Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 27 апреля 2017 г. N 470
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Сергеевой Е.А. на действия государственного заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Шарыповская районная больница" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок "Услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации" (далее - запрос котировок), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 21.04.2017 поступила жалоба ИП Сергеевой Е.А. (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении запроса котировок, извещение N 0319300327717000011.
Существо жалобы: извещение о проведении запроса котировок составлено с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовала представитель подателя жалобы Карасева Ирина Александровна (доверенность б/н от 27.04.2017, удостоверение личности).
Явку своего представителя на вышеуказанное заседание Комиссии заказчик не обеспечил, представил ходатайство о проведении такого заседания в отсутствие своего представителя (вх. N 7109 от 26.04.2017).
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании извещения о проведении запроса котировок заказчиком были допущены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе.
Во-первых, не было установлено требования к участникам закупки о наличии лицензии на медицинскую деятельность в области дезинфектологии.
Заключительная дезинфекция и контроль за ее качеством в очагах инфекционных заболеваний включена в перечень гигиенических и противоэпидемических мероприятий, выполняемых в рамках первичной медико-санитарной помощи населению (п. 3), утвержденный приказом Госкомсанэпиднадзора РФ от 15.12.1993 N 136 "Об участии госсанэпидслужбы в проведении мероприятий в рамках первичной медико-санитарной помощи".
Таким образом, по мнению подателя жалобы, для оказания услуг по заключительной дезинфекции в очагах, перечисленных в извещении о проведении запроса котировок, необходима лицензия на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии.
Во-вторых, объект закупки в извещении о проведении запроса котировок сформулирован заказчиком как "Услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации", в то время как согласно описанию объекта закупки потребность заказчика являются только услуги по заключительной дезинфекция на территории Шарыповского района (методом орошения или протирания), по камерной дезинфекции при заболеваниях: туберкулез, грибковые заболевания волос, кожи и ногтей, чесотка, что, по мнению подателя жалобы, не позволяет объективно оценить потребность заказчика.
В отношении вышеуказанных доводов подателя жалобы заказчиком были представлены письменные пояснения, из которых следует, что заказчиком было ошибочно сформировано извещение о проведении запроса котировок без установления требования к участникам закупки о наличии лицензии на медицинскую деятельность в области дезинфектологии, с учетом того обстоятельства, что потребностью заказчика является оказание услуг по заключительной дезинфекции в очагах инфекционных заболеваний в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок на оказание услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации (извещение о проведении запроса котировок с изменениями от 20.04.2017 N 0319300327717000011).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73, пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о проведении запроса котировок должно содержать краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Анализ сведений печатной формы извещения о проведении запроса котировок, размещенной в единой информационной системе, показал Комиссии, что заказчик поименовал объект закупки как "услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации", при одновременном указании в пункте "Информация об объекте закупки" раздела "Общая информация" такой формы сведений о наименовании необходимой заказчику услуги "на право заключить Контракт на Заключительную дезинфекцию очагов инфекционных заболеваний".
Вместе с этим, исходя из сведений извещения о проведении запроса котировок, размещенного в пункте "Извещение, документация и иные сопутствующие документы" раздела "Документы закупки" печатной формы такого извещения в единой информационной системе (файл "Документация Очаговая.docx"), объект закупки в пункте 3 такого извещения поименован заказчиком как "Заключительная дезинфекция очагов инфекционных заболеваний", описание объекта закупки, сформированное заказчиком в Приложении N4 такого извещения, содержит указание на то, что потребностью заказчика являются услуги по заключительной дезинфекции в домашних очагах при инфекционных заболеваниях: ОКИ, сальмонеллез, острый гепатит А и Е, туберкулёз, чесотка - методом орошения или протирания; услуги по камерной дезинфекции при заболеваниях: туберкулёз, грибковые заболевания волос, кожи и ногтей, чесотка.
Анализ описания объекта закупки показал Комиссии, что в указанном описании заказчиком не установлены неизменные, максимальные и (или) минимальные значения показателей функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристики услуг по дезинсекции и дератизации, включенных заказчиком в объект закупки, согласно наименованию такого объекта, указанному в печатной форме извещения о проведении запроса котировок, размещенной в единой информационной системе.
Согласно письменным пояснениям, полученным Комиссией от заказчика, в услугах по дезинсекции и дератизации у заказчика отсутствует потребность при проведении рассматриваемой закупки, объектом запроса котировок являются исключительно услуги по заключительной дезинфекции очагов инфекционных заболеваний.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что рассматриваемые действия заказчика не подлежат признанию надлежащим исполнением требований пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе, поскольку, допуская противоречивые сведения относительно объекта закупки в совокупности с его описанием, участники закупки не имеют возможности объективно определить потребность заказчика в услугах, являющихся объектом закупки, и подготовить предложение исполнения контракта. Также указанные действия содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должны содержаться требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
При этом требования к содержанию заявки на участие в запросе котировок определены частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе, которой не предусмотрена обязанность участника закупки предоставлять в составе такой заявки документы, в подтверждение своего соответствии требованию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчику необходимо установить, в том числе, единое требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Анализ положений извещения о проведении запроса котировок показал Комиссии, что заказчиком не были совершены действия по установлению требования к участникам закупки о необходимости наличия лицензии на осуществление медицинской деятельности: работы (услуги) по дезинфектологии.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с Законом о лицензировании, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 Закона о лицензировании и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Следовательно, если объект закупки связан с осуществлением деятельности, подлежащей лицензированию, извещение о проведении запроса котировок должно содержать требование к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии, что согласуется с положениями части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Перечень лицензируемых видов деятельности определен Законом о лицензировании, в частности, в соответствии с пунктом 46 пункта 1 статьи 12 Закона лицензированию подлежит медицинская деятельность.
В силу пункта 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены работы (услуги) по дезинфектологии.
В соответствии с общепринятой терминологией, понятие "дезинфекция" включает в себя удаление или уничтожение возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды и рассматривается как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Таким образом, деятельность по проведению дезинфекционных работ может рассматриваться в понятиях Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и в понятиях Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) как профилактика инфекционных заболеваний.
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (пункт 4 статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ).
Под медицинским вмешательством понимаются выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности (пункт 5 статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ).
Комиссией принята во внимание следующая позиция, изложенная в письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.06.2016 N 14-5/993: "в рамках действующего законодательства Российской Федерации работы (услуги) по дезинфектологии в случае их организации и выполнения при оказании вышеуказанных видов медицинской помощи отнесены к медицинской деятельности и подлежат лицензированию. При осуществлении дезинфекционной деятельности в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации, которые не предусматривают проведение мероприятий в рамках оказания медицинской помощи и не является медицинской услугой, необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует".
Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 24.05.2013 N16и-521/13 "О лицензировании дезинфектологии" понятие дезинфектология, указанное в Перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, применяется только к организациям, проводящим санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в рамках оказания медицинской помощи.
Таким образом, в случае, если организация выполняет указанную деятельность, получение лицензии на осуществление медицинской деятельности по работе (услуге) "дезинфектология" является обязательным, в силу пункта 3 положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291.
Заключительная дезинфекция и контроль за ее качеством в очагах инфекционных заболеваний включена в перечень гигиенических и противоэпидемических мероприятий, выполняемых в рамках первичной медико-санитарной помощи населению (п. 3), утвержденный приказом Госкомсанэпиднадзора РФ от 15.12.1993 N 136 "Об участии госсанэпидслужбы в проведении мероприятий в рамках первичной медико-санитарной помощи".
Изучив описание объекта закупки, Комиссия установила, что потребностью заказчика являются услуги по заключительной дезинфекции в домашних очагах при инфекционных заболеваниях: ОКИ, сальмонеллез, острый гепатит А и Е, туберкулёз, чесотка - методом орошения или протирания; услуги по камерная дезинфекция при заболеваниях: туберкулёз, грибковые заболевания волос, кожи и ногтей, чесотка.
Качество указанных услуг должно соответствовать стандартам, санитарным нормам и правилам, иным нормативно-правовым актам, в том числе:
- Приказу Минздрава СССР N 254 от 03.09.1991 "О развитии дезинфекционного дела в стране";
- СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности";
- СП 3.1.7.2616-10 "Профилактика сальмонеллеза";
- СП 3.1.1.3108-13 "Профилактика кишечных инфекций";
- СП 3.1.2825-10 "Профилактика вирусного гепатита А";
- СП 3.1.2.3114-13 "Профилактика туберкулёза";
- СП 3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней".
Комиссией приняты во внимание пояснения заказчика о том, что потребностью заказчика является оказание услуг по заключительной дезинфекции в очагах вышепоименованных инфекционных заболеваний в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи.
На основании совокупности вышеизложенных обстоятельств Комиссия пришла к выводу о том что, что услуги, являющиеся объектом закупки, предполагаются к осуществлению в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи с целью удаления или уничтожения возбудителей инфекционных болезней на объектах, указанных заказчиком, следовательно, такие услуги можно рассматривать в качестве способа предотвращения возникновения и распространения вышепоименованных инфекционных заболеваний, что позволяет Комиссии сделать вывод о том, что рассматриваемые услуги являются медицинской деятельностью и включены в санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в рамках оказания медицинской помощи. Доказательств обратного Комиссии представлено не было.
Таким образом, Комиссия установила, что действия заказчика по не установлению к участникам закупки требования о необходимости наличия лицензии на осуществление медицинской деятельности: работы (услуги) по дезинфектологии, совершены с нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ИП Сергеевой Е.А. обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем аннулирования закупки.
4. Передать материалы по жалобе ИП Сергеевой Е.А. уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 27 апреля 2017 г. N 470
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.05.2017