Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 апреля 2017 г. N 2-57-4459/77-17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов комиссии:
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
при участии представителей Администрации поселения Десеновское: М.Н. Жовтун, Ш.Р. Абясова, а также представителя ООО "Центр сопровождения контрактов": Д.С. Турбенева,
рассмотрев жалобу ООО "Центр сопровождения контрактов" (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Десеновское (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий по ул. 1-я Ватутинская (Закупка N 0148300011017000013) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N 10/19559 от 24.04.2017).
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в аукционной документацией неправомерно установлены требования к показателям товаров, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, а именно к следующим товарам: "Пленка", "Отдельные конструктивные элементы", "Камни бетонные бортовые (тип 1)", "Пиломатериалы хвойных пород (доски) толщина 40-60 мм", "Эмульсии битумные (тип 3)", "Эмульсии битумные (тип 2)", "Брусчатка (плиты бетонные тротуарные) (тип 1)", "Пигменты", "Битумы нефтяные дорожные жидкие (тип 2)", "Камни бетонные бортовые БР 100.20.8", "Растворы строительные (тип 1)", "Смеси бетонные В7.5 (М100) (тип 2)", "Смеси асфальтобетонные дорожные песчаные (тип 1)", "Растворы строительные (тип 2)", "Смеси асфальтобетонные дорожные мелкозернистые (тип 2)". Так например Заказчиком установлено требование об указании в первой части заявки на участие в аукционе конкретного значения предела текучести при растяжении и коэффициент интегрального светопропускания товара "Пленка", общей длины трещин и общей площади грибных поражений товара "Пиломатериалы хвойных пород (доски) толщина 40-60 мм".
Таким образом, установленные Заказчиком требования к вышеуказанным товарам могут препятствовать заполнению заявки на участие в электронном аукционе, поскольку, конкретные значения требуемых характеристик не предоставляются производителями товаров в открытом доступе и могут стать известны потребителю только после проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что требования к товарам утановлены согласно государственных стандартов, при этом, представители Заказчика не представили доказательств, подтверждающих возможность определения конкретных значений по установленным в аукционной документации характеристикам требуемых к поставке товаров на этапе подачи заявки на участие в электронном аукционе без проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам, используемым при выполнении работ установлены в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика также пояснили, на участие в аукционе подано 3 заявки, при этом, аукционной комиссией Заказчика не принималось решение об отказе в допуске участникам закупки по вышеуказанным требованиям аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что допущенные нарушения не повлияли на результат закупки.
2. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, могут вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, а именно:
· по п.38 "Гвозди строительные (тип 3) (объем: 40% от общего объема товара)" установлены требования к товару следующим образом: Размер h должен быть не менее 3.6 мм; Условный диаметр стержня d должен быть 6, 8 мм; Длина гвоздя l должна быть до 250* мм; Диаметр головки D не должен быть менее 11 мм; Тип: круглые, а также в инструкции указано требование о соответствии данного товара ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры", по п.45 "Гвозди строительные (тип 2) (объем: 40% от общего объема товара)" установлены требования к товару следующим образом: Диаметр головки D не должен быть <6 мм; Тип должны быть трефовые, круглые; Размер, а должен быть до 4.45, не нормируется мм; Размер h не должен быть менее 1.8 мм; Условный диаметр стержня d должен быть от 3.0* до 5.0 мм; Длина гвоздя l должна быть не менее 70 мм; Форма головки должна быть коническая, а также в инструкции указано требование о соответствии данного товара ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры", по п.46 "Болты": в соответствии с Аукционной документацией)" установлены требования к товару следующим образом: Высота головки k должна быть не менее 6.4 мм; Номинальный диаметр резьбы d должен быть 10, 12; 14, 16 мм; Размер "под ключ" S должен быть не менее 16 мм; Шаг резьбы должен быть не более 2 мм, а также в инструкции указано требование о соответствии данного товара ГОСТ 7798-70 "Болты с шестигранной головкой класса точности В. Конструкция и размеры", что является неправомерным, поскольку, в государственных стандартах, которым согласно аукционной документации должны соответствовать данные товары значения вышеуказанных показателей имеют строго градированные значения и аукционная документация позволяет указать противоречащие государственным стандартам значения.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика затруднились обосновать необходимость установления требований к товарам по п.38 "Гвозди строительные (тип 3)", п.45 "Гвозди строительные (тип 2)", п.46 "Болты" вышеуказанным образом.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам, используемым при выполнении работ установлены в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика также пояснили, на участие в аукционе подано 3 заявки, при этом, аукционной комиссией Заказчика не принималось решение об отказе в допуске участникам закупки по вышеуказанным требованиям аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что допущенные нарушения не повлияли на результат закупки.
3. В составе жалобы Заявитель также указал, что в инструкции Заказчиком установлены единым списком государственные стандарты которым должны соответствовать используемые при выполнении работ товары, при этом, в инструкции отсутствует указание на то, какие именно позиции технической части аукционной документации должны соответствовать каким именно из указанных государственным стандартов, что по мнению Заявителя вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет заполнить заявку на участие в аукционе.
Комиссией Управления установлено, что инструкция содержит следующее требование: Все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам, в том числе их обязательным и рекомендуемым приложениям: гост 10354-82, гост 11955-82, гост 12260-81, гост 12420-81, гост 1571-82, гост 1759.0-87, гост 17608-91, гост 18288-87, гост 24454-80, гост 24909-81, гост 25346-2013, гост 26633-2015, гост 26869-86, гост 28013-98, гост 30090-93, гост 32833-2014, гост 4028-63, гост 4579-79, гост 6665-91, фз от 22 июля 2008 г.N 123-фз, гост 7473-2010, гост 7798-70, гост 8267-93, гост 8486-86, гост 8509-93, гост 8736-2014, гост 9128-2013, гост 9466-75, гост 9467-75, гост р 51096-97, гост р 52067-2003, гост р 52128-2003, гост р 52325-2005, постановление правительства Москвы 743-пп от 10 сентября 2002 года.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности подачи заявки в соответствии с требованиями аукционной документации, а также указанных в инструкции государственных стандартов, в том числе свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Центр сопровождения контрактов" на действия Администрации поселения Десеновское обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя комиссии Е.В. Гридина
Члены комиссии И.С. Максимов
Д.С. Грешнева
Исп. Грешнева Д.С.
(495) 784-75-05 доб. 187
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 апреля 2017 г. N 2-57-4459/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.05.2017