвелл" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 10151-ЭП/16 от 25.04.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение комплекса работ по капитальному ремонту помещений здания ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и восстановлению слаботочных систем, по адресу: Санкт-Петербург, пр. Энгельса, д.73 (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 17.04.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0245100001617000029. Начальная (максимальная) цена контракта - 6 107 475,57 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке требования о соответствии товара государственному стандарту, незарегистрированному в установленном законодательством о контрактной системе порядке.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п. 1 Раздела 3 документации о закупке Заказчиком установлено, том числе следующее: "Марки кабелей приняты в соответствии с ГОСТ 31565-201, "Едиными техническими указаниями по выбору и применению электрических кабелей", разработанными ВНИИКП, п.4.4, 4.5. СП 6.13130.2013".
Заявитель в жалобе указал на отсутствие зарегистрированного в установленном порядке ГОСТ 31565-201.
Согласно пояснениям Заказчика при описании требования о соответствии марки кабеля государственному стандарту Заказчиком допущена техническая ошибка при указании номера государственного стандарта.
Согласно официальному сайту Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии ГОСТ 31565-201 не зарегистрирован.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в части установления требования о соответствии товара незарегистрированному государственному стандарту.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке требований к товару, которые не позволяют определить потребность Заказчика.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 2 "Эмаль" Приложения N 3 к техническому заданию Заказчиком установлено, в том числе следующее требование к товару: "Время высыхания при температуре (+20+2) и относительной влажности (65+5)%, часов: не более 24".
Таким образом, Заказчиком не установлена единица измерения физической величины (температуры), что не позволяет определить потребность Заказчика на основании ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке требований к показателям товара, которые не характеризуют товар и зависят от непосредственного применения товара, что противоречит законодательству о контрактной системе.
Согласно п. 4 "Краска водно-дисперсионная" Приложения N 3 к техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "Количество слоев нанесения: 2. Расход краски на один слой, г/м2: 110-150.".
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Вместе с тем, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что оспариваемые Заявителем показатели товара являются потребительскими свойствами товара, которые в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе являются функциональными характеристиками и определяют соответствие товара потребности Заказчика.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на неопубликование в документации о закупке ресурсной ведомости и списка соответствия государственным стандартам.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлена обязанность Заказчика при описании объекта закупки использовать стандартные показатели в соответствии с законодательством о техническом регулировании, при этом законодательством о контрактной системе не установлена обязанность Заказчика по установлению требований о соответствии товаров государственным стандартам.
Вместе с тем, согласно п. 2 Раздела 3 документации о закупке Заказчиком установлено следующее: "Используемые при производстве работ товары (материалы, комплектующие и оборудование) должны соответствовать государственным стандартам и техническим условиям, в том числе: Товар под номером 2 должен соответствовать ГОСТ Р 51691-2008, ГОСТ 6465-76. Товар под номером 4 должен соответствовать ГОСТ 28196- 89. Товар под номером 5 должен соответствовать ГОСТ 6787-2001. Товар под номером 12 должен соответствовать ГОСТ 6141-91.". Согласно Приложению N 3 к Техническому заданию Заказчиком также установлены требования о соответствии товаров государственным товарам.
Следовательно, в части довода об отсутствии в документации о закупке списка соответствия товаров государственным стандартам жалоба признана необоснованной.
В соответствии с п. 3.1.5.2 письма Госстроя РФ от 29.12.1993 N 12-349 "О Порядке определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений" установлено следующее: "Нормативная потребность в материальных ресурсах может определяться: на основе выделения и суммирования в локальных ресурсных ведомостях или в локальных ресурсных сметных расчетах (сметах) ресурсных показателей на материалы, изделия (детали) и конструкции, используемые при сооружении объекта (выполнения работ), с сопоставлением полученных результатов с данными из проектных материалов (ведомости потребности материалов - ВМ, сводные ведомости материалов - СВМ) и выбором наиболее приемлемого для пользователей варианта; по проектным материалам (проекту или РД): ВМ и СВМ, а также спецификации в составе РД.".
Комиссия УФАС установила, что законодательством о контрактной системе не установлена обязанность Заказчика по опубликованию в составе документации о закупке ресурсной ведомости.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление требований к товарам не в соответствии с локальной сметой.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ст. 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
В соответствии с п. 2.2 раздела II приложения к постановлению Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 "Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" под сметной нормой рассматривается совокупность ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ.
Следовательно, выполнение работ в соответствии со сметой на основании п. 1 ст. 743 Гражданского кодекса Российской Федерации также включает в себя использование товаров, указанных в смете.
Согласно локальной смете, опубликованной Заказчиком в документации о закупке, Заказчиком установлено следующее: "Светильники со светодиодными лампами: размер 595х595х40 мм, IP41".
Таким образом, Заказчиком при обосновании начальной (максимальной) цены контракта установлены габаритные размеры светильников.
Согласно п. 6 "Светильники" Приложения N 3 к техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "Светильники Высота, мм не более 55. Длина, мм не более 595. Ширина, мм не более 595".
Следовательно, Заказчиком установлено требование к показателю высоты светильника, на основании которого участник закупки вправе указать значение показателя не в соответствии с локальной сметой.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в ч. 8 ст. 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной систем исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Согласно п. 1.2 проекта контракта Заказчиком установлено следующее: "Работы, предусмотренные пунктом 1.1. Контракта, выполняются Подрядчиком в соответствии со Сводным расчётом и Локальными сметами (Приложение N1), Дефектными ведомостями (Приложение N 2) и требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, СП, СНиП, ГОСТ, технических регламентов и других нормативных документов в области строительной деятельности.".
Согласно п. 5.3 проекта контракта Заказчиком установлено, в том числе следующее: "По завершении работ за расчётный месяц, не позднее 5 (пятого) числа месяца следующего за расчётным периодом, Подрядчик передаёт Заказчику следующие документы: - исполнительную документацию на выполненный вид и объем работ - количество экземпляров в соответствие с п. 6.1.16 Контракта; - формы КС-2, КС-3 (по каждой локальной смете в зависимости от вида работ) и акт сдачи-приёмки выполненных работ за месяц (Приложение N 4), подписанные со своей стороны в 3 (трёх) экземплярах для подписания Заказчиком.".
Согласно п. 5.4 проекта контракта Заказчик в течение 5 (пяти) рабочих дней после получения форм КС-2, КС-3 и акта сдачи-приёмки выполненных работ за месяц (Приложение N 4), осуществляет приёмку выполненных работ за месяц, проверяет их на соответствие по объёму и качеству требованиям, установленным контрактом.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что в соответствии с п. 1 ст. 743 Гражданского кодекса Российской Федерации выполнение работ осуществляется в соответствии с техническим заданием и сметой. Следовательно, в случае указания в первой части заявки на участие в аукционе в соответствии с требованиями п. 6 Приложения N 3 к техническому заданию показателя высоты светильника не в соответствии с локальной сметой, подрядчик (победитель закупки) не вправе осуществить работы с использованием товаров, несоответствующих смете. Использование при выполнении работ товаров, несоответствующих смете, является основанием для отказа в приемке выполненных работ, в связи с несоответствием их локальной смете.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в части необъективного описания объекта закупки.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием на момент заседания Комиссии УФАС доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 33, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Корвелл" частично обоснованной в части доводов:
- об установлении необъективного описания объекта закупки;
- об установлении требований к показателю без указания единиц измерения физической величины;
- об установлении нестандартных требований к товару.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 3 мая 2017 г. N 44-1727/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2017