Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 мая 2017 г. N 2-57-4953/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве(далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
при участии представителей ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы": Шевяхова М.Б., Захарова А.В., в отсутствие представителей ООО "ВИКТОРИЯ", уведомлены письмом Московского УФАС России от 11.05.2017 NМГ/22249,
рассмотрев жалобу ООО "ВИКТОРИЯ" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку детской обуви для учреждений, подведомственных Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы в 2017 г. (Закупка N 0373200041516000660) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 11.05.2017 NМГ/22249 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при оказании услуг.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком в Форме 2 установлены требования к необходимым для выполнения работ товарам, например, такие как:
- п.п.1, 2, 3, 24: Раковины, пузыри на поверхности подошв и других деталей, образовавшиеся в процессе вулканизации и литья, площадью: не более 2,0 кв.см;
- п.п.1, 2, 3, 4: Сваливание строчки (тесьмы) с края детали с повторным креплением, совпадение двух смежных строчек длиной: не более 5,0 мм;
- п.24, 37, 47, 48: Вмятины, недоливы на поверхности подошв и других деталей, образуемых в процессе вулканизации или литья, площадью: не более 1,5 кв.см.
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Кроме того, Комиссией Управления установлено, что согласно инструкции по заполнению заявки слова "не более" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему, таким образом участник закупки в заявке должен указать конкретную площадь вышеуказанных характеристик.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов, а также доказательств, что конкретные значения вышеуказанных характеристик товаров предоставляется возможным указать в составе первой части заявки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя в составе аукционной документации размещены Приложение N2 к Техническому заданию и Форма согласия участника размещения закупки, в которых указаны различные требования к качеству и характеристикам товаров.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Приложение N2 к Техническому заданию содержит требуемые Заказчиком технические характеристики закупаемых товаров, в то время как Форма 2 составлена на основании Приложения N2 к Техническому заданию и является формой для заполнения заявки на участие в аукционе.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления Заявителем в составе жалобы не представлено доказательств, подтверждающих, что Приложение N2 к Техническому заданию и Форма согласия участника размещения закупки содержат различные требования к качестве и характеристикам товаров.
Таким образом, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком размещена аукционная документация в формате, создающем препятствия при подготовке заявок на участие в аукционе, поскольку не позволяет надлежащим образом осуществить поиск произвольных фрагментов текста, в частности по п.1 "Кроссовки для девочек" для характеристики: "перфорация верха обуви, улучшающая циркуляцию воздуха".
Порядок пользования единой информационной системой в сфере закупок (далее - Порядок, ЕИС) утвержден приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 N 26н.
Согласно пункту 1.2 Порядка в ЕИС размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip.
Правила функционирования ЕИС (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1414.
Согласно подпункту "л" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта ЕИС должны обеспечивать возможность поиска пользователями официального сайта ЕИС текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте ЕИС, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов.
Одновременно с этим в соответствии с ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления в ЕИС без взимания платы.
Таким образом, вышеуказанные положения Закона о контрактной системе устанавливают обязательность доступности вышеуказанной информации для ознакомления в ЕИС.
Комиссией Управления установлено, что размещенная Заказчиком на официальном сайте аукционная документация создает препятствия при осуществлении поиска произвольных фрагментов текста, в частности по п.1 "Кроссовки для девочек" для характеристики: "перфорация верха обуви, улучшающая циркуляцию воздуха", что также подтверждается скриншотами, представленными Заявителем в составе жалобы, что нарушает п.1 ч.1 ст.33, ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок N 0373200041516000660 на участие в аукционе подано 7 заявок, из которых 6 заявки соответствуют требованиям аукционной документации. Кроме того, по указанным основаниям аукционной комиссией Заказчика не принималось решений о отказе в допуске к участию в аукционе. Таким образом, выявленные нарушения не повлияли на результат закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ВИКТОРИЯ" на действия ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы" обоснованной в части установления неправомерных и избыточных требований к товарам, а также в части размещения аукционной документации в формате, создающем препятствия при подготовке заявок на участие в аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33, ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), а также на законные права и интересы Заявителя.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии: З.У. Несиев
Д.А. Сологов
исп. Сологов Д.А. (495) 784-75-05 доб. 180
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 мая 2017 г. N 2-57-4953/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2017