Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 1 июня 2017 г. N 955
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Зеленская Н.А.
от ООО "Контракт" - А.З. Нагоев
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Контракт" на действия заказчика - Государственное учреждение - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (355002, Ставропольский край, Ставрополь г, ул. 8 Марта, 3/1) по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0221100000117000098 Оказание услуг по обеспечению в 2017 году инвалидов Ставропольского края слуховыми аппаратами различных модификаций с ушными вкладышами и ушными вкладышами индивидуального изготовления.
Заявитель обжалует действия заказчика в части формирования документации об аукционе.
Представитель заказчика пояснил:
Все процедуры по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона. Действия заказчика соответствуют требованиям действующего законодательства РФ о контрактной системе.
Комиссия, выслушав доводы стороны, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона: Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
На основании части 1 статьи 59 Федерального закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 данного закона документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В пункте 1 части 1 статьи 33 указанного закона предусмотрено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
На основании анализа указанных норм заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Федеральным законом N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам. Так же в соответствии с вышеизложенным, заказчиком была разработана документация открытого аукциона в электронной форме N 0221100000117000098 Оказание услуг по обеспечению в 2017 году инвалидов Ставропольского края слуховыми аппаратами различных модификаций с ушными вкладышами и ушными вкладышами индивидуального изготовления.
Требования к товару, используемому при поставки по предмету аукциона, установлены Заказчиком в Техническом задании аукциона.
2. Как установила комиссия, в действиях заказчика установлены нарушения требований Закона 44-ФЗ:
В п. 4 ч. II "Информационная карта электронного аукциона": Информация о предмете Контракта: оказание услуг по обеспечению в 2017 году инвалидов Ставропольского края слуховыми аппаратами различных модификаций с ушными вкладышами и ушными вкладышами индивидуального изготовления";
В п. 8 "Информационная карта электронного аукциона" - "Условия и сроки (периоды) оказание услуг: ежемесячно; при обеспечении Получателя слуховым аппаратом со стандартным ушным вкладышем - в день обращения Получателя с Направлением филиала Заказчика в пунктах выдачи по месту осуществления лицензионной деятельности в Ставропольском крае, но не позднее 08.11.2017 года; при обеспечении Получателя ушным вкладышем индивидуального изготовления - в день обращения Получателя с Направлением филиала Заказчика в пунктах выдачи по месту осуществления лицензионной деятельности в Ставропольском крае осуществляется проведение осмотра (сбор анамнеза и жалоб, отоскопия) и снятие слепка слухового прохода. Изготовление ушных вкладышей индивидуального изготовления и их выдача осуществляется в течение 30 (Тридцати) календарных дней со дня первичного обращения в пункт выдачи по месту осуществления лицензионной деятельности в Ставропольском крае, но не позднее 08.11.2017 года".
В ч. IV "Техническое задание на оказание услуг_" установлены требования к функциональным характеристикам изделий, используемым при оказании услуг по обеспечению инвалидов слуховыми аппаратами различных модификаций. И в наименовании вида услуг, и при описании технических характеристик изделий, установлено требование к комплектации слуховых аппаратов - это должны быть слуховые аппараты различных модификаций с ушными вкладышами.
В разделах "Общие положения", "Требования, предъявляемые к содержанию и качеству услуг" заказчик так же при описании услуг указывает, что услуги по обеспечению слуховыми аппаратами оказываются с использованием стандартного ушного вкладыша, в разделе "Требования к сроку и (или) объему предоставленных гарантий" устанавливает требования к гарантийному сроку эксплуатации стандартного ушного вкладыша.
Таким образом, при описании объекта закупки, описании порядка оказания услуг и условий гарантии качества услуг, заказчик устанавливает одновременно понятия: "ушной вкладыш" и "стандартный ушной вкладыш".
Между тем понятие и содержание термина "стандартный ушной вкладыш" не раскрывается действующими нормативными правовыми актами в области технического регулирования, а так же нормативными документами в области стандартизации.
Термины и определения, которыми в соответствии с требованиями п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ должен был руководствоваться заказчик при описании объекта закупки, установлены в ГОСТ 51024-2012 "Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний":
Пункт 3.18. Индивидуальный ушной вкладыш: ушной вкладыш, изготовленный по слепку ушной раковины и наружного слухового прохода (далее - ИУВ).
Пункт 3.49. Слуховой аппарат: электронный прибор, предназначенный для звукоусиления по воздушному или костному звукопроведению.
Пункт 3.57. Ушной вкладыш: устройство, соединяющее акустический выход СА с наружным слуховым проходом и предназначенное для подведения усиленных акустических сигналов (далее - УВ).
В соответствии с требованиями п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ, если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
Таким образом, термин "стандартные ушные вкладыши" с точки зрения требований к качественным, функциональным и техническим характеристикам слуховых аппаратов, в соответствии с положениями ГОСТ 51024-2012 не является стандартным.
Обоснование применения заказчиком нестандартной терминологии, использованной при описании объекта закупки, в документации об электронном аукционе отсутствует.
Во-вторых, одновременное применение терминов "ушной вкладыш" и "стандартный ушной вкладыш" вводит участником закупки в заблуждение.
Таким образом, при описании объекта закупки использована не стандартная терминология, что является нарушением требований п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ и основанием для признания документации об аукционе несоответствующей требованиям действующего законодательства
Заказчик в нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона и документации об электроном аукционе не установил требований о наличии у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники, а так же о предоставлении указанной лицензии в составе заявки на участие в аукционе.
Исходя из требований п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 5 ст. 31 Закона N44-ФЗ извещение о проведении закупки должно содержать требования к участникам закупки, а также исчерпывающий перечень документов, которые необходимо предоставить в соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 31, Закона N44-ФЗ.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона N44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 указанной статьи информацией должна содержать требования к участникам электронного аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона N44-ФЗ документация о закупке должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 указанного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 2 ч.5 ст. 66 Закона N44-ФЗ предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) указанного Федерального закона, или копии этих документов.
Согласно п. 1 ч. 1 с. 31 Закона N44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Таким образом, действующим законодательством о контрактной системе установлено императивное требование о необходимости наличия у участника закупки лицензии на соответствующий вид деятельности, в случае, если объект и условия закупки предполагают осуществление в рамках контракта деятельности, подлежащей лицензированию.
Указанное требование, соответствии с ч. 1 ст. 49 ГК РФ, продиктовано необходимостью осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В соответствии с требованиями части IV "Техническое задание на оказание услуг.." в объем услуг по обеспечении слуховым аппаратом со стандартным ушным вкладышем включено осуществление технического обслуживания и гарантийного ремонта слухового аппарата.
Согласно п. 2.2, 7.1.3.5 проекта контракта осуществление технического обслуживания и гарантийного ремонта слухового аппарата, водит в перечень услуг, оказываемых исполнителем по контракту.
В соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники подлежит лицензированию.
В соответствии Постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 N 469 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники" понятие "медицинская техника" означает медицинские изделия, представляющие собой инструменты, аппараты, приборы, оборудование, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Таким образом, исходя из условий закупки, для осуществления деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники участник закупки должен иметь соответствующего вида лицензию, а именно, лицензию на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники.
Заказчик в соответствии с требованиями Закона N44-ФЗ обязан был в извещении о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе установить требования о наличии у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники и представление соответствующей лицензии (ее копии) в составе заявки на участие в аукционе.
Отсутствие указанных требований является нарушением действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В действиях государственного заказчика - Государственное учреждение - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации установлены нарушения требований ст. 33, ст. 31 Закона N44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Контракт" на действия заказчика - Государственное учреждение - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (355002, Ставропольский край, Ставрополь г, ул. 8 Марта, 3/1) по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0221100000117000098 Оказание услуг по обеспечению в 2017 году инвалидов Ставропольского края слуховыми аппаратами различных модификаций с ушными вкладышами и ушными вкладышами индивидуального изготовления - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - Государственное учреждение - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации нарушившим требования ст. 33, ст. 31 N44-ФЗ, в связи с этим заказчику выдать обязательное для исполнение предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии С.И. Рошевский
И.Г. Лыков
ПРЕДПИСАНИЕ N 377
по делу N РЗ-955-2017 о нарушении законодательства о закупках
01.06.2017 года г. Ставрополь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.,
На основании своего Решения от 01.06.2017 года по делу N РЗ-955-2017, принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ООО "Контракт" на действия заказчика - Государственное учреждение - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (355002, Ставропольский край, Ставрополь г, ул. 8 Марта, 3/1) по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0221100000117000098 Оказание услуг по обеспечению в 2017 году инвалидов Ставропольского края слуховыми аппаратами различных модификаций с ушными вкладышами и ушными вкладышами индивидуального изготовления, и руководствуясь ч. 3, 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 и ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ),
предписывает:
Заказчику - Государственное учреждение - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, устранить нарушения требований ст. 33, ст. 31 Закона N44-ФЗ, в связи с чем:
1. Протоколы составленные в ходе закупки - отменить;
2. Документацию об аукционе в электронной форме N 0221100000117000098 Оказание услуг по обеспечению в 2017 году инвалидов Ставропольского края слуховыми аппаратами различных модификаций с ушными вкладышами и ушными вкладышами индивидуального изготовления - привести в соответствие с требованиями Закона N44-ФЗ;
3. Внести соответствующие изменения в аукционную документацию N 0221100000117000098 Оказание услуг по обеспечению в 2017 году инвалидов Ставропольского края слуховыми аппаратами различных модификаций с ушными вкладышами и ушными вкладышами индивидуального изготовления, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте.
4. Продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями 63, 65 Закона N 44-ФЗ.
Оператору электронной торговой площадки:
1. Обеспечить возможность исполнения данного предписания, выданного комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок государственному заказчику Государственное учреждение - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
2. Известить участников, подавших заявки на участие в данном аукционе о внесении изменений в аукционную документацию в электронной форме N 0221100000117000098.
Срок исполнения предписания - в течение 10 дней с момента его размещения на официальном сайте для размещения информации о размещении заказа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru, об исполнении которого в обязательном порядке сообщить в Ставропольское УФАС России в течение 7 дней с момента его исполнения.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Неисполнение настоящего предписания в соответствии со ст. 107 Федерального закона о размещении заказов, влечет применение мер ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии С.И. Рошевский
И.Г. Лыков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 1 июня 2017 г. N 955
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2017