Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 мая 2017 г. N 2-57-5716/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - Начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
при участии представителей:
Администрации поселения Сосенское: Арищенкова И.В., Слупского П.В.,
ООО "Строительная компания Атюс": Ханжина П.В.,
рассмотрев жалобы ООО "Строительная компания Атюс" (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Сосенское (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по капитальному ремонту (Закупки N 0148300008317000022, 0148300008317000023, 0148300008317000024, 0148300008317000042, 0148300008317000044) (далее - аукционы) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о конкратной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных электронных аукционов.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в нарушениях, допущенных при составлении аукционных документаций.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 25.05.2017 NМГ/25488 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком размещена аукционная документация в формате, создающем препятствия при подготовке заявки на участие в аукционе, а именно, отсутствует возможность поиска отдельных фрагментов текста.
Порядок пользования единой информационной системой в сфере закупок (далее - Порядок, ЕИС) утвержден приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2015 г. N 26н.
Согласно пункту 1.2 Порядка в ЕИС размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip.
Правила функционирования ЕИС (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1414.
Согласно подпункту "л" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта ЕИС должны обеспечивать возможность поиска пользователями официального сайта ЕИС текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте ЕИС, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов.
Одновременно с этим в соответствии с частью 2 статьи 65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления в ЕИС без взимания платы.
Таким образом, вышеуказанные положения Закона о контрактной системе устанавливают обязательность доступности вышеуказанной информации для ознакомления в ЕИС.
Комиссией Управления установлено, что размещенная Заказчиком в единой информационной системы аукционная документация в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе создает препятствия при осуществлении копировании и поиска фрагментов текста, что может вводить в заблуждение участников закупки и ограничить их количество. Так, например: "Не менее 25" в описании требований к товару "ГВОЗДИ СТРОИТЕЛЬНЫЕ" на стр. 144; "Ст6сп" в описании требований к товару п. 62 "СТАЛЬ ЛИСТОВАЯ" на стр. 156; "по объему или по массе" в описании требований к товару 179 "РАСТВОРЫ ГОТОВЫЕ" на стр. 473., при этом участник закупки не имеет возможности осуществлять поиск отдельных фрагментов текста в опубликованном документе по данным позициям, поскольку структура Формы-2 представляет собой набор таблиц, границы которых разделяют отдельные предложения, и делают поиск невозможным.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к вышеуказанным товарам установлены в нарушение ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе, что может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
2. Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены избыточные требования к товарам, которые могут вводить в заблуждение участников закупки, а именно:
1) по п. "Коробки", п. "Растворы готовые", п. "Грунтовка специализированная", п. "Шпатлевка", согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены требования к товарам таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки, поскольку требования к данным товара повторяются, а также дублируются в различных пунктах, что искусственно расширяет форму-2.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не предоставил доказательств подтверждающих, в соответствии с какими нормативными и техническими регламентами установлены требования к вышеуказанным товарам, а также затруднился обосновать необходимость установления требований вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком установлены требования к вышеуказанным товарам Формы-2 таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и могут препятствовать корректному заполнению заявки на участие в электронном аукционе, что является нарушением положений п. 1, п.2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе могут повлечь ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком в Аукционной документации следующих требований по п. "Смеси штукатурные", п. "Растворы", п. "Краска масляная", п. "Грунтовка специализированная", п. "Шпатлевка", п. "Краски водно-дисперсионные", п. "Щебень", п. "Коробки", п. "Трубы гибкие гофрированные", п. "Эмали", п. "Светильники", п. "Автоматические выключатели", п. "Смеси сухие", п. "Болты с гайками и шайбами", п. "Блоки дверные металлические противопожарные", п. "Смеси бетонные", п. "Кабели", п. "Кабели (провод)", п. "Провода", п. "Смеситель", п. "Трубы", п. "Трубы стальные", п. "Источник питания", п. "Плиты пенополистирольные", п. "Гидроизоляция", п. "Материал рулонный", п. "Плитки керамические", п. "Смеси клеевые", п. "Песок", п. "Смеси асфальтобетонные", п. "Плиты минераловатные", п. "Сталь листовая", п. "Гвозди строительные", п. "Доски хвойных пород", п. "Катанка", п. "Бруски хвойных пород", п. "Блоки дверные металлические противопожарные".
По мнению Заявителя, конкретные показатели по вышеуказанным параметрам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, поскольку достоверное значение данных показателей возможно установить только после проведения испытаний (измерений) определенной партии товара после его производства, в ходе приёмо-сдаточных испытаний для каждой партии товара.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не предоставил документов и сведений, подтверждающих возможность определения конкретных значений по установленным в Приложении N 1 к техническому заданию характеристикам вышеуказанных товаров на этапе подготовки заявки на участие в аукционе без проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что положения аукционной документации предусматривают требования к описанию участником закупки в составе заявки на участие в аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретные показатели веществ, применяемых при изготовлении указанного товара. Также указанные требования к товару могут привести к ограничению количества участников закупки, поскольку предполагают от участников закупки на этапе формирования заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком установлены требования к вышеуказанным товарам Формы-2 таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и могут препятствовать корректному заполнению заявки на участие в электронном аукционе, что является нарушением положений п. 1, п.2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе и может повлечь ограничение количества участников закупки.
Кроме того, согласно доводам жалобы решением по делу N2-57-3811/77-17 от 14.04.2017 в рамках обжалования положений документации по закупкам NN 0148300008317000022, 0148300008317000023, 0148300008317000024 Заказчику выдано предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок, однако нарушения Заказчиком не устранены. В частности: у участников закупок отсутствует возможность поиска произвольных фрагментов текста; Заказчиком установлены излишних требований к параметрам товаров, значения которых невозможно достоверно указать, не имея товар в наличии на момент заполнения заявки; по п. 4, п. 233, п. 2, п. 6, п. 8, Заказчиком установлены требования к товарам в виде сплошного текста, что, по мнению Заявителя, может вводить в заблуждение участников закупки, поскольку Заказчик намеренно усложняет подготовку заявки участника по рекомендованной форме, т.к. обязывает участника переносить все текстовые формулировки, установленные в Форме-2, которые в свою очередь не являются не минимальными, не максимальными, не значениями показателей, которые не могут изменяться. Так, например: п. 2 "Смеси штукатурные" (Технические характеристики: Технические характеристики: раствор должен представлять собой смесь штукатурную на основе цемента. прочность на сжатие должна быть не менее 2,4 МПа. должна быть предназначена для внутренних и наружных работ. смесь не должна образовывать трещин при высыхании. максимальная толщина одного слоя должна быть от 14 мм до 16 мм. минимальная толщина штукатурки должна быть не меньше 8 мм но должна быть меньше 11 мм. зернистость должна быть выше 1 мм но менее 1,5 мм. водоудерживающая способность должна быть не ниже 98% но не более 99%), п. 6 "Грунтовка специализированая" (Технические характеристики: Должна представлять собой концентрированную дисперсию акрилового сополимера с тонким размером частиц. Должна быть паропроницаема. предназначена должна быть для теплоизоляции. должна быть глубоко проникающая и быстровысыхающая. Для применения должна быть разбавлена водой в соотношении 1:5. Нанесение на поверхность должно осуществляться кистью или пульвелизатором. должна быть бесцветная. основа должна быть на дисперсии акрилового сополимера. Плотность 1-1,2г/см. Водородный показатель pH не более 9 ед. Расход от 20 мл/м до 23 мл/м ).
Согласно ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, не исполнено обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе по делу N 2-57-3811/77-17 от 14.04.2017.
Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает следующее.
Согласно ч. 6 ст. 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту, при этом в составе Аукционной документации размещен рабочий проект, в котором определены характеристики товаров необходимых к использованию.
В соответствии с ч. 7 ст. 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации не допускается отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить необходимость установления требований к товарам в Форме-2 при наличии рабочей документации.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч.8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Строительная компания Атюс" на действия Администрации поселения Сосенское обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение положений п. 1, п.2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии З.У. Несиев
И.С. Максимов
Исп.: Несиев З.У.
1. Администрация поселения Сосенское
142770, Москва, Сосенское п, Газопровод п, ул Александры Монаховой, двлд 30/строение 1
2. ООО "Строительная компания Атюс"
115230 г. Москва, проезд Хлебозаводский, д. 7, стр. 9, оф. 901
3. ООО "РТС-тендер"
121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23-А
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-5716/77-17
о нарушении Законодательства об осуществлении закупок
29.05.2017 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - Начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
на основании решения Комиссии от 29.05.2017 по делу N2-57-5716/77-17, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Строительная компания Атюс" (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Сосенское (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по капитальному ремонту (Закупки N 0148300008317000022, 0148300008317000023, 0148300008317000024, 0148300008317000042, 0148300008317000044) (далее - аукционы) (далее - Аукционы), в соответствии со ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Аукционной комиссии Заказчика при рассмотрении заявок, руководствоваться п.2 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, с учетом мотивировочной части решения по делу N2-57-5716/77-17.
3. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России по делу N 2-57-5716/77-17.
4. Оператору электронной площадки, Заказчику в срок до 30.07.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, или факсимильной связи (8(495) 784-75-05) или электронной почте по адресу: Predpisanie44fz@fas.gov.ru
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с п.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии З.У. Несиев
И.С. Максимов
Исп. Несиев З.У.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 мая 2017 г. N 2-57-5716/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2017