Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 июня 2017 г. N 2-57-6252/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
при участии представителей Администрации городского округа Троицк: В.Н. Галиакберовой, М.В. Селиверстовой, В.А. Проскурина,
в отсутствие представителей ООО "Фаворит", уведомлены надлежащим образом, письмом Московского УФАС России (N МГ/27523/17 от 05.06.2017),
рассмотрев жалобу ООО "Фаворит" (далее - Заявитель) на действия Администрации городского округа Троицк (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по благоустройству улиц и общественных пространств в
городском округе Троицк (2 очередь) (Закупка N 0148300006817000039) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/27523/17 от 05.06.2017) документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. По мнению Заявителя жалобы, аукционная документация содержит противоречие в части срока выполнения работ.В соответствии с п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст.33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в Извещении об осуществлении закупки указано, что срок исполнения контракта - один раз в год, при этом, в ст.3 проекта контракта и п.7 Технического задания указано, что срок выполнения работ - со следующего дня после заключения контракта в течение 84 календарных дней в соответствии с календарным планом.
При этом, представитель Заказчика пояснил, что информация в Извещении указывается в соответствии с планом-графиком, где указано, что выполнение работ по данной закупке предусмотрено один раз в год. При этом, положения аукционной документации (проект контракта и Техническое задание) уточняют конкретные сроки выполнения работ, а именно в какой промежуток времени в течение года необходимо выполнить работы.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность вышеуказанного довода жалобы, в том числе документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе при установлении сроков выполнения работ, а также что вышеуказанные положения документации могут привести к ограничению количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Заявитель указывает на то, что в аукционной документации и проекте государственного контракта не указан идентификационный код закупки (ИКЗ), что нарушает положения ст.23 Закона о контрактной системе.
Согласно п.9 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться указание на идентификационный код закупки.
В соответствии с ч.1 ст.23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в Извещении о проведении закупки указан ИКЗ, что соответствует требованиям п.9 ст.42 Закона о контрактной системе, а также ч.1 ст.23 Закона о контрактной системе, так как указанная норма не регламентирует обязательное требование об указании ИКЗ в проекте государственного контракта, а также в иных частях аукционной документации помимо Извещения о проведении закупки, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. Согласно доводам жалобы, Заказчиком размещена аукционная документация в формате PDF, что затрудняет подготовку заявки на участие в аукционе, так как Заявителю жалобы для формирования заявки необходимо "перепечать ее в ручном режиме".
В силу п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
На основании п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Порядок пользования единой информационной системой в сфере закупок (далее - Порядок, ЕИС) утвержден приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2015 г. N26н.
Согласно пункту 1.2 Порядка в ЕИС размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip.
Правила функционирования ЕИС (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N1414.
Согласно подпункту "л" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта ЕИС должны обеспечивать возможность поиска пользователями официального сайта ЕИС текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте ЕИС, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов.
Одновременно с этим в соответствии с частью 2 статьи 65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления в ЕИС без взимания платы.
Комиссией Управления установлено, что размещенная Заказчиком на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок аукционная документация, в частности Форма 2 размещена в формате PDF, позволяющая участникам закупки осуществить поиск и копирование как фрагментов текста, так и всего текста целиком с сохранением табличный формы, что позволяет участникам закупки сформировать заявку на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
4. По мнению Заявителя жалобы, в Приложении N1 к Техническому заданию аукционной документации установлены требования к товарам в нарушение положений Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В жалобе Заявителя указано, что в Приложении N1 к Техническому заданию аукционной документации установлены требования к товарам в нарушение положений Закона о контрактной системе, а именно:
-п.6 Щебень из плотных горных пород для строительных работ ГОСТ 8267-93: "порода щебня: щебень из изверженных или метаморфических горных пород", "марка по дробимости: не менее 800 не более 1200". В жалобе Заявителя указано, что согласно ГОСТ 8267-93 для запрашиваемых пород щебня соответствуют марки по дробимости исключительно 800, 1000, 1200, однако Заказчик расширил диапазон возможных значений по данному параметру.
-п.21 Трубы стальные профильные ГОСТ 8639-82: "наружный размер А: 50 мм; толщина стенки: не менее 3 не более 6 мм". В жалобе Заявителя указано, что согласно ГОСТ 8639-82 для запрашиваемого наружного размера А 50 мм соответствуют следующие значения толщины стенки 3, 3.5, 4.0, 4.5, 5, 6 мм, однако Заказчик расширил диапазон возможных значений по данному параметру. В жалобе указано, что аналогичные требования установлены по п. 23 Приложения N1 к Техническому заданию аукционной документации.
-п.1 Пиломатериалы хвойных пород обрезные: "порода древесины: ель или сосна; сосна: обыкновенная или сибирская". Согласно инструкции по заполнению заявки установлено: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", "/", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ". Таким образом, в аукционной документации присутствуют противоречивые требования. В жалобе указано, что аналогичные требования установлены по п.2 Приложения N1 к Техническому заданию аукционной документации.
-в пп.9, 10 "Смеси бетонные ГОСТ 7473-2010" установлены требования "марка бетона по осадке конуса", что, по мнению Заявителя является завышенной характеристикой, конкретное значение по установленной характеристике не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, значение по вышеуказанному параметру не указывается на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в аукционной документации установлено требование о соответствии предлагаемых товаров государственным стандартам, в частности по п.9 "Смеси бетонные" (марка бетона по осадке конуса) требование установлено в соответствии с ГОСТ 7473-2010 "Смеси бетонные. Технические условия".
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что согласно ГОСТ 7473-2010 характеристикой удобоукладываемости является, в том числе значение параметра "марка бетона по осадке конуса", которое определяется методом испытаний по ГОСТ 10181-2000 "Смеси бетонные. Методы испытаний".
Таким образом, требования Заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товарам установлены в нарушение пп.1,2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что оспариваемые Заявителем положения аукционной документации не явились основанием для отказа в допуске к участию в аукционе участника закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что выявленные нарушения не повлияли на процедуру определения победителя аукциона.
Кроме того, в жалобе Заявителя указано, что следующие требования к товарам установлены в нарушение Закона о контрактной системе, а именно:
-п.2 Пиломатериалы хвойных пород обрезные ГОСТ 24454-80: "толщина (номинальная): не менее 75 не более 125 мм; ширина: не более 225 не менее 100 мм". В жалобе Заявителя указано, что согласно ГОСТ 24454-80 возможны следующие конкретные значения: номинальная толщина пиломатериалов: 75, 100, 125 мм; ширина: 100, 125, 150, 175, 200, 225 мм, однако Заказчик расширил диапазон возможных значений.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что примечания таблицы ГОСТ 24454-80, допускается изготовление пиломатериалов с размерами, не указанными в таблице.
-п.8 Смеси асфальтобетонные дорожные горячие мелкозернистые ГОСТ 9128-2013: "тип: А/Б/В; марка: II; III". Согласно инструкции по заполнению заявки установлено: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", "/", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ". В жалобе Заявителя указано, что требования вводят участника закупки в заблуждение, поскольку согласно ГОСТ 9128-2013 типу А соответствует марка II, однако при указании марки III предложение противоречит ГОСТ 9128-2013. В жалобе Заявителя указано, что аналогичные требования установлены по п.24 "Сетки арматурные" (вид сетки: легкие или тяжелые; ширина сетки: не более 3800 не менее 650 мм; тип сетки: 1 или 2 или 3 или 4 или 5).
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования по п.8 "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие мелкозернистые" не противоречат ГОСТ 9128-2013, при этом участнику закупки необходимо указать значение, которое удовлетворяет требованиям аукционной документации и государственного стандарта. Аналогичное возражение соответствует п.24 "Сетки арматурные".
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя отсутствовал, а также не представил доказательств, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе в части вышеуказанных доводов жалобы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Фаворит" на действия Администрации городского округа Троицк обоснованной в части установления неправомерных требований по товарам п.1 "Пиломатериалы хвойных пород обрезные", п.6 "Щебень из плотных горных пород для строительных работ", пп.9, 10 "Смеси бетонные", п.21 "Трубы стальные профильные" Приложения N1 к Техническому заданию аукционной документации
2.Признать в действия Заказчика нарушение пп.1,2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3.Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок государственному Заказчику не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на процедуру определения победителя аукциона.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены комиссии: Р.Г. Осипов
С.И. Казарин
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 июня 2017 г. N 2-57-6252/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2017