Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 1 июня 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ТОЗОТ" (далее - Заявитель) на действия ФКУ Упрдор "Черноморье" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по ремонту искусственных сооружений на действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения: "Путепровод через железную дорогу на км 25+260 автомобильной дороги А-146Краснодар-Верхнебаканский"."Путепровод через железную дорогу на км 25+605 автомобильной дороги А-146 Краснодар-Верхнебаканский"" (извещение N 0318100051217000066) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО "ТОЗОТ" указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок: 1) Заказчиком установлены показатели товара, значения которых становятся известными по результатам проведения лабораторных испытаний; 2) В Приложении N 4 аукционной документации "Требования к товарам" Заказчиком установлены нестандартные требования; 3) В Приложении N 4 аукционной документации "Требования к товарам" Заказчиком установлены характеристики товара, не позволяющие однозначно определить требуемые Заказчиком параметры.
Заказчиком представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой Заказчик не согласен и считает, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
ФКУ Упрдор "Черноморье" проводился электронный аукцион: "Выполнение работ по ремонту искусственных сооружений на действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения: "Путепровод через железную дорогу на км 25+260 автомобильной дороги А-146Краснодар-Верхнебаканский"."Путепровод через железную дорогу на км 25+605 автомобильной дороги А-146 Краснодар-Верхнебаканский"" (извещение N 0318100051217000066).
Начальная (максимальная) цена контракта - 20 509 751,00 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п. б) п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В п. 9 Приложении N 4 аукционной документации "Требования к товарам" установлено:
N п/п | Наименование товара | Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам отдельных товаров (в т.ч. наименования и максимальные/минимальные значения показателей, а также показатели, значения которых не могут изменяться) |
9 | Бетон тяжелый | Класс прочности на сжатие В20. В качестве вяжущего материала должен быть применен сульфатостойкий цемент по ГОСТ 22266-2013 или цемент по ГОСТ Р 55224-2012. Крупный заполнитель - щебень из плотных горных пород (изверженных) по ГОСТ 8267-93. В качестве мелких заполнителей для бетона применить природный песок или песок из отсевов дробления горных пород, соответствующие требованиям ГОСТ8736-2014 или ГОСТ 31424-2010. Вода для затворения бетонной смеси и приготовления растворов химических добавок должна соответствовать требованиям ГОСТ 23732-2011. Марка бетона по водонепроницаемости W6. Марка бетона по морозостойкости F 2200 Бетон тяжелый должен соответствовать ГОСТ 26633-2015. |
Заказчиком установлено требование к классу прочности бетона, который должен быть обеспечен при выполнении конкретного вида работ. Использование конкретного класса бетона установлено технической документацией заказчика.
Аналогично заказчик не требует указания конкретного или неконкретного значения
результатов испытаний бетона на водонепроницаемость, выраженную в МПа согласно п. 2.4.3 ГОСТ12730.5-84:
Водонепроницаемость | 0,2 | 0.4 | 0,6 | 0,8 | 1,0 | 1,2 |
серии образцов, МПа |
При этом марка бетона по водонепроницаемости может и должна быть указана участником в составе первой части заявки без ограничения доступа к участию в аукционе.
В соответствии с ГОСТ 26633-2015 бетонные смеси должны соответствовать требованиям ГОСТ7473.
В соответствии с п. 3.5 ГОСТ 7473-2010 бетонная смесь заданного состава - бетонная смесь, состав которой и используемые при ее приготовлении составляющие задаются производителю, несущему ответственность за обеспечение этого состава.
Класс бетонной смеси по прочности на сжатие и марка по водонепроницаемости
являются доступной информацией для участников закупки. Заказчиком представлены действующие сертификаты соответствия на бетонные смеси, размещенные производителями бетонов тяжелых в общедоступной сети "Интернет", в которых данные показатели указываются конкретным значением.
Аналогичная позиция Заказчика по поз. 12, 15, 18, 19, 48, 58, 59.
В связи с изложенным, довод Заявителя об указании Заказчиком в аукционной документации показателей товара, значения которых становятся известными по результатам проведения лабораторных испытаний, необоснован.
Также Заявитель указывает, что Заказчиком по поз. 25 "Камни бортовые" Приложения N 4 аукционной документации "Требования к товарам" установлены противоречивые требования.
В Приложении N 4 аукционной документации "Требования к товарам" Заказчиком установлено:
N п/п | Наименование товара | Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам отдельных товаров (в т.ч. наименования и максимальные/минимальные значения показателей, а также показатели, значения которых не могут изменяться) |
25 | Камни бортовые | Б-5 100.45.18, Класс прочности на сжатие В30. Морозостойкость F2200.Размер 1,0х0,18х0,45 м. Камни бортовые должны соответствовать требованиям ГОСТ 6665-91. |
ООО "ТОЗОТ" по показателю "Морозостойкость" ссылается на ГОСТ 6666-81 "Камни бортовые из горных пород. Технические условия" (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 24 февраля 1981 N 24), который был в действии с 01.04.2001 по 31.12.2013. Таким образом, ГОСТ 666-81 утратил силу.
Согласно п. 1.9 Раздела 1 аукционной документации, в случае если в документации об аукционе присутствуют ссылки на государственные стандарты и иные документы, которые на момент составления заявки утратили силу - в составлении заявки участникам закупки необходимо руководствоваться действующими. В случае отсутствия в документации об аукционе указания на единицы измерения показателей (либо наличия технических опечаток в единицах измерения показателей) читать их в соответствии с нормами действующих государственных стандартов.
В настоящее время действующим ГОСТ является Государственный стандарт СССР ГОСТ 6665-91 "Камни бортовые из горных пород. Технические условия" (утв. Постановлением Госстроя СССР от 03.04.1991 N 13), в котором есть ссылка на ГОСТ 26633-2015. Где указаны характеристики бетона, в частности "морозостойкость".
Согласно п. 4.3.1-ГОСТ 26633-2015 По показателям качества бетоны подразделяют по морозостойкости
- на марки по первому базовому методу: F150, F175, F1100, F1150, F1200, F1300, F1400, F1500, F1600, F1800, F11000.
- на марки по второму базовому методу: F2100, F2150, F2200, F2300, F2400, F2500.
Таким образом, довод Заявителя об указании Заказчиком в аукционной документации нестандартных требований в поз. 25 Приложения N 4 аукционной документации "Требования к товарам", необоснован.
В Приложении N 4 аукционной документации "Требования к товарам" Заказчиком установлено:
N п/п | Наименование товара | Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам отдельных товаров (в т.ч. наименования и максимальные/минимальные значения показателей, а также показатели, значения которых не могут изменяться) |
26 | Дорожное ограждение | Уровень удерживающей способности: У3. Секции балки из стального гнутого профиля с размерами 312x83x4[3]мм. Марка стали Ст3пс или Ст3кп по ГОСТ 380-2005. Все элементы конструкции ограждения должны иметь цинковое покрытие, выполненное методами горячего цинкования. Ширина консоли-амортизатора 280 мм. Ограждения должны быть оборудованы световозвращателями. |
54 | Дорожное ограждение | Уровень удерживающей способности: У3. Секции балки из стального гнутого профиля с размерами 312x83x4[3]мм. Марка стали Ст3пс или Ст3кп по ГОСТ 380-2005. Все элементы конструкции ограждения должны иметь цинковое покрытие, выполненное методами горячего цинкования. Ширина консоли-амортизатора 280 мм. Ограждения должны быть оборудованы световозвращателями. |
Заявитель указывает на невозможность определения показателя габаритных размеров секции балки из стального гнутого профиля (312x83x4[3]мм).
Согласно п. 1.9 Раздела 1 аукционной документации предлагаемые для использования товары (материалы) должны соответствовать нормам государственных стандартов, действующих на территории Российской Федерации (в случае, если качество товара регламентируется государственным стандартом и данное требование установлено в документации об аукционе), техническим регламентам, сводам правил и иным документам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также техническим условиям производителей.
Действующим нормативным документом, устанавливающим требования к изготовлению и установке конструкций дорожных металлических ограждений барьерного типа, применяемых для обеспечения бозопасности движения транспортных средств и пешеходов на всех улицах и автомобильных дорогах, в том числе на мостовых сооружениях и в тоннелях является ГОСТ 26804-2012 "Ограждения дорожные металлические барьерного типа. Технические условия" (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2012 г. N 2165-ст.).
При описании требований к секции балки из стального гнутого профиля дорожного ограждения заказчик руководствовался требованиями ГОСТ 26804-2012 п. 5.3.2, где указано следующее:
"Секции балки следует изготовлять из стального гнутого профиля с размерами 312х83х4(3) по настоящему стандарту, марки стали ВСт3пс, ВСт3пс по ГОСТ 380-2005". Также, в ГОСТ 26804-2012 отсутствует порядок установления габаритных размеров и правила их прочтения.
Таким образом, довод ООО "ТОЗОТ" об установлении Заказчиком характеристик товара, не позволяющих однозначно определить требуемые Заказчиком параметры, необоснован.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТОЗОТ" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318100051217000066).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 1 июня 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2017