Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 4 мая 2017 г. N 04-50/86-2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
<_> ,
в присутствии:
представителей ООО "Строительное управление 1" <_>, <_> доверенность от 04.04.2017,
представителя ООО "Удинское" <_>, доверенность от 03.05.2017 N 9,
представителя ГКУ РБ "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия" <_>, доверенность от 02.07.2014 N 1557,
представителя Республиканского агентства по государственным закупкам <_>, доверенность от 10.01.2017,
в отсутствии представителя ООО "Новострой", надлежащим образом извещенного,
рассмотрев жалобы ООО "Новострой" (далее - Заявитель 1) (вх. от 26.04.2017 N 2556), ООО "Строительное управление-1" (далее - Заявитель 2) (вх. от 26.04.2017 N 2568), ООО "Удинское" (далее - Заявитель 3) (вх. от 26.04.2017 N 2583) на действия заказчика - ГКУ РБ "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия" (далее - Заказчик), уполномоченного органа - Республиканского агентства по государственным закупкам (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству объекта "Пристрой и реконструкция здания Национальной библиотеки Республики Бурятия в Советском районе г. Улан-Удэ" (N 0102200001617001063) (далее - Аукцион), и в результате рассмотрения жалобы в соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе),
у с т а н о в и л а:
Заявитель 1 считает, что Заказчиком излишне завышены требования к материалам, которые будут использоваться при выполнении работ:
1. Пункт 3 приложения N 2 к Техническому заданию (далее - техзадание) "Щебень", а именно "содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы должна быть не более 65%. Содержание пылевидных и глинистых частиц не более 2% по массе"; пункт 31 техзадания - "безотказность оконных приборов и петель 20 000 цикл "открывания-закрывания".
Считает, что Заказчиком допущено нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Заявитель 1 просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
Заявитель 2 указывает, что отдельные требования к материалам не соответствуют требованиям государственного стандарта, содержат излишние требования, тем самым вводят участников закупки в заблуждение и ограничивает количество участников закупки:
1. Пункт 2 техзадания "Арматурная сталь" - Заказчиком установлено требование к показателю площади поперечного сечения стержня: "не менее 0,503 см2 и не более 1,131 см2". Согласно ГОСТ 5781-82, при номерах профиля 10 и 12, требуемых заказчику, показатели площади поперечного сечения стержня должны соответствовать конкретным значениям - 0,785 см2 для N профиля 10 и 1,131 см2 для N профиля 12.
Пункт 8 техзадания "Блоки дверные внутренние с петлями" - Заказчиком установлено требование о том, что "ручка должна быть с правой стороны; с левой стороны". ГОСТ 6629-88, устанавливающий стандарты качества деревянных дверей, требования к расположению дверных ручек не регламентирует, следовательно, Заказчиком установлены излишние требования.
Пункт 14 техзадания "Эмаль ПФ-115" - Заказчиком установлено требование "декоративные свойства покрытия эмали состоящего из двух слоев: покрытие сохраняет свойства не менее 1 года до балла не более 2". Согласно ГОСТ 6465-76, регламентирующие стандарты качества эмали ПФ-115, декоративные свойства покрытия эмали сохраняются в течение одного года до балла не более АД2. Заказчиком использован показатель, который не предусмотрен государственным стандартом без обоснования причин.
Заявитель 2 считает, что Заказчиком нарушено требование пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Кроме того, указывает, что в пункте 26 техзадания установлены требования к блокам дверным ПВХ. В локальных сметных расчетах такой товар не значится. В разъяснениях положений документации о закупке от 20.04.2017 N РД4 Заказчик указал, что использование блока дверного ПВХ предусмотрено проектной документацией 33 ГК-14-АР1. Заявитель 2 указывает, что между сметами и проектной документацией имеются противоречия, полагает, что нарушена норма части 3 статьи 7 и части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Просит провести проверку и выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Заявитель 3 не согласен со следующими положениями документации об аукционе:
1. в пунктах 1-3, 10, 14, 17, 19-26, 30, 31 техзадания установлены требования к товарам, а именно к описанию компонентов, составляющим материалов, показателям, которые могут быть определены только опытным путем, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе;
2. Заказчиком не размещена в полном объеме проектно-сметная документация:
- в техзадании Заказчик потребовал показатели: по блокам дверным внутренним с петлями (п.8), по блокам дверным ПВХ (п. 26), вместе с тем в проекте 33 ГК-14АР-1 стр 27, 28 предусмотрены деревянные двери, стр. 31 двери ПВХ, однако в сметных расчетах данные материалы не учтены;
- в техзадании Заказчик потребовал показатели: по оконным блокам ПВХ 1800х750мм (п. 20), по оконным блокам ПВХ 1800х500 (п.25), вместе с тем, оконные блоки с указанными размерами не предусмотрены проектом.
По пункту 25 техзадания Заказчик в разъяснениях указал, что допущена ошибка и указал отличные размеры от указанных в техзадании.
По мнению Заявителя 3, Заказчик нарушает пункт 1 части 1 статьи 33, часть 5 статьи 65 настоящего закона.
3. В пункте 16 техзадания "Шурупы" Заказчик установил требование по исполнению 1 или 2, согласно ГОСТ 1144-80 исполнение 1 или 2 не применимо к шурупу с крестообразным шлицом, соответственно требование таких показателей как диаметр крестообразного шлица не менее 4,6 мм, глубина вхождения калибра в крестообразный шлиц от 2,0 до 3,7 мм вводит участников закупки в заблуждение. В пункте 5 техзадания "Плиты дорожные" Заказчик потребовал бетон класса В22,5, объем 0,89 м3. Согласно ГОСТ21924.2-84 для бетона класса В22,5 объем должен быть 0,88 м3.
Просит провести проверку, признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Заказчик представил в письменной форме возражения по всем жалобам, считает, что документация не противоречит требования законодательства о контрактной системе, характеристики материалов, указанные в документации об аукционе, сформированы на основании потребностей Заказчика и основаны на соответствующих ГОСТ.
Просит признать жалобы необоснованными.
Уполномоченный орган представил письмо адресованное Заказчику от 07.04.2017 N 70-01-12-и646/17, в котором рекомендует Заказчику принять во внимание решение Верховного суда РФ от 09.02.2017 N АКПИ16-1287, а также письмо ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16.
В результате рассмотрения жалоб, изучения представленных сторонами документов и пояснений, Бурятское УФАС России установила следующее:
31.03.2017 в Единой информационной системе размещено извещение о проведении Аукциона N 0102200001617001063 и документация об аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта - 116 000 000,00 рублей.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
1. В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В приложении N 2 к Техническому заданию (техзадание) Заказчиком определены требования к товарам, используемым при выполнении работ.
В пунктах 1-3, 17, 19-25, 30, 31 (по п. 31 в части общего коэффициента светопропускания от 0,34 до 0, 68, отклонения номинальных размеров_) техзадания Заказчиком установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, при этом участнику закупки необходимо предоставить сведения о химическом составе таких товаров, а также о показателях, которые будут известны после проведения лабораторных испытаний.
Учитывая изложенное, Заказчиком, Уполномоченным органом установлены требования к описанию участниками закупки в составе заявок, помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 закона показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для предоставления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Заявленные доводы Заявителя 1 и Заявителя 3 по п. 10 техзадания - Мастика, п. 14 -Эмаль ПФ-115, п. 26 - Блоки дверные ПВХ, п. 31 - Витражи признаны необоснованными, так как в данных пунктах отсутствуют требования к химическому составу товаров, а также о показателях, которые будут известны после проведения лабораторных испытаний.
2. Довод Заявителя 2 в части установления требований к материалам, указанным в техзадании по п. 2 - Арматурная сталь, п. 8 "Блоки дверные внутренние с петлями", п. 14 "Эмаль ПФ" несоответствующим требованиям государственного стандарта, что вводит участников закупки в заблуждение и ограничивает количество участников закупки, признан обоснованным.
Пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание установлено, что объект закупки должен носить объективный характер. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком, Уполномоченным органом в документации о закупке установлено, что все предлагаемые материалы должны соответствовать составу аукционной документации, а так же законодательным актам Российской Федерации, государственным стандартам (в том числе признанным в Российской Федерации межгосударственным и международным стандартам), санитарным нормам и правилам, строительным нормам и правилам, нормам по безопасности, а также другим документам, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае установления в документации о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным государственным стандартом, так и значениям, указанным в документации, последнее не должно противоречить требованиям государственного стандарта, а также не должно вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, по арматурной стали требуется номер профиля: 12 мм, 10 мм, а показатель площади поперечного сечения стержня указан "не менее 0,503 см2 и не более 1,131 см2".
Согласно ГОСТ 5781-82, при указанных номерах профиля, показатели площади поперечного сечения стержня должны соответствовать конкретным значениям - 0,785 см2 для профиля 10 и 1,131 см2 для профиля 12.
Следовательно, Заказчик вводит участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например не менее 0,503 см2 и не более 1,131 см2, которые впоследствии могут рассматриваться аукционной комиссией как соответствующие значениям документации о закупке, но в свою очередь противоречащие требованиям государственного стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
В пункте 8 техзадания "Блоки дверные внутренние с петлями" установлено требование о том, что "ручка должна быть с правой стороны; с левой стороны".
Согласно инструкции по заполнению заявки в случае. Если значения параметра указаны с использованием символа "точка с запятой" участнику закупки необходимо предоставить одно из значений показателя, указанных через данный символ.
Указанное требование сформулировано некорректно, более того, ГОСТ 6629-88, устанавливающий стандарты качества деревянных дверей, требования к расположению дверных ручек не регламентирует.
Следовательно, Заказчиком установлены требования, которые вводят участников закупки в заблуждение, в связи с чем, приводят к невозможности надлежащим образом сформировать заявку на участие в закупке.
Пункт 14 техзадания "Эмаль ПФ-115" содержит требование "декоративные свойства покрытия эмали состоящего из двух слоев: покрытие сохраняет свойства не менее 1 года до балла не более 2".
Согласно ГОСТ 6465-76, декоративные свойства покрытия эмали сохраняются в течение одного года до балла не более АД2.
Заказчиком, Уполномоченным органом использован показатель, который не предусмотрен государственным стандартом и в документации о закупке не содержится обоснование необходимости использования другого показателя.
Пункт 16 техзадания "Шурупы" содержит требование по исполнению 1 или 2, диаметр крестообразного шлица не менее 4,6 мм, глубина вхождения калибра в крестообразный шлиц от 2,0 до 3,7 мм.
Согласно ГОСТ 1144-80 исполнение 1 или 2 не применимо к шурупу с крестообразным шлицом.
В пункте 5 техзадания "Плиты дорожные" указан бетон класса В22,5, объем 0,89 м3.
Согласно ГОСТ 21924.2-84 для бетона класса В22,5 объем 0,89 м3 не предусмотрен.
Указанные параметры товара вводят в заблуждение участников закупки, соответственно приводят к невозможности надлежащим образом подготовить заявку на участие в аукционе.
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом нарушены требования пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Довод Заявителя 2 и Заявителя 3 об отсутствии в локально-сметном расчете и проекте блоков дверных внутренних с петлями (п.8 техзадания), блоков дверных ПВХ (п. 26 техзадания), оконных блоков ПВХ 1800х750мм (п. 20 техзадания), оконных блоков ПВХ 1800х500 (п.25 техзадания), тогда как в техзадании указаны данные товары, признан обоснованным.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Требования о представлении показателей по указанным позициям установлены Заказчиком, Уполномоченным органом необоснованно, поскольку в смете и проекте не содержатся данные товары, что приводит к нарушению пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, объект закупки носит необъективный характер, а также содержат требования к товарам, которые вводят в заблуждение участников закупки, что противоречит требованиям действующего законодательства о контрактной системе.
Довод в части несоответствия проекта с локальной сметой не оценивается, так как не относится к полномочиям антимонопольного органа.
Довод Заявителя 3 о нарушении Заказчиком части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе признан обоснованным.
В разъяснениях Заказчик указывает о том, что пункт 25 техзадания "Оконный блок ПВХ 1800х500мм" ошибочно указан размер по ширине, следует читать: 1800х1500 мм.
Часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе предусматривает, что разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Данные разъяснения изменяют суть документации, что противоречит положениям статьи 64 Закона о контрактной системе и лишает участника закупки возможности корректно подать заявку на участие в аукционе.
Следовательно, Заказчик нарушил часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Новострой" обоснованной в части.
2. Признать жалобу ООО "Строительное управление -1" обоснованной.
3. Признать жалобу ООО "Удинское" обоснованной в части.
4. Признать Заказчика, Уполномоченный орган нарушившими пункты 1, 2 части 1 статьи 33, часть 2 статьи 33, пункты 1, 2 части 1 статьи 64, часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
5. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание.
6. Передать материалы жалобу должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
|
<_> |
|
Члены Комиссии |
|
<_> <_> |
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 4 мая 2017 г. N 04-50/86-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2017