Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 мая 2017 г. N 2-57-5038/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
при участии представителей ФКУ "ГУ АЗ Минфина России": А.С. Русакова, М.В. Тумасяна, а также в отсутствие представителей ООО "Рельеф", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/22615/17 от 12.05.2017),
рассмотрев жалобу ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "ГУ АЗ Минфина России" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ на территории имущественного комплекса дачного хозяйства (Закупка N 0373100066917000056) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/22615/17 от 12.05.2017), Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует положения аукционной документации, установленные в нарушение Закона о контрактной системе.
1. В составе жалобы Заявитель указывает, что аукционная документация, размещенная Заказчиком в Единой информационной системе (далее - ЕИС), содержит ограничения для заполнения первой части заявки поскольку, столбец "Значение, предлагаемое участником" Приложения N1 к Техническому заданию "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме" (далее - Приложение N1) не поддается заполнению и корректированию, кроме того, Приложение N1 не позволяет осуществить копирование произвольных фрагментов текста.
Порядок пользования единой информационной системой в сфере закупок (далее - Порядок, ЕИС) утвержден приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2015 г. N 26н.
Согласно пункту 1.2 Порядка в ЕИС размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip.
Правила функционирования ЕИС (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1414.
Согласно подпункту "л" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта ЕИС должны обеспечивать возможность поиска пользователями официального сайта ЕИС текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте ЕИС, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов.
Одновременно с этим в соответствии ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления в ЕИС без взимания платы.
Таким образом, вышеуказанные положения Закона о контрактной системе устанавливают обязательность доступности вышеуказанной информации для ознакомления в ЕИС.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика продемонстрировал возможность как заполнения и корректирования столбца "Значение, предлагаемое участником" Приложения N1 так и возможность копирования произвольных фрагментов текста.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобы, а также заседании Комиссии Управления Заявителем не представлено документов, подтверждающих обоснованность указанных доводов жалобы, свидетельствующих о невозможности подачи заявки на участие, а также подтверждающих нарушение Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
2. На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в Приложении N1 неправомерно установлены требования к показателям товаров, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства "Горячекатаная арматурная сталь", "Плитки керамические", "Резина техническая прессованная", "Пиломатериалы хвойных пород", "Замки врезные цилиндровые", "Растворы строительные", "Цемент гипсоглиноземистый расширяющийся", "Растворы строительные", "Проволока стальная низкоуглеродистая", "Краски масляные цветные густотертые".
Так, например Заказчиком установлено требование о предоставлении участниками закупки в первых частях заявки конкретного значения укрывистости невысушенной пленки требуемых красок и степени перетира товара "Краски масляные цветные густотертые", что по мнению Комиссии Управления является неправомерным, поскольку, в силу таблицы 2 и ч.4 "МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ" ГОСТ 8292-85 "Краски масляные цветные густотертые. Технические условия" конкретные значения определяются по результатам испытаний конкретной партии товара после его производства. При этом, такие параметры как "укрывистость невысушенной пленки" и "степень перетира" установлены в зависимости от марки и цвета краски. Таким образом, при указании участником закупки марки и цвета краски, а также с учетом выраженного согласия участника закупки на использование при выполнении работ товаров на условиях аукционной документации и соответствующего требованиям ГОСТ 8292-85, Заказчику заведомо известны показатели характеристик укрывистость невысушенной пленки" и "степень перетира"" и установление Заказчиком в технической части аукционной документации требований к указанному параметру носит необъективный характер.
Таким образом, установленные Заказчиком требования к вышеуказанным товарам могут препятствовать заполнению заявки на участие в электронном аукционе, поскольку, конкретные значения требуемых характеристик не предоставляются производителями товаров в открытом доступе и могут стать известны потребителю только после проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
На заседании Комиссии Управления также рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, могут вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, а именно по п.3 "Болты" установлены требования к товару следующим образом: Номинальный диаметр резьбы d должен быть 10, 12; 14, 16 мм; Шаг резьбы должен быть не более 2 мм; Тип шага резьбы должен быть мелкий; крупный; Размер hw должен быть не менее 0.4 мм" Высота головки k должна быть не менее 6.4 мм; Размер "под ключ" S должен быть не менее 16 мм; Класс точности должен быть В", а также в инструкции указано требование о соответствии данного товара ГОСТ 7798-70 "Болты с шестигранной головкой класса точности В", по п.5 "Шурупы с полукруглой головкой" установлены требования к товару следующим образом: Диаметр резьбы d должен быть 6; 5 мм; Диаметр крестообразного шлица m должен быть не менее 5.2 мм; Высота головки К должна быть 4.2 мм; Диаметр головки D должен быть не более 12.0 мм, а также в инструкции указано требование о соответствии данного товара ГОСТ 1144-80 "Шурупы с полукруглой головкой. Конструкция и размеры", что является неправомерным, поскольку, в государственных стандартах, которым согласно аукционной документации должны соответствовать данные товары значения вышеуказанных показателей имеют строго градированные значения и аукционная документация позволяет указать противоречащие государственным стандартам значения. Также в составе жалобы Заявитель указывает на установление Заказчиком следующих требований к используемым при выполнении работ товарам: п.7 "Пиломатериалы хвойных пород (бруски) (тип 2)": Ширина должна быть не более 125 мм; Толщина должна быть от 50* но не > 60 мм, п.28 "Пиломатериалы хвойных пород (бруски) (тип 1)": Ширина должна быть не более 125 мм; Толщина должна быть не более 60 но
50 мм, что согласно доводам жалобы является неправомерным и воодит участников закупки в заблуждение, поскольку, согласно п.20 таблице 1 ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное", требованиям которого должны соответствовать данные товары брусок это пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что требования к товарам "Горячекатаная арматурная сталь", "Плитки керамические", "Резина техническая прессованная", "Пиломатериалы хвойных пород", "Замки врезные цилиндровые", "Растворы строительные", "Цемент гипсоглиноземистый расширяющийся", "Растворы строительные", "Проволока стальная низкоуглеродистая", "Краски масляные цветные густотертые" установлены согласно государственных стандартов, при этом, представители Заказчика не представили доказательств, подтверждающих возможность определения конкретных значений по установленным в аукционной документации характеристикам требуемых к поставке товаров на этапе подачи заявки на участие в электронном аукционе без проведения испытаний определенной партии товара после его производства, а также затруднились обосновать необходимость формирования требований к товарам п.3 "Болты", п.5 "Шурупы с полукруглой головкой", п.7 "Пиломатериалы хвойных пород (бруски) (тип 2)", п.28 "Пиломатериалы хвойных пород (бруски) (тип 1)" вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам, используемым при выполнении работ установлены в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Рельеф" на действия ФКУ "ГУ АЗ Минфина России" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя комиссии Е.В. Гридина
Члены комиссии: Р.Г. Осипов
Д.С. Грешнева
Исп. Грешнева Д.С.
(495) 784-75-05 доб. 187
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 мая 2017 г. N 2-57-5038/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2017