Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 17 мая 2017 г. N 2-57-5046/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - Начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов комиссии:
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок А.С. Спиряковой,
при участии представителя ГКУЗ ПТО КРиС ДЗМ: А.В. Кравченко, а также в отсутствие представителей ООО "РегионСтройСервисАвтоматика", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/22715/17 от 12.05.2017),
рассмотрев жалобы ООО "РегионСтройСервисАвтоматика" (далее - Заявитель) на действия ГКУЗ ПТО КРиС ДЗМ (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на выполнение комплекса мероприятий направленных на замену лифтового оборудования (Закупки NN 0373200053817000005, 0373200053817000006, 0373200053817000007, 0373200053817000008, 0373200053817000009, 0373200053817000010, 0373200053817000011, 0373200053817000012) (далее - Аукционы), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных электронных аукционов.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/22715/17 от 12.05.2017), Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует положения аукционных документаций, установленные в нарушение Закона о контрактной системе.
Согласно п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в Приложении N2 к Техническому заданию аукционных документаций (далее - Приложение N2) неправомерно установлены требования к показателям товаров, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, в частности установлены неправомерные требования к следующим товарам: "Сталь круглого сечения тип 1", "Уголки стальные горячекатаные равнополочные тип 1", "Сталь двутавровая тип 1", "Уголки стальные горячекатаные равнополочные тип 2", "Сталь круглого сечения тип 2", "Уголки стальные горячекатаные равнополочные тип 3", "Уголки стальные горячекатаные равнополочные тип 4", "Сталь квадратного сечения тип 1", "Сталь круглого сечения тип 3", "Уголки стальные горячекатаные равнополочные тип 5", "Сталь двутавровая тип 2", "Выключатель с индикатором", "Сталь квадратного сечения тип 2", "Шайбы пружинные тип 3".
Так, например Заказчиком установлено требование о предоставлении участниками закупок в первых частях заявок конкретного значения расстояния от центра тяжести до наружной грани полки, площади поперечного сечения, массы 1 м уголка, ширины и толщины полки товара "Уголки стальные горячекатаные равнополочные тип 1", что по мнению Комиссии Управления является неправомерным, поскольку, в силу таблицы 1 ГОСТ 8509-93 "Уголки стальные горячекатаные равнополочные. Сортамент" такие параметры как "Расстояние от центра тяжести до наружной грани полки", "Площадь поперечного сечения", "Масса 1 м уголка", "Ширина полки" и "Толщина полки" установлены в зависимости от номера уголка. Также Заказчиком установлено требование о предоставлении участниками закупок в первых частях заявок конкретного значения площади поперечного сечения, высоты двутавра, ширины полки и толщины стенки, массы 1 м товара "Сталь двутавровая тип 1", что по мнению Комиссии Управления является неправомерным, поскольку, в силу таблицы 1 ГОСТ 8239-89 "Двутавры стальные горячекатаные. Сортамент" такие параметры как "Площадь поперечного сечения", "Высота двутавра", "Ширина полки", "Толщина стенки" и "Масса 1 м" установлены в зависимости от номера двутавра.
Таким образом, при указании участником закупки номера уголка товара "уголки стальные", номера двутавра товара "сталь двутавровая", а также с учетом выраженного согласия участника закупки на использование при выполнении работ товаров на условиях аукционной документации и соответствующих требованиям установленных документацией государственных стандартов, Заказчику заведомо известны в том числе такие показатели как: "Расстояние от центра тяжести до наружной грани полки", "Площадь поперечного сечения", "Масса 1 м уголка", "Ширина полки" и "Толщина полки" товара "уголки стальные" и такие показатели как: "Площадь поперечного сечения", "Высота двутавра", "Ширина полки", "Толщина стенки" и "Масса 1 м" товара "сталь двутавровая" и установление Заказчиком в технических частях аукционных документаций требований к указанным параметрам носит необъективный характер.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований к товарам, используемым при выполнении работ, вышеуказанным образом, а также не представил доказательств, подтверждающих возможность определения конкретных значений вышеуказанных товаров на этапе подачи заявки на участие в электронном аукционе без проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
Таким образом, установленные Заказчиком требования к вышеуказанным товарам могут препятствовать заполнению заявок на участие в аукционах, поскольку, конкретные значения требуемых характеристик не предоставляются производителями товаров в открытом доступе и могут стать известны потребителю только после проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам, используемым при выполнении работ установлены в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. В составе жалоб Заявитель также указывает, что при описании требований в п.1 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией тип 1" использовано слово "остальные", что вводит участников закупок в заблуждение и препятствует корректному формированию первых частей заявоуна участие в аукционах.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с Инструкцией по заполнению первой части заявки "При указании требуемых значений товаров с использованием слова "остальных" (во всех формах этого слова) заказчик относит такие требования ко всем остальным видам (типам) товаров в рамках конкретного пункта таблицы, в составе которого такое слово применено. Если в таком случае в графе "Требуемый параметр" требования установлены только в части отдельных видов (типов) товаров, то слово "остальных" относится только в части указанных видов (типов). Данная формулировка является стандартной при предъявлении требований к товарам и используется, в том числе в межгосударственных стандартах (смотри табл. 1 ГОСТ 6465-76)", что позволяет участникам закупки сформировать свое предложение согласно требованиям аукционной документации.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобы, а также заседании Комиссии Управления Заявителем не представлено документов, подтверждающих обоснованность указанных доводов жалобы, свидетельствующих о невозможности формирования и подачи заявки на участие, а также подтверждающих нарушение Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные доводы жалоб Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "РегионСтройСервисАвтоматика" на действия ГКУЗ ПТО КРиС ДЗМ обоснованными в части установления излишних требований к товарам по "Сталь круглого сечения тип 1", "Уголки стальные горячекатаные равнополочные тип 1", "Сталь двутавровая тип 1", "Уголки стальные горячекатаные равнополочные тип 2", "Сталь круглого сечения тип 2", "Уголки стальные горячекатаные равнополочные тип 3", "Уголки стальные горячекатаные равнополочные тип 4", "Сталь квадратного сечения тип 1", "Сталь круглого сечения тип 3", "Уголки стальные горячекатаные равнополочные тип 5", "Сталь двутавровая тип 2", "Выключатель с индикатором", "Сталь квадратного сечения тип 2", "Шайбы пружинные тип 3".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии Е.А. Исаева
Члены комиссии: Д.С. Грешнева
А.С. Спирякова
Исп. Грешнева Д.С.
(495) 784-75-05 доб. 187
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 17 мая 2017 г. N 2-57-5046/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2017