Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 31 мая 2017 г. N 2-57-5883/77-17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
при участии представителей:
Государственной Третьяковской галереи: С.М. Кузнецова, Д.А. Дягтерева,
ООО "ИнвестПроект": К.С. Клягина,
рассмотрев жалобу ООО "ИнвестПроект" (далее - Заявитель) на действия Государственной Третьяковской галереи (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту и техническому обслуживанию оборудования напряжением до и выше 1000 В, средств измерений и защиты (Закупка N 0373100009917000049) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/26014/17 от 29.05.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. На основании п.1,2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По мнению Заявителя, требования к характеристикам товаров и материалов по следующим позициям являются излишне завышенными, а также являются требованиями, в том числе, к сырью (в том числе, к компонентному составу), из которого изготавливается товар, необходимый к использованию при выполнении работ, так например:
- п "Провода с медной жилой с поливинилхлоридной изоляцией ГОСТ 6323-79": Расчетная масса 1 км провода, Максимальный наружный диаметр провода, Максимальный наружный диаметр токопроводящей жилы проводов, Радиус изгиба;
- п. "Болты с шестигранной головкой с мелким шагом резьбы ГОСТ Р ИСО 8765-2013": Высота подголовка (с), Расстояние между двумя противоположенными ребрами головки болта (е), высота головки с подголовком (к), Расстояние от подголовка до резьбы болта (lg), Длина стержня до подголовка (l);
- п. "Болты": Расстояние от опорной поверхности до оси отверстия в головке, Высота головки К;
- п. "Кабель силовой ГОСТ 31996-2012, ГОСТ 22483-2012": Максимальный диаметр жил;
- п. "Автоматические выключатели": Соотношение между рабочей и номинальной наибольшими отключающими способностями;
- п. "Перчатки с ПВХ покрытием вязаные ГОСТ 5007-2014": Количество нитей, состав нитей и другие требования.
Конкретные значения по вышеуказанным и подобным характеристикам обжалуемых позиций не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, обжалуемые значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлены документы и сведения, согласно которым конкретные значения по вышеуказанным и подобным характеристикам возможно указать участнику закупки без проведения испытаний конкретной партии товара.
Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеприведенные примеры подробного изложения в аукционной документации требований к характеристикам товаров, которые являются, в том числе показателями результатов технологических испытаний товаров, а также характеристиками компонентного состава товаров являются неправомерными, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в аукционе.
Таким образом, требования Заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Кроме того, Заявитель указывает, что Заказчиком установлены требования к товарам с использованием нестандартных значений характеристик и показателей, а именно:
- п. "Провода с медной жилой с поливинилхлоридной изоляцией ГОСТ 6323-79": Наличие металлического покрытия жилы - да/нет. Вместе с тем, в силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе затруднился указать на положение ГОСТ 6323-79 "Провода с поливинилхлоридной изоляцией для электрических установок. Технические условия", требование о соответствии которому установлено по данной позиции, в котором регламентировано значение данного показателя;
- п. "Автоматические выключатели": Номинальная наибольшая отключающая способность - 4,5 или 6 или 20 или 10 кА. Вместе с тем, согласно п. f раздела 6 "Маркировка и другая информация об изделии" каждый выключатель должен иметь стойкую маркировку с указанием, в частности, номинальной наибольшей отключающей способности в амперах. В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, в чем заключается необходимость установления единицы измерения для вышеуказанного показателя не в соответствии с положениями стандарта;
- п. "Шайбы плоские ГОСТ 11371-78, ГОСТ Р ИСО 4759-3-2009": Условное обозначение марки (группы) материала шайбы - 34/32/38. Вместе с тем, указанные в аукционной документации стандарты не регламентирует данный показатель.
Также Заявитель обжалует установление Заказчиком детализированных требований к расходным материалам, не влияющим на качество работ, а именно: п. "Болты диэлектрические ГОСТ 13385-78", п. "Перчатки диэлектрические ГОСТ 12.4.252-2013, ГОСТ 12.4.183-91", п. "Шкурка шлифовальная бумажная ГОСТ 6456-82", п. "Припои ГОСТ 21930-76, ГОСТ 21931-76", п. "Спирт этиловый технический ГОСТ Р 51999-2002, ГОСТ Р 55878-2013", п. "Перчатки диэлектрические", п. "Перчатки с ПВХ покрытием вязаные ГОСТ 5007-2014".
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, в какой части аукционной документации содержится обоснование необходимости установления, например, требований к цвету перчаток, являющимся по своей сути материалом, не влияющим на качество работ.
Кроме того, Заявитель обжалует неправомерные требования к товарам, установленные в противоречие с требованиями соответствующих ГОСТ, а именно:
- п. "Автоматические выключатели": Общее количество циклов ВО при оперативных включениях и отключениях - 8,00 103; 10,0 103; 12,5 103; 16,0 103; 20,0 103; 25,0 103; 30,0 103; 40 103; 50,0 103; 63,0 103; 80,0 103; 100,0 103; 250 103; 500 103. Вместе с тем, согласно положениям п.2.3.8 ГОСТ 9098-78 "Выключатели автоматические низковольтные. Общие технические условия" минимальное значение по показателю, например, общее количество циклов ВО составляет 0,63·103. В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы Заявителя и пояснил, что требование установлено подобным образом ввиду технической ошибки и значение "3" в верхнем индексе при формировании требования преобразилось в строчный символ;
- п. "Провода с медной жилой с поливинилхлоридной изоляцией ГОСт 6323-79": Толщина нижнего слоя изоляции - не более 0,70 мм. Вместе с тем, согласно положениям п.2.4.2 ГОСТ 6323-79 "Провода с поливинилхлоридной изоляцией для электрических установок. Технические условия" в конструкциях с двухслойной изоляцией в нижнем слое допускается применение наполненного поливинилхлоридного пластиката: при этом толщина нижнего слоя не должна превышать 70% общей толщины изоляции. В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы Заявителя и пояснил, что требование установлено подобным образом ввиду технической ошибки.
- п. "Автоматические выключатели ГОСТ Р 50345-2010": Диапазон рабочих температур -10*...+55*°С. Вместе с тем, согласно положениям раздела 7.1 ГОСТ Р 50345-2010 "Аппаратура малогабаритная электрическая. Автоматические выключатели для защиты от сверхтоков бытового и аналогичного назначения. Часть 1. Автоматические выключатели для переменного тока" температура окружающего воздуха не должна превышать 40 °С, а ее среднее значение в течение 24 ч не должно превышать 35 °С, при этом нижний предел температуры окружающего воздуха составляет минус 5 °С, чему противоречит требование Заказчика, расширяющего диапазон значений, установленных стандартом. Аналогичное нарушение содержится также в п.11.
- п. "Автоматический выключатель однополюсный": Номинальный ток должен быть 160 и 400 А; отношение между количеством циклов включения-отключения при нагрузке и общим количеством циклов включения-отключения должен быть или 0,20 или 0,50. Вместе с тем, согласно положениям Таблицы 2 ГОСТ 9098-78 "Выключатели автоматические низковольтные. Общие технические условия" отношение между количеством циклов включения-отключения при нагрузке и общим количеством циклов включения-отключения для выключателя с номинальным током 160 А должен быть 0,10 или 0,25;
- п. "Болты с гайками и щайбами": Свойства болтов: Шаг разьбы - крупный или мелкий, с размером 1 или 1,25 или 1,5 или 1,75 или 2 или 2,5 мм и Свойства гаек: Шаг резьбы 1,25 или 1,5 или 1,75 или 5 или 2,5 мм. Вместе с тем, для гаек отсутствует шаг резьбы 1, что не позволяет выбрать шаг резьбы для болтов с размером 1, поскольку они не будут сопрягаться с гайками. В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы Заявителя.
Также Заявитель обжалует установление Заказчиком требований к автоматическим выключателям, которые, по его мнению, не используются при выполнении работ. В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, в каком положении аукционной документации имеется указание на работы с использованием вышеуказанного товара, в частности по замене автоматических выключателей.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п.1,2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в п.4.1.3 Технического задания аукционной документации неправомерно установлен перечень с наименованием и каталожными номерами, что является указанием на конкретного производителя товаров, так например, имеется указание на каталожный номер розетки контактной 630А 5АХ.569001.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставка которых не является предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Вместе с тем, в силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить необходимость указания каталожных номеров товаров в аукционной документации в рамках данного электронного аукциона, в частности, для каких машин и оборудования необходимо использовать товары, перечисленные в п.4.1.3 Технического задания, а также представил сведения из открытых источников ряда поставщиков розеток, из которых Комиссии Управления не представляется возможным сделать вывод о производстве розетки контактной с каталожным номером 630А 5АХ.569001 различными производителями.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы Заявителя и о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводам жалобы Заказчиком в п.1.6 Приложения N 1 к Техническому заданию установлено неправомерное, по мнению Заявителя, положение: "Подрядчик прикладывает к договору расчёт (сметы, калькуляции и пр. расчёты) стоимости цены договора на основании стоимости за единицу обслуживаемого оборудования. Цена предложения участника аукциона в электронной форме включает в себя все условия, виды и объёмы работ, указанные в техническом задании. Категории работ, по которым расценки и цены не будут указаны в расчёте не подлежат оплате Заказчиком после их выполнения. Считается, что они покрываются расценками и ценами по другим категориям, приведенным в расчёте".
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что при определении начальной (максимальной) цены контракта методом анализа рынка Заказчик использовал коммерческие предложения, в которых содержался расчет цен работ, услуг и однозначно определялась цена единицы работы, услуги и общая цена контракта на условиях, указанных в запросе коммерческих предложений. Соответственно, Заказчик не требует от участника разработки проектно-сметной документации, а положение п.1.6 Приложения N 1 к Техническому заданию указывает на необходимость представления расчета стоимости цены договора на основании стоимости за единицу работы, услуги в любом виде: сметы, калькуляции или иного расчета.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данного довода жалобы, свидетельствующие об установлении Заказчиком неправомерных требований к участникам закупки и содержащие указание на нарушение Заказчиком конкретных норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ИнвестПроект" на действия Государственной Третьяковской галереи обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1,2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии Д.А. Сологов
Л.Н. Харченко
Исп. Харченко Л.Н. (495) 784-75-05 (153)
1. Государственная третьяковская галерея
119017, Москва, пер Лаврушинский,д. 10
2. ООО "ИнвестПроект"
191014, г. Санкт-Петербург, Солдатский пер., д. 14, литера А, пом. 8-Н
3. ГУП "Агентство по государственному заказу РТ"
420021, г. Казань, ул. Московская, д. 55
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-5883/77-17 об устранении нарушений
Законодательства об осуществлении закупок
31.05.2017 Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
на основании решения Комиссии от 31.05.2017 по делу N 2-57-5883/77-17, по итогам рассмотрения жалобы ООО "ИнвестПроект" (далее - Заявитель) на действия Государственной Третьяковской галереи (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту и техническому обслуживанию оборудования напряжением до и выше 1000 В, средств измерений и защиты (Закупка N 0373100009917000049) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии отменить Протокол подведения итогов, Протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе (далее - Протоколы).
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протокол проведения Аукциона;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику:
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 31.05.2017 по делу N 2-57-5883/77-17 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить в единой информационной системе информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена в соответствии с ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 31.05.2017 по делу N 2-57-5883/77-17.
6. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 03.07.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: .
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии Д.А. Сологов
Л.Н. Харченко
Исп. Харченко Л.Н.(495) 784-75-05 (153)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 31 мая 2017 г. N 2-57-5883/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2017