Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 мая 2017 г. N 2-57-5425/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов комиссии:
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
при участии представителя ООО "Рельеф": А.А. Аферова, а также в отсутствие представителей Управления Судебного департамента в Московской области, о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/23845/17 от 18.05.2017),
рассмотрев жалобы ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия Управления Судебного департамента в Московской области (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на комплексный капитальный ремонт зданий (Закупки NN 0348100021717000077, 0348100021717000078) (далее - аукционы), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных электронных аукционов.
Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/23845/17 от 18.05.2017) документы и сведения.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
1. На основании п.12 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.8 - 26 ст.95 Закона о контрактной системе.
В силу ч.9 ст.95 Закона о контрактной системы Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно доводам жалобы Заказчиком в п.8.12 технического задания установлено основание когда Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не предусмотренное Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), а именно: "Подрядчик в течение суток после подписания контракта должен представить заказчику список сотрудников, привлеченных к выполнению работ на объекте, с указанием фамилии, имени и отчества, года рождения и паспортных данных, места регистрации, сведения о прохождении обучения по профессии, переаттестации, удостоверения на право проведения работ, по охране труда и электробезопасности. В случае если сведения или предоставленные документы не соответствуют требованиям или в ходе проверки несут видимые факты их недостоверности, заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке".
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
В составе направленных возражений Заказчика на жалобы Заявителя отсутствуют возражения и пояснения относительно данного довода жалоб, а именно отсутствуют пояснения о том, на основании какой нормы ГК РФ и Закона о контрактной системе установлен вышеуказанное основание для одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что положения п.8.12 технического задания установлены в нарушение ч.9 ст.95 Закона о контрактной системе.
2. В силу ч.1 ст.60 Закона о контрактной системе обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.
На основании ч.2 и ч.3 ст.70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в ч.8 ст.69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
Согласно доводам жалобы Заказчиком неправомерно включено требование в п.15 проекта государственного контракта об обязательном заключении контракта в письменной форме.
На заседании Комиссии Управления установлено, что согласно п.15 проекта государственного контракта: "Настоящий Контракт заключен в электронной форме, путем его подписания электронными подписями Сторон (Дополнительно Стороны вправе оформить Контракт в письменном виде в 3 (трех) экземплярах: 2 (Два) экземпляра - для Государственного заказчика и 1 (Один) - для Подрядчика, имеющих такую же юридическую силу, как и Контракт, заключенный в электронной форме)".
Таким образом, Заказчиком не установлено обязательное требование о заключении контракта в письменной форме.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалоб Заявителем не указано, в какой части аукционной документации содержится требование об обязательном заключении контракта в письменной форме.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанный довод жалоб Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
В силу п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно доводам жалобы Заказчиком неправомерно включено в п.8.21 технического задания следующее требование: "Перед началом выполнения работ, в срок не позднее 3 (трех) календарных дней с момента подписания государственного контракта, Подрядчик в обязательном порядке представляет для согласования Заказчиком по адресу: город Москва, ул. Земляной Вал 48А образцы материалов, приборов и оборудование (далее - образцы) согласно, перечня указанного в форме N2, на предмет проверки соответствия техническим характеристикам установленным Заказчиком. В случае если образцы не утверждены, то новые образцы должны быть предоставлены в течение 1 (одного) рабочего дня. В случае если вторые представленные образцы не соответствует требуемым техническим характеристикам, Заказчик вправе расторгнуть Государственный контракт в одностороннем порядке. При наличии споров с Заказчиком о причинах несоответствия образцов требованиям Заказчика, Подрядчик за свой счет имеет право провести экспертизу товара с привлечением независимых экспертов. Срок проведения экспертизы не более 1 (одного) рабочего дня с момента выявления несоответствий. При не предоставлении Заказчику для согласования вышеуказанных приборов и устройств допуск к работам считать невозможным", поскольку в аукционной документации отсутствует информация о том, что именно должны представлять собой образцы материалов, приборов и оборудования.
В составе направленных возражений Заказчика на жалобы Заявителя отсутствуют возражения и пояснения относительно данного довода жалоб, а именно отсутствуют пояснения о том, что именно должны представлять собой образцы материалов, приборов и оборудования.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что в действиях Заказчика присутствуют нарушения п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
4. На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными, а также являются требованиями, в том числе к сырью (в том числе к химическому составу), из которого изготавливается товар, используемый при оказании услуг. При этом конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявок на участие в аукционах, что также препятствует корректному заполнению первых частей заявок на участие в аукционах и приводит к ограничению количества участников закупок.
Так Заявитель в жалобах указывает на неправомерное установление требований к таким товарам, как: "двутавры", "бетон тяжелый", "грунтовка глифталевая ГФ-021", "эмаль серая", "профилированный лист оцинкованный", "трубы стальные электросварные прямошовные", "трубы напорные из полипропилена с гильзами и креплениями для холодного и горячего водоснабжения", "грунтовка", "керамогранит", "плиты минераловатные теплоизоляционные", "раствор готовый отделочный тяжелы, известковый", "кирпич керамический".
Так, например Заказчиком установлено требование о предоставлении участниками закупок в первых частях заявок конкретного значения высоты двутавра, ширины полки и толщины стенки товара "двутавры", что по мнению Комиссии Управления является неправомерным, поскольку, в силу таблицы 1 ГОСТ 8239-89 "Двутавры стальные горячекатаные. Сортамент" такие параметры как, "Высота двутавра", "Ширина полки" и "Толщина стенки" установлены в зависимости от номера двутавра. А также Заказчиком установлено требование о предоставлении участниками закупок в первых частях заявок конкретного значения укрывистости высушенной пленки и степени перетира товара "эмаль серая", что по мнению Комиссии Управления является неправомерным, поскольку, в силу таблицы 1 ГОСТ 6465-76 "Эмали ПФ-115. Технические условия" такие параметры как, "Укрывистость высушенной пленки" и "Степень перетира" установлены в зависимости от цвета и сорта эмали.
Таким образом, при указании участником закупки номера двутавра товара "двутавры" и сорта товара "эмаль серая", а также с учетом выраженного согласия участника закупки на использование при выполнении работ товаров на условиях аукционной документации и соответствующих требованиям установленных документацией государственных стандартов, Заказчику заведомо известны в том числе такие показатели как: "Высота двутавра", "Ширина полки" и "Толщина стенки" товара "двутавры" и "Укрывистость высушенной пленки" и "Степень перетира" товара "эмаль серая" и установление Заказчиком в технических частях аукционных документаций требований к указанным параметрам носит необъективный характер.
Таким образом, установленные Заказчиком требования к вышеуказанным товарам могут препятствовать заполнению заявки на участие в электронном аукционе, поскольку, конкретные значения требуемых характеристик не предоставляются производителями товаров в открытом доступе и могут стать известны потребителю только после проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
На заседании Комиссии Управления также рассмотрены доводы жалоб на предмет установления в аукционных документациях неправомерных требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, могут вводить участников закупок в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявок на участие в аукционах, а именно по п. "выключатель одноклавишный скрытой установки" установлены требования к товару следующим образом: Напряжение питания: До 250 В; Номинальный ток: Не менее 10 А; Сечение подключаемого провода: До 2,5 мм2, а также указано требование о соответствии данного товара ГОСТ 51324.1-2012 "Выключатели для бытовых и аналогичных стационарных электрических установок. Часть 1. Общие требования", по п. "кирпич керамический" установлены требования к товару следующим образом: Длина кирпича: Не менее 250 мм; Ширина кирпича: Не более 138 мм; Толщина кирпича: Не более 88 мм, а также указано требование о соответствии данного товара ГОСТ 530-2012 "Кирпич и камень керамические. Общие технические условия", а также к кабелям установлены требования следующим образом: по п. "Кабель силовой с медными жилами с изоляцией и оболочкой из ПВХ, не распространяющий горение, с низким дымо- и газовыделением, напряжением 1,0 кВ марки ВВГнг(A)-LS 3х2,5мм2": Номинальная толщина изоляции жил: Должна быть не более 0,8 мм; Кабели должны выдерживать в течение 10 мин воздействие переменного и постоянного напряжения частотой 50 Гц Не менее 3, п. "Кабель силовой с медными жилами с изоляцией и оболочкой из ПВХ, не распространяющий горение, с низким дымо- и газовыделением, напряжением 1,0 кВ марки ВВГнг(A)-LS 5х2,5мм2": Номинальная толщина изоляции жил: Должна быть не более 0,8 мм; Кабели должны выдерживать в течение 10 мин воздействие переменного и постоянного напряжения частотой 50 Гц: Не менее 3, по п. "Кабель силовой с медными жилами с изоляцией и оболочкой из ПВХ, не распространяющий горение, с низким дымо- и газовыделением, напряжением 1,0 кВ (ГОСТ Р 53769-2010), марки: ВВГнг(A)-LS 5х6 мм2": Номинальная толщина изоляции жил: Должна быть не более 1,0 мм; Кабели должны выдерживать в течение 10 мин воздействие переменного и постоянного напряжения частотой 50 Гц: Не менее 3,5, по п. "Кабель силовой с медными жилами с изоляцией и оболочкой из ПВХ, не распространяющий горение, с низким дымо- и газовыделением, напряжением 1,0 кВ марки ВВГнг(A)-LS 5х10 мм2": Номинальная толщина изоляции жил: Должна быть не более 1,0 мм; Кабели должны выдерживать в течение 10 мин воздействие переменного и постоянного напряжения частотой 50 Гц: Не менее 3,5, по п. "Кабель силовой с медными жилами с изоляцией и оболочкой из ПВХ, не распространяющий горение, с низким дымо- и газовыделением, напряжением 1,0 кВ марки: ВВГнг(A)-LS 5х50 мм2": Номинальная толщина изоляции жил: Должна быть не более 1,4 мм;Кабели должны выдерживать в течение 10 мин воздействие переменного и постоянного напряжения частотой 50 Гц: Не менее 3,5, а также указано требование о соответствии данного товара ГОСТ 31996-2012 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия", что является неправомерным, поскольку, в государственных стандартах, которым согласно аукционной документации должны соответствовать данные товары значения вышеуказанных показателей имеют строго градированные значения и аукционная документация позволяет указать противоречащие государственным стандартам значения. Также в составе жалобы Заявитель указывает на установление Заказчиком требований к размерам товаров неправомерным образом, а именно, требования к размерам установлены таким образом, что не позволяют участникам закупок определить какое значение относиться к высоте, какое к длине, а какое к ширине, так например требования к габаритному размеру товара "светодиодный светильник" установлено следующим образом: более: 590х595х40 мм.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
В составе направленных возражений Заказчика на жалобы Заявителя не представлено доказательств, подтверждающих возможность определения конкретных значений по установленным в аукционной документации характеристикам товаров по "двутавры", "бетон тяжелый", "грунтовка глифталевая ГФ-021", "эмаль серая", "профилированный лист оцинкованный", "трубы стальные электросварные прямошовные", "трубы напорные из полипропилена с гильзами и креплениями для холодного и горячего водоснабжения", "грунтовка", "керамогранит", "плиты минераловатные теплоизоляционные", "раствор готовый отделочный тяжелы, известковый", "кирпич керамический" на этапе подачи заявки на участие в электронном аукционе без проведения испытаний определенной партии товара после его производства, а также не обосновано необходимость формирования требований к товарам п. "выключатель одноклавишный скрытой установки" п. "кирпич керамический" п. "Кабель силовой с медными жилами с изоляцией и оболочкой из ПВХ, не распространяющий горение, с низким дымо- и газовыделением, напряжением 1,0 кВ марки ВВГнг(A)-LS 3х2,5мм2", п. "Кабель силовой с медными жилами с изоляцией и оболочкой из ПВХ, не распространяющий горение, с низким дымо- и газовыделением, напряжением 1,0 кВ марки ВВГнг(A)-LS 5х2,5мм2", по п. "Кабель силовой с медными жилами с изоляцией и оболочкой из ПВХ, не распространяющий горение, с низким дымо- и газовыделением, напряжением 1,0 кВ (ГОСТ Р 53769-2010), марки: ВВГнг(A)-LS 5х6 мм2", по п. "Кабель силовой с медными жилами с изоляцией и оболочкой из ПВХ, не распространяющий горение, с низким дымо- и газовыделением, напряжением 1,0 кВ марки ВВГнг(A)-LS 5х10 мм2", п. "Кабель силовой с медными жилами с изоляцией и оболочкой из ПВХ, не распространяющий горение, с низким дымо- и газовыделением, напряжением 1,0 кВ марки: ВВГнг(A)-LS 5х50 мм2", п. "светодиодный светильник", "светильник аварийный", "розетка с заземлением со шторками", "держатель желоба", "выключатель одноклавишный скрытой установки", "керамогранит", "плиты минераловатные теплоизоляционные", "выключатель двухклавишный скрытой установки", вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам, используемым при выполнении работ установлены в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "Рельеф" на действия Управления Судебного департамента в Московской области обоснованными в части установления неправомерного основания для одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, требования о предоставлении образцов используемых при выполнении работ материалов, приборов и оборудования, а также в части установления неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33, ч.9 ст.95 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя комиссии Е.В. Гридина
Члены комиссии: Д.С. Грешнева
Л.Н. Харченко
Исп. Грешнева Д.С.
(495) 784-75-05 доб. 187
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 мая 2017 г. N 2-57-5425/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.05.2017