Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 1 июня 2017 г. N 2-57-5960/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
при участии представителей Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова: Ининой Л.А., Яковлевой Е.В., Сухарева А.О.,
ООО "Строительная компания Атюс": Ханжина П.В.,
рассмотрев жалобу ООО "Строительная компания Атюс" (далее - Заявитель) на действия Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту объектов недвижимого имущества (ул. Криворожская, д.6, стр.1) (Закупка N 0373100057817000067) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации, в нарушение законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх.NМГ/26299/17 от 30.05.2017 документы и сведения.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ.
На основании п.1,2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, в "Приложение к Техническому заданию" Заказчик объединяет требуемый параметр и требуемое значение в одно, что по мнению Заявителя может ограничивать количество участников, например как:
N п/п |
Наименование товара |
Требования Заказчика к качественным характеристикам и конкретным показателям используемых товаров, материалов и конструкций |
2 |
Подвесная система |
Подвесная система, должна нести рейки, должна быть видима Ширина, мм, 24. Длина, мм: 3600. Высота, мм: 43. |
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя не предоставил соответствующих документов, подтверждающих обоснованность вышеуказанного довода жалобы, в том числе свидетельствующие об ограничении количества участников закупки, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок, кроме того, в составе жалобы Заявителя не представлены подтверждения того, что не предоставляется возможным определить вышеуказанные характеристики, такие как Ширина, Длина, Высота и т.д.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя является необоснованным.
2. В Приложении к Техническому заданию Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам и материалам, в частности:
- 1. "Грунтовка глубокого проникновения": "Плотность, кг/дм: от 0,9 до 1,1. Время высыхания при температуре 20
С, час: не более 3.";
- 3. "Краска латексная для внутренних работ": "Укрывистость, г/м: более 128. Циклы мокрого истирания для влажной уборки: не менее 200. Степень перетира не более мкм, 20. Время высыхания, час, не более 24.";
- 4. "Плита потолочная": "Звукопоглощение, alpha w: 0.90. Светоотражение, %: 86. Влагостойкость, %: 95,95. Содержание сырья вторичной переработки, %, не менее 82.";
- 5. "Профили стальные сварные (в соответствии с ГОСТ 8639-82)": "В поперечном сечении трубы отклонение от прямого угла: не должно превышать _1,5° Местная кривизна профилей в горизонтальной и вертикальной плоскостях не должна превышать 1 мм на 1 м длины профиля.";
- 7. "Уайт-спирит (в соответствии с ГОСТ 3134-78)": "Плотность при 20 С, не более 0,790. Фракционный состав:
- температура начала перегонки уайт-спирита, С, не выше 160,
- 10 % уайт-спирита перегоняется при температуре, С, не выше 170,
- 90 % уайт-спирита перегоняется при температуре, С, не выше 196,
- 200 % перегоняется при температуре, С не выше 98,
- остаток в колбе %, не более 2,0.
Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, С не ниже 33. Летучесть по ксилолу от 3,0 до 4,5. Анилиновая точка,
С, не выше 65,0. Испытание на медной пластинке: должен выдерживать.";
- 10. "Светильник потолочный": "Световой поток, Лм: не менее 3 400";
- 12. "Шпатлевка на гипсовой основе": "Расход, для потолков, кг/м2: не более 0,3. Прочность при сжатии, МПа: не менее 5,2. Прочность при изгибе, МПа: не менее 2,7.";
- 13. "Эмаль ПФ-115 (в соответствии с ГОСТ 6465-76)": "Блеск покрытия по фотоэлектрическому блескомеру, %, не менее 50. Степень перетира, мкм, не более 25. Укрывистость высушенной пленки, г/м2: не более 120. Время высыхания до степени 3 при температуре (202)
С, не более 48 ч. Прочность пленки при ударе по прибору типа У-1, см, не менее 40. Твердость покрытия по маятниковому прибору типа ТМЛ (маятник А), относительные единицы, не менее 0,10. Адгезия пленки, баллы, не более 1. Стойкость покрытия при температуре (20
2)
С к статическому воздействию воды, ч, не менее 2. Стойкость покрытия к статическому воздействию 0,5 %-ого раствора моющего средства, мин, не менее 15. Стойкость покрытия при температуре (20
2)
С к статическому воздействию трансформаторного масла, ч, не менее 24.";
- 14. "Лента ПВХ самоклеящаяся": "Предел прочности при разрыве, Н/мм2: не менее 17. Относительное удлинение при разрыве: не менее 180%. Адгезия к стали: не менее 1,8 Н/см.";
- 15. "Горячекатанная арматурная сталь (в соответствии с ГОСТ 5781-82)": "Кривизна стержней не превышает 0,6 % измеряемой длины. Предел текучести арматурной углеродистой стали должен быть не менее 295 Н/мм2. Временное сопротивление разрыву должно быть не менее 490 Н/мм2. Максимальная массовая доля углерода должна быть не более 0,82 %. Минимальная массовая доля марганца должна быть не менее 0,5 %.";
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными, а также являются требованиями в том числе к сырью (в том числе к химическому составу), из которого изготавливается товар используемый при оказании услуг. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, в том числе по п.13. "Эмаль ПФ-115 (в соответствии с ГОСТ 6465-76)", при этом установлены следующие характеристики: Блеск покрытия по фотоэлектрическому блескомеру, %, не менее 50. Степень перетира, мкм, не более 25. Укрывистость высушенной пленки, г/м2: не более 120. Время высыхания до степени 3 при температуре (202)
С, не более 48 ч и т. д. При этом, согласно ГОСТ 6465-76 "Эмали ПФ-115. Технические условия" время высыхания определяется по ГОСТ 19007 "Материалы лакокрасочные. Метод определения времени и степени высыхания" Настоящий стандарт распространяется на лакокрасочные материалы и устанавливает метод определения времени и степени высыхания лакокрасочных пленок. Степень высыхания характеризует состояние поверхности лакокрасочного материала, нанесенного на пластину, при определенных времени и температуре сушки. Время высыхания - промежуток времени, в течение которого достигается определенная степень высыхания при заданной толщине лакокрасочного слоя и при определенных условиях сушки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены положения инструкции по заполнению заявки, а именно: "Участник обязан указать диапазонные значения, являющиеся конкретными показателями используемых материалов, товаров, в случае, если данное требование содержится в Приложении N1 к Техническому заданию "Требования Заказчика к качественным характеристикам и конкретным показателям используемых товаров, материалов и конструкций", данной инструкции по заполнению заявки. Диапазон значений должен быть указан Участником в виде трех точек между двумя крайними входящими в диапазон значениями".
В силу ч.2 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления положений инструкции по заполнению заявки вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение ч.2 ст.64 Закона о контрактной системе.
4. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены положения инструкции по заполнению заявки, а именно: "значения показателей сопровождающиеся предлогами "от", "до" означают, что граничные показатели включаются в диапазон требуемых значений, и участнику необходимо предоставить конкретное значение из указанного диапазона", "Температурные характеристики указанные в виде диапазона, сопровождающиеся предлогами "от", "до", означают, что граничные значения не включаются в диапазон требуемых значений", по мнению заявителя, может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку для одних и тех же условных обозначений установлены различные смысловые значения.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления положений инструкции по заполнению заявки вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.2, ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
5. Согласно доводам жалобы Заявителя, в локальной смете, а также в аукционной документации не определено количество товаров, что свидетельствует о неправомерном установлении требований к вышеизложенным товарам и не позволяет определить объем таких работ и товаров, также в документации не указана цена каждого товара и цена единицы работ.
На основании п.2 ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация, а именно краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены требования к товарам, таким как: п.7. Уайт-спирит п.14. Лента ПВХ Самоклеящаяся, которые отсутствую в смете.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, а также указать на положения аукционной документации в которой указано на необходимость использования данных товаров при оказании услуг, а также объемы и при выполнении каких работ используются данные товары.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1 ч.1 ст.33, п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
6. Также согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены требования к товарам, таким как: 3. Краска латексная для внутренних работ, 2. Подвесная система, 1. Грунтовка глубокого проникновения, 6. Розетка одноместная, 13. Эмаль ПФ-115, 15.Горячекатанная арматурная сталь, 17. Шпаклевка финишная гипсовая, 18. Двери противопожарные металлические двупольные остекленные, которые отсутствую в смете.
На заседании комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные товары учтены при расчете начальной (максимальной) цены контракта, а также при выполнении каких работ используются данные товары.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя не предоставил соответствующих документов, подтверждающих обоснованность вышеуказанного довода жалобы, в том числе свидетельствующие об ограничении количества участников закупки, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок, кроме того, Заявитель затруднился пояснить, каким образом вышеуказанные характеристики нарушают законные права и интересы Заявителя.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строительная компания Атюс" на действия Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова обоснованной в части установления неправомерных, избыточных требований к товарам используемым при выполнении работ, инструкции по заполнению заявки, а также товаров которые отсутствуют в смете.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33, ч.2 ст.64, п.2, ч.1 ст.64, п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии: Д.А. Сологов
Е.И. Ушкова
Исп. Максимов И.С.
(495) 784-75-05 (186)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 1 июня 2017 г. N 2-57-5960/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2017