Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 2 июня 2017 г. N 2-57-6059/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов комиссии:
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
при участии представителей ГКУ "Технический центр Департамента культуры города Москвы": Захаровой Е.С., Грачева Н.М.,
в отсутствие представителей ООО "Рельеф", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/26536/17 от 31.05.2017),
рассмотрев жалобу ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Технический центр Департамента культуры города Москвы" при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на проведение работ по завершению капитального ремонта помещений ГБУК города Москвы "Театр Музыки и Поэзии п/р Е.Камбуровой" по адресу: ул. Б.Пироговская, д.53/55 (Закупка N 0373200138217000013) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации, в нарушение законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх.NМГ/26536/17 от 31.05.2017 документы и сведения.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ.
На основании п.1,2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. В Приложении N1 к Техническому заданию Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам и материалам, в частности:
- в п. 8 товара "Краска масляная тип 5" установлены требования: Количество уайт-спирита для разбавления при загустевании краски не более 5 %,
- в п. 9 товара "Клей мастика" установлены требования: Содержание хлоропренового каучука от 11 до 22 %,
- в п. 15 товара "Замок врезной" установлены требования: Нагрузка, прикладываемая к лицевой планке на прочность соединения с корпусом не менее 785 Н,
- в п. 19 товара "Бруски тип 5" установлены требования: Влажность не более 23 %,
- в п. 20 товара "Шнур асбестовый" установлены требования: Длина концов нитей на поверхности шнуров, образуемых при связывании нитей. не более 25 мм,
- в п. 27 товара "Провода силовые тип 1" установлены требования: Радиус изгиба Не менее 10 диаметров провода,
- в п. 28 товара "Герметик тип 1" установлены требования: Время отверждения от 1 до 3.5 мм/сутки,
- в п. 32 товара "Счетчик" установлены требования: Потеря давления при наибольшем расходе не более 0.1 Мпа,
- в п. 33 товара "Материал рулонный тип 2" установлены требования: Масса вяжущего с наплавляемой стороны Не менее 2 кг/м2,
- в п. 40 товара "Сифон тип 1" установлены требования: Пропускная способность не менее 0.15 л/с, Высота гидравлического затвора не менее 60 мм,
- в п. 49 товара "Сталь листовая тип 2" установлены требования: Толщина покрытия от 10* до 60* мкм,
- в п. 51 товара "Смеси сухие фуговочные" установлены требования: Адгезионная прочность: не менее 0.5 Мпа, Крупность заполнителя до 0.5 мм,
- в п. 52 товара "Кабели силовые тип 10" установлены требования: Радиус изгиба не менее 7.5 Dн,
- в п. 54 товара "Блоки дверные внутренние тип 2" установлены требования: Вертикальные бруски рамки полотна двери с усиленными коробками склеенные; не склеенные, Сплошное заполнение щитового полотна дверей калиброванные по толщине деревянные рейки или ДС, Ширина горизонтальных брусков каркаса полотна двери от 40* до 90* мм, Ширина вертикальных брусков каркаса полотна двери от 39 до 101 мм,
- в п. 60 товара "Краска фасадная" установлены требования: Расход при однослойном нанесении от 200 до 270 г/м2,
- в п. 61 товара "Клей ПВА" установлены требования: Время высыхания при склеивании бумаги и картона Не более 1 ч, Время высыхания при склеивании виниловых обоев и других аналогичных материалов клей высыхает при нормальной влажности и комнатной температуре от 6 до 12 ч, Время высыхания у столярных изделий от 24 до 48 ч,
- в п. 62 товара "Растворители" установлены требования: Массовая доля бутилацетата до 30 %,
- в п. 92 товара "Кабели силовые тип 5" установлены требования: Радиус изгиба кабеля не менее 10.0 Dн,
- в п. 101 товара "Материал рулонный тип 4" установлены требования: Масса вяжущего с наплавляемой стороны не менее 1.5 кг/м2,
- в п. 102 "Кирпич" установлены требования: Средняя плотность от 1600 до 1900 кг/м3,
- в п. 106 "Смеси бетонные тип 2" установлены требования: Мелкий заполнитель смесь природного песка и песка из отсевов дробления горных пород или природный песок или песок из отсевов дробления горных пород или песок из доменных и ферросплавных шлаков черной металлургии и никелевых и медеплавильных шлаков цветной металлургии или золошлаковые смеси; Крупный заполнитель гравий из плотных горных пород или щебень из доменных и ферросплавных шлаков черной металлургии и никелевых и медеплавильных шлаков цветной металлургии или щебень из шлаков ТЭЦ или щебень из плотных горных пород; Наибольшая крупность зерен крупного заполнителя от 10* до 120* мм,
- в п. 114 "Блоки дверные металлические" установлены требования: "Толщина слоя покрытия отделки профилей от 20 мм"; "Вид отделки профилей с анодно-окисными защитно- декоративными покрытиями; окрашенные порошковыми эмалями",
- в п. 118 товара "Смеси сухие клеевые" установлены требования: Адгезия >1, Время корректирования положения плитки от 8 до 12 мин,
- в п. 122 товара "Доски хвойных пород тип 5" установлены требования: Ширина пласти 75 мм,
- в п. 125 товара "Краска масляная тип 3" установлены требования: Расход краски в зависимости от количества слоев от 55* до 480* г/м2, Количество уайт-спирита для разбавления при загустевании краски до 5 %,
- в п. 135 товара "Бруски тип 1" установлены требования: Влажность до 24 %,
- в п. 149 товара "Рукава пожарные" установлены требования: Прочность связи резины с тканью рукава не менее 0.4 (4) МПа (кгс), Толщина резинового слоя рукавов не более 15 мм,
- в п. 152 товара "Сталь листовая тип 4" установлены требования: Толщина покрытия от 10 до 60* мм,
- в п. 155 товара "Фанера" установлены требования: Толщина шпона для внутренних слоев не более 4.0 мм, Толщина шпона для внешних слоев не более 3.5 мм,
- в п. 171 товара "Сталь листовая тип 1" установлены требования: Толщина покрытия от 10* до 60* мм, Для цинкования применяют цинк марок Ц0 или Ц1,
- в п. 172 товара "Кабели силовые тип 6" установлены требования: Допустимый нагрев жил в аварийном режиме не более 130 °С,
- в п. 173 товара "Материал рулонный тип 3" установлены требования: Масса вяжущего с наплавляемой стороны Не менее 2 кг/м2,
- в п. 204 товара "Мастика герметизирующая тип 3" установлены требования: Жизнеспособность от 2* до 24* час,
- в п. 216 товара "Краски водно - дисперсионные" установлены требования: Расход краски в зависимости от слоев от 220* до 300* г/м2,
- в п. 227 товара "Кабели для радиовещания тип 2" установлены требования: Расстояние для соединения и подключения кабеля с оборудованием без усилителя до 605 м,
- в п. 235 Масло индустриальное тип 2 установлены требования: Температура вспышки не ниже 200 °С,
- в п. 236 товара "Цемент общестроительный" установлены требования: Конец схватывания цемента до 10 ч, Начало схватывания цемента не менее 45 мин,
- в п. 240 товара "Герметик тип 2" установлены требования: Плотность от 0.9 до 1.2, Время высыхания: поверхностное высыхание от 15 до 30 мин, Время, через которое герметик подлежит окрашиванию не более чем через 60 мин, Время высыхания: полное высыхание от 18 до 24 ч,
- в п. 241 товара "Материал рулонный тип 1" установлены требования: Масса вяжущего с наплавляемой стороны от 1.7 до 2.3 кг/м2,
- в п. 243 товара "Блоки оконные" установлены требования: Толщина лицевых внешних стенок профиля не менее 1.5 мм, Размеры герметизирующего слоя стеклопакета: Е не менее 3 мм, Толщина нелицевых внешних стенок профиля Не менее 2.0 мм, Размеры герметизирующего слоя стеклопакета: F не менее 4 мм, Материал изготовления уплотняющих прокладок изготовлены из термоэластопласта; этиленпропилендиенового каучука; этиленпропиленового каучука; силиконового каучука или хлоропренового каучука, Вид газа для заполнения камеры стеклопакета аргоном; криптоном; шести фтористой серой,
- в п. 247 товара "Краска масляная тип 1" установлены требования: Расход краски в зависимости от количества слоев от 55* до 480* г/м2,
- в п. 269 товара "Сталь листовая тип 3" установлены требования: Разнотолщинность цинкового покрытия до 16* мкм, Толщина покрытия от 10* до 60* мкм, Глубина сферической лунки не менее 9.1 мм,
- в п. 277 товара "Доски хвойных пород тип 1" установлены требования: Маркировка доски На торец или пласть пиломатериала нанесена маркировка с указанием сорта пиломатериала. Доски маркируют полосами или точками,
- в п. 278 товара "Краска масляная тип 4" установлены требования: Расход краски на однослойные покрытия от 55* до 240* г/м2, Количество уайт-спирита для разбавления при загустевании краски не более 5 %,
- в п. 294 товара "Краска масляная тип 6" установлены требования: Расход краски на однослойные покрытия от 55 до 240* г/м2, Количество уайт-спирита для разбавления при загустевании краски не более 5 %,
- в п. 303 товара "Кабели силовые тип 1" установлены требования: Радиус изгиба от 7.5 Dн,
- в п. 315 товара "Эмаль тип 1" установлены требования: Расход эмали на однослойное покрытие от 100 до 180 г/м2,
- в п. 336 товара "Доски хвойных пород тип 6" установлены требования: Влажность не более 23 %,
- в п. 339 товара "Доски хвойных пород тип 7" установлены требования: Влажность не более 23 %, Ширина пласти от 60 мм,
- в п. 346 товара "Доски хвойных пород тип 3", Влажность до 25 %, Ширина пласти 100 мм,
- в п. 351 товара "Доски хвойных пород тип 2" установлены требования: Ширина пласти не менее 125 мм,
- в п. 353 товара "Смеси сухие" установлены требования: Время твердения до 24 ч, Расход от 0.3 до 0.9 кг/м2,
- в п. 364 товара "Маты минеральные" установлены требования: Расстояние между кромкой и крайним швом до 50 мм, Разрывы Разрыв более чем 2 - ух смежных стежков в 1 - ом шве, а также разрыв стежков в 2 - ух смежных швах мата не допускается. Общая длина разрыва швов не более 10 длины всех швов. Роспуск швов на концах матов не допускается,
- в п. 356 товара "Клей для крепления теплоизоляционных трубок" установлены требования: Время высыхания от 5* до 10* мин, Открытое время от 10* до 20* мин.
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными, а также являются требованиями в том числе к сырью (в том числе к химическому составу), из которого изготавливается товар используемый при оказании услуг. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, в том числе по п. Эмаль тип 1, при этом установлены следующие характеристики: Расход эмали на однослойное покрытие от 100 до 180 г/м2, при этом, согласно ГОСТ 6465-76 "Эмали ПФ-115. Технические условия" Эмаль ПФ-115 предназначается для окраски металлических, деревянных и других поверхностей, подвергающихся атмосферным воздействиям, и для окраски внутри помещений. Перед применением эмаль тщательно перемешивают, при необходимости разбавляют сольвентом, уайт-спиритом (нефрасом-С4-155/200), скипидаром или их смесью 1:1. Эмаль ПФ-115 наносят методом распыления или кистью на сухую, предварительно очищенную от пыли, жировых и других загрязнений, ржавчины, окалины поверхность. Время высыхания каждого слоя эмали при температуре (202) °С - 24 ч. Расход эмали на однослойное покрытие в зависимости от цвета 100-180 г/мГОСТ 6465-76 Эмали ПФ-115. Технические условия (с Изменениями N 1-5). Эмаль хранят в плотно закрытой таре, предохраняя от влаги и прямых солнечных лучей. Меры предосторожности: при проведении окрасочных работ, а также после их окончания необходимо тщательно проветривать помещение.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Также в своей жалобе заявитель указывает на неправомерные требования к товарам по п.10 "Керосин", п.280 "Раствор", которые могут вводить участников закупки в заблуждение.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с доводами жалобы Заявителя в части неправомерного установления требования по п.10, п.280, при этом пояснил, что при составлении аукционной документации допущена техническая ошибка.
Также в Приложении N1 к Техническому заданию Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам и материалам, в частности:
- п. 79 "Катанка" - установлены следующие требования: "На поверхности проволоки: Нет мест, непокрытых цинком, черных пятен", "Номинальный диаметр: [3, 7, 5]; [4, 6, 2] мм", "Проволока по виду поверхности: с покрытием или без покрытия", "Проволока по виду обработки: Термически обработанная", "Вид: круглая низкоуглеродистая стальная проволока", "Точность изготовления: повышенная", что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку параметр "На поверхности проволоки" со значением " Нет мест, непокрытых цинком, черных пятен" не предусматривает возможность указания варианта "не нормируется" в отношении показателя "Проволока по виду поверхности" со значением "с покрытием или без покрытия"
- п. 86 "провода силовые тип 5" Заказчиком установлены требования к товару: "Наружный диаметр провода 6.3 мм" и " наружные диаметры токопроводящих жил проводов
4.15 мм", что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку Технические требования к проводам силовым установлены в ГОСТ 6323 "ПРОВОДА С ПОЛИВИНИЛХЛОРИДНОЙ ИЗОЛЯЦИЕЙ ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ УСТАНОВОК Технические условия" данным стандартом не предусмотрены такие параметры как Наружный диаметр провода и наружные диаметры токопроводящих жил проводов, который к тому же не регламентируется и производителями проводов. Кроме того, в своей жалобе Заявитель указывает на аналогичные нарушения по п.27, п.115, п.139, п.334.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать установление требований вышеуказанным образом, а также в соответствии с какими государственными стандартами и нормативными документами установлены вышеуказанные требования.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. В Приложении N1 к Техническому заданию Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам и материалам, в частности:
- п. 27"Провода силовые тип 1" установлены следующие требования: Климатическое исполнение проводов: ХЛ, что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку согласно п. 2.2 ГОСТ 26445 "провода силовые изолированные. Общие технические условия" провода изготовляют в климатических исполнениях: У, УХЛ, В и Т по ГОСТ 15150-69. Климатическое исполнение и категория размещения проводов должны быть указаны в стандартах или технических условиях на провода конкретных марок. 2.3. Провода в исполнениях Т и УХЛ должны соответствовать нормативно-технической документации. Таким образом, по мнению Заявителя согласно ГОСТ 26445, провода для климатического исполнения ХЛ не изготовляются.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к обжалуемым параметрам устанавливались исходя из положений ГОСТ 6323 - 79, которому в документации установлено соответствие п. 2.2. Провода изготовляют в климатическом исполнении ОМ и ХЛ, категория размещения 2 по ГОСТ 15150 и п. 2.3. Провода в климатическом исполнении ХЛ должны соответствовать нормативно-технической документации.
- В п. 27 товара "Провода силовые тип 1" установлены следующие требования: "Частота: до 400 * Гц", "Номинальное напряжение: до 450 * В", что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку согласно п. 1.3 и 1.4 ГОСТ 26445 "провода силовые изолированные. Общие технические условия" 1.3. Номинальные напряжения должны соответствовать ГОСТ 23366-78 и одному из значений следующего ряда: для переменного тока: 110; 220; 380; 660; 1140; 3000; 6000, для постоянного тока: 6; 12; 24; 48; 110; 1000; 2000; 3000; 4000; 6000 В. Номинальное импульсное напряжение должно соответствовать одному из значений 100; 750; 1000; 4000 В. 1.4. Номинальная частота сети переменного тока должна соответствовать ГОСТ 6697-75 и одному из значений следующего ряда: 50; 400; 10 000; 100 000 Гц. Таким образом, по мнению Заявителя параметры "Частота" и "Номинальное напряжение" имеет конкретные, неизменяемые значения и выбирается из ряда, который указан в ГОСТ.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к обжалуемым параметрам устанавливались исходя из положений ГОСТ 6323 - 79, которому в документации установлено соответствие. Данный стандарт распространяется на провода с медными и алюминиевыми или алюминиевыми плакированными медью жилами с изоляцией из поливинилхлоридного пластиката, применяемые для электрических установок при стационарной прокладке в осветительных и силовых сетях, а также для монтажа электрооборудования, машин, механизмов и станков на номинальное напряжение до 450 В (для сетей до 450/750 В) частотой до 400 Гц или постоянное напряжение до 1000 В.
- В п. 83 товара "Узлы трубопроводов из стальных водогазопроводных труб тип 6" установлены следующие параметры: "Вид резьбы на трубах: длинная; короткая", "Дефекты резьбы труб: резьба без рванин и заусенцев", "Марка стали труб: 20; Ст6пс", "толщина стенки труб: от 4.0* до 5.5* мм", "Дефекты на поверхности оцинкованных труб: не допускается пузырчатость и посторонние включения [гартцинк, окислы, спекшаяся шихта], отслаивание покрытия от основного металла", "наружный диаметр: от 101.3* до 165.0* мм", "серия труб: обыкновенная, усиленная", "Тип: Стальные оцинкованные сварные трубы с цилиндрической резьбой или без", что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку параметры: "Вид резьбы на трубах" со значением "длинная; короткая", "Дефекты резьбы труб" со значением "резьба без рванин и заусенцев", "Дефекты на поверхности оцинкованных труб" со значением "не допускается пузырчатость и посторонние включения [гартцинк, окислы, спекшаяся шихта], отслаивание покрытия от основного металла" не предусматривают возможность указания варианта "не нормируется" в отношении показателя "Тип" со значением "Стальные оцинкованные сварные трубы с цилиндрической резьбой или без". Кроме того, Заявитель в своей жалобе указывает на аналогичные нарушения в п. 14, п. 48, п. 50, п. 55, п. 121, п. 202, п. 276, п. 318, п. 356.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что участнику закупки при указании сведений по данным характеристикам необходимо руководствоваться данными производителей, требованиями положений документации об электронном аукционе, а так же положениями Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме, согласно которой: В случае если в требуемых параметрах/требуемых значениях представлено несколько вариантов составляющих (компонентов) материала, то при выборе одного из составляющих (компонентов) необходимо указать только те характеристики, которые соответствуют выбранному составляющему (компоненту), а в отношении не используемых/не применяемых характеристик к выбранному составляющему (компоненту), в графе "Значение, предлагаемое участником" допускается указать прочерк "-", "отсутствует", значение ноль "0". Таким образом, при выборе одного из значений участнику необходимо указать характеристики, которые соответствуют выбранному значению. Тем самым при выборе оцинкованных сварных труб без резьбы, для характеристик "Вид резьбы на трубах", "Дефекты резьбы труб" участник может поставить прочерк "-", "отсутствует", значение ноль "0" и не противоречит требованиям аукционной документации, т.е. участник может не указывать значения по данной характеристике, т.к. они не будут применяться к трубам без резьбы.
- В п. 99 товара "Бруски тип 3" Заказчик установил следующие требования: "Ширина номинальная до 150* мм; Толщина номинальная 50; 60; 75 мм", что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку согласно п. 2 ГОСТ 24454 "пиломатериалы хвойных пород размеры", для толщины 50, 60, 75 мм ширина составляет 75, 100, 125, 150 мм, таким образом, если участник в в параметре "Ширина номинальная" укажет значение 20,30,40 мм он будет соответствовать требованием аукционной документации, но противоречит требованиям ГОСТ, более того, параметр "Номинальная толщина" имеет и минимальное значение - 75 мм, тогда как Заказчик указал только максимальное. Кроме того, в своей жалобе Заявитель указывает на аналогичные нарушения по п.122, п.135, п.163, п.218, п.277, п.336, п.339, п.346, п.351.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно ГОСТ 24454 - 80 п. 2. Номинальные размеры толщины и ширины обрезных пиломатериалов с параллельными кромками и толщины необрезных и обрезных пиломатериалов с непараллельными кромками должны соответствовать указанным в таблице. При этом к данной таблице установлены примечания, согласно которым: По требованию потребителя допускается изготовлять пиломатериалы с размерами, не указанными в таблице.
- В п. 280 товара "Раствор" Заказчиком установлены следующие требования: "Марка по морозостойкости: от F10* до F35*", "Марка по прочности на сжатие: М4 или М25", что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку согласно п. 4.11 ГОСТ 28013 "РАСТВОРЫ СТРОИТЕЛЬНЫЕ. Общие технические условия" п.4.11 Морозостойкость растворов характеризуют марками. Для растворов установлены следующие марки по морозостойкости: F10, F15, F25, F35, F50, F75, F100, F150, F200. Для растворов марок по прочности на сжатие М4 и М10, а также для растворов, приготовленных без применения гидравлических вяжущих, марки по морозостойкости не назначают и не контролируют. Таким образом, по мнению Заявителя параметр: "Марка по морозостойкости" со значением "от F10* до F35*" не предусматривают возможность указания варианта "не нормируется" в отношении показателя "Марка по прочности на сжатие " со значением "М4 или М25". Кроме того, в своей жалобе Заявитель указывает на аналогичные нарушения по п.311, п.366.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что участнику закупки при указании сведений по данным характеристикам необходимо руководствоваться данными производителей, требованиями положений документации об электронном аукционе, а так же положениями инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме, согласно которой: В случае отсутствия в нормативной документации значений по требуемым параметрам каких-либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказании услуг, поставки товаров, то по данным параметрам в графе "Значение, предлагаемое участником" допускается предоставлять конкретные значения, либо ставить прочерк "-", либо указывать "не нормируется", либо указать "отсутствует". При выборе одного из значений участнику необходимо указать только те характеристики, которые соответствуют выбранному значению. Тем самым при выборе марка по прочности "М4" участник вправе указать "не нормируется" и это не противоречит требованиям аукционной документации, т.е. участник может не указывать значения по данной характеристике если она не нормируется нормативным стандартом которому установлено соответствие, аукционной документацией это не запрещается.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя не предоставил соответствующих документов, подтверждающих обоснованность вышеуказанного довода жалобы, в том числе свидетельствующие об ограничении количества участников закупки, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок, кроме того, Заявитель затруднился пояснить, каким образом вышеуказанные характеристики нарушают законные права и интересы Заявителя.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя является необоснованным.
3. Согласно доводам жалобы заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, таким как: п.16 "Диск отрезной с алмазным покрытием тип 1", п. 46 "Патроны", п. 70 "Сверло кольцевое с алмазным покрытием тип 1", п. 142 "Сверло победитовое", п. 279 "Буры тип 2", п. 297 "Сверло кольцевое с алмазным покрытием тип 3", п. 309 "Буры тип 1", п. 316 "Сверло кольцевое с алмазным покрытием тип 2", п. 360 "Сверло кольцевое с алмазным покрытием тип 4", п. 363 "Диск отрезной с алмазным покрытием тип 2", что является избыточными требованием к инструменту и оснастке.
В силу ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные товары являются необходимыми для определения качественных и функциональных характеристик данных товаров и установлены именно как к средству обеспечения качественного выполнения работ, исходя из конструктивных особенностей объекта, на котором проводятся работы и объективных условий выполнения данных работ. Стоимость данных товаров включена в стоимость выполнения работ и отражена в общей сумме начальной максимальной цены контракта.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя не предоставил соответствующих документов, подтверждающих обоснованность вышеуказанного довода жалобы, в том числе свидетельствующие об ограничении количества участников закупки, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок, кроме того, Заявитель затруднился пояснить, каким образом требования к вышеуказанным товарам нарушают законные права и интересы Заявителя.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя является необоснованным.
4. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в Форме 2 Технической части аукционной документации установлены требования к товарам с использованием слов "допускается", а также применена совместная трактовка знаков и символов "и", "или", ";" что вводит в заблуждение участников закупки и не позволяет сформировать заявку на участие в аукционе, поскольку в аукционной документации отсутствует совместная трактовка вышеуказанных знаков и слов, например как: в п. 133 товара "Лента стальная" - Характеристика поверхности: Светлая, оттенков от светло- серого* до темно-серого*, без плен, раскатанных пузырей, трещин, раковин от вытравленной окалины, вкатанной окалины, вкатанных металлических частиц, пятен ржавчины, допускается цвета побежалости; в п. 164 товара "Трубы металлопластиковые" - Материал: Полиэтилен или непластифицированный поливинилхлорид и полипропилен гомополимер; полипропилен блоксополимер; полипропилен рандомсополимер; сшитый полиэтилен; полибутен; хлорированный поливинилхлорид; полиэтилен повышенной термостойкости, что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований к используемым при выполнении товарам вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
5. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об аукционе установлен противоречивый срок оплаты выполненных работ.
В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В п. 2 Контракта: "Оплата части выполненной Работы (ее результатов) осуществляется ежемесячно в пределах, доведённых до Государственного заказчика соответствующих лимитов бюджетных обязательств на основании Акта выполненных работ за период (Приложение N 2) [последнего периода - на основании Акта завершения работ (Приложение N 3)] и Справки о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты представления Подрядчиком Государственному заказчику Счёта на оплату Блок "и Счёта-фактуры"", при этом в п. 8.4 Технического задания установлено следующее: "Заказчик оплачивает работы Подрядчика в следующем порядке: Выплата Подрядчику аванса не производится. Оплата работ производится путем перечисления средств на расчетный счет Подрядчика, при наличии Акта о приемке выполненных работ по форме КС-2, Справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, и подписанного Сторонами Акта сдачи-приемки работ. Оплата производится путем перечисления соответствующих сумм на банковский счет Подрядчика, в течение 30 (тридцати) рабочих дней со дня выставления Подрядчиком счета и счета-фактуры".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы, пояснив при этом, что при составлении аукционной документации допущена техническая ошибка.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Рельеф" на действия ГКУ "Технический центр Департамента культуры города Москвы" обоснованной в части установления неправомерных, избыточных требований к товарам используемым при выполнении работ, а также противоречивого срока оплаты выполненных работ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33, п.1, ч.1 ст.64, ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Члены Комиссии: Д.С. Грешнева
К.А. Сомов
Исп. Максимов И.С.
(495) 784-75-05 (186)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 2 июня 2017 г. N 2-57-6059/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2017