Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 14 июня 2017 г. N КС-123/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание комиссии: |
Н.С. Ивановой |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
членов комиссии:
|
Ю.К. Быстровой
Л.В. Шевченко
|
старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
С участием представителей заявителя - ООО "КР Пром" (далее - Заявитель) - Е.С. Старчиковой (представитель по доверенности); В.В. Соловьева (представитель по доверенности); заказчика - АО "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" (далее - Заказчик) - З.А. Шевчук (представитель по доверенности), В.В. Любецкого (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона "Поставка двухстоечного продольного строгально-фрезерного станка с числовым программным управлением в количестве 1 (одного) комплекта, выполнение в отношении станка монтажных, пусконаладочных работ, а также проведение обучения персонала заказчика по эксплуатации и обслуживанию станка" (извещение N 2035000000117000002) (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 06.06.2017 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
Заказчик в документации об Аукционе в пункте 19 информационной карты "Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ и услуг, соответственно выполняемых и оказываемых иностранными лицами", установил запрет - "Данное оборудование попадает под запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств согласно Постановления Правительства РФ от 14.01.2017 г. N 9 "Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства".
В пункте 26 информационной карты "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" в требованиях к составу второй части заявки на участие в электронном аукционе в подпункте 9 установлено требование о предоставлении документов, "подтверждающих соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ о контрактной системе, или копии этих документов".
Заявитель полагает, что установленный запрет и требование являются необоснованными и незаконными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе должна содержать всю указанную заказчиком в аукционной документации информацию, а именно документы, подтверждающие соответствие такого участника и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, если такие условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или заверенные копии таких документов.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ N 9 от 14.01.2017 установлен запрет на допуск товаров по перечню согласно приложению и товаров, происходящих из государств - членов ЕЭС, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением членов ЕЭС), для целей осуществления закупок, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории ЕЭС отсутствуют.
Таким образом, указанный запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, распространяется для целей осуществления закупок товаров для нужд обороны страны и безопасности государства.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон о государственном оборонном заказе) установлено, что государственный оборонный заказ - установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона о государственном оборонном заказе государственный заказчик государственного оборонного заказа - федеральный орган исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", обеспечивающие поставки продукции по государственному оборонному заказу.
АО "ПСЗ "Янтарь" не является государственным заказчиком по государственному оборонному заказу.
На основании выше изложенного, Заявитель считает, что Заказчик неправомерно и необоснованно установил в аукционной документации запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств согласно Постановления Правительства РФ от 14.01.2017 г. N 9, в связи с чем, в пункте 26 информационной карты "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" неправомерно и необоснованно установлено требование к составу второй части заявки на участие в электронном аукционе в подпункте 9 о предоставлении документов, "подтверждающих соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ о контрактной системе, или копии этих документов".
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
В соответствии с пунктом 3 статьи Закона о контрактной системе в разделе II документации об Аукционе (информационная карта) установлены запреты и ограничения на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств (пункт 19 Информационной карты).
На основании пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации N 9 от 14.01.2017 "Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" подтверждением отсутствия на территории Российской Федерации товаров отраслей промышленности, нормативно - правовое регулирование в сфере которых осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, является заключение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации об отсутствии производства на территории Российской Федерации этих товаров, выдаваемое в установленном указанным Министерством порядке с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 "О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации", в адрес Минпромторг РФ было направлено "Заявление о выдаче заключения об отсутствии на территории Российской Федерации производства товара, в отношении которого требуется подтверждение отсутствия их производства на территории Российской Федерации".
По результатам рассмотрения вышеуказанной заявки от Минпромторг РФ получено "Уведомление об отсутствии возможности выдачи заключения об отсутствии производства на территории Российской Федерации ...".
В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации N 9 от 14.01.2017 для целей применения постановления под закупками товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства понимаются закупки товаров, работ (услуг) в целях выполнения мероприятий государственных программ Российской Федерации, долгосрочных (федеральных) целевых программ в области обороны страны и безопасности государства, государственной программы вооружения, иных мероприятий в рамках государственного оборонного заказа, а также закупки товаров, работ (услуг) для выполнения функций и полномочий заказчиков, непосредственно связанных с обеспечением обороны страны и безопасности государства.
Закупочная процедура N 2035000000117000002 проводится в рамках реализации ФЦП-1 (п. 4 Информационной карты).
На основании вышеизложенного Заказчик просит признать жалобу Заявителя необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
29.05.2017 Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении Аукциона, а также аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта - 204 575 880,00 рублей.
Пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются:
- условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В силу пункта 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пункт 19 раздела II "Информационная карта" Аукциона (далее - Информационная карта) содержит следующую информацию: "Данное оборудование попадает под запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств согласно Постановлению Правительства РФ от 14.01.2017 N 9 "Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства". Подтверждением производства поставляемого оборудования на территории Российской Федерации является "Акт экспертизы о соответствии товаров требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в российской федерации, установленным приложением к постановлению правительства российской федерации от 17.07.2015 N 719 "О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в российской федерации", выдаваемый в соответствии с Приказом Минпромторга РФ от 03.03.2016 N 609, либо документация в соответствии с "Соглашением от 20 ноября 2009 года о правилах определения страны происхождения товаров в содружестве независимых государств" в случае производства оборудования на территории государств - членов Евразийского экономического союза".
Согласно пункту 7 Постановления Правительства РФ от 14.01.2017 N 9 "Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - постановление N 9) для целей применения настоящего постановления под закупками товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства понимаются закупки товаров, работ (услуг) в целях выполнения мероприятий государственных программ Российской Федерации, долгосрочных (федеральных) целевых программ в области обороны страны и безопасности государства, государственной программы вооружения, иных мероприятий в рамках государственного оборонного заказа, а также закупки товаров, работ (услуг) для выполнения функций и полномочий заказчиков, непосредственно связанных с обеспечением обороны страны и безопасности государства.
В ходе заседания Комиссии представителями Заказчика представлена информация, согласно которой Заказчик осуществляет рассматриваемую закупку в рамках Федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2011-2020 годы".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчик в документации об Аукционе вправе установить запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства", так как выполняет функцию и полномочия заказчика, непосредственного связанного с обеспечением обороны страны и безопасности государства.
Доказательств обратного сторонами не представлено. На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
Согласно пункту 2 Постановления N 9 установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренных приложением к настоящему постановлению, для целей осуществления закупок товаров для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров на территории Российской Федерации отсутствует.
Приложение к Постановлению N 9 содержит перечень товаров (наименования), происходящих из иностранных государств с обозначением их кода в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
Извещение о проведении Аукциона, сформированное на официальном сайте содержит следующую информацию:
Наименование товара, работы, услуги |
Код по ОКДП2 |
Поставка двухстоечного продольного строгально-фрезерного станка с числовым программным управлением в количестве 1 (одного) комплекта, выполнение в отношении станка монтажных, пусконаладочных работ, а также проведение обучения персонала заказчика по эксплуатации и обслуживанию станка |
28.41.40.000
|
Согласно "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (ОКДП2) подкатегории 28.41.40.000 соответствует следующая продукция: "Части и принадлежности станков для обработки металлов".
Подкатегория 28.41.40.000, указанная в извещении о проведении Аукциона, отсутствует в списке, включенном в приложение к Постановлению N 9.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что на товар с кодом по ОКДП2 28.41.40.000, не распространяются положения Постановления N 9.
Таким образом, действия Заказчика в части установления в пункте 19 Информационной карты запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, являются нарушением пункта 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "КР Пром" необоснованной.
2. Признать заказчика - АО "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" нарушившим пункт 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушения Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Ведущий заседание комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены комиссии: |
|
Ю.К. Быстрова
Л.В. Шевченко
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 14 июня 2017 г. N КС-123/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2017