Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 июня 2017 г. N 2-57-6459/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - Начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
при участии представителей ГБУ "Жилищник района Отрадное": А.Ю. Савчука, Н.А. Зиминой, а также представителя ООО "ИнвестПроект": Г.С. Недилько,
рассмотрев жалобу ООО "ИнвестПроект" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Жилищник района Отрадное" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по благоустройству и озеленению территории по адресу: долина реки Лихоборки, Нововладыкинский проезд, парк Отрада (Закупка N 0373200017517000397) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/27916/17 от 07.06.2017).
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в технической части аукционной документации неправомерно установлены требования к показателям товаров, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, а именно установлены неправомерные требования к следующим товарам: "Растворы", "Геосетка", "Клей плиточный", "Скамейка", "Лак пентафталевый", Крошка каучуковая гранулированная", "Полиуретановое связующее", "Щебень из естественного камня для дорожных работ", "смеси бетонные", "Пленка полиэтиленовая", "Горячекатаная арматурная сталь гладкая", "Краска огнезащитная", "Эмаль пентафталевая", "Электроды", "Профиль стальной квадратный".
Так например, Заказчиком установлено требование о предоставлении участниками закупки в первых частях заявки конкретного значения времени высыхания до степени 3 при температуре (202) °С и стойкости покрытия при температуре (20
2) °С к статическому воздействию воды товара "Эмаль пентафталевая", что по мнению Комиссии Управления является неправомерным, поскольку, в силу таблицы 1 и п.3 "Методы испытаний" ГОСТ 6465-76 "Эмали ПФ-115. Технические условия" конкретные значения определяются по результатам испытаний конкретной партии товара после его производства. При этом, такие параметры как "время высыхания до степени 3 при температуре (20
2) °С" и "стойкость покрытия при температуре (20
2) °С к статическому воздействию воды" установлены в зависимости от сорта и цвета эмали. Таким образом, при указании участником закупки сорта и цвета эмали, а также с учетом выраженного согласия участника закупки на использование при выполнении работ товаров на условиях аукционной документации и соответствующего требованиям ГОСТ 6465-76, Заказчику заведомо известны показатели таких характеристик как например "время высыхания до степени 3 при температуре (20
2) °С" и "стойкость покрытия при температуре (20
2) °С к статическому воздействию воды" и установление Заказчиком в технической части аукционной документации требований к указанному параметру носит необъективный характер, а также установлено излишнее требование к виду поставки сырья из которого изготавливается товар "Профиль стальной квадратный".
Таким образом, установленные Заказчиком требования к вышеуказанным товарам могут препятствовать заполнению заявки на участие в электронном аукционе, поскольку, конкретные значения требуемых характеристик не предоставляются производителями товаров в открытом доступе и могут стать известны потребителю только после проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
В составе жалобы Заявитель также указывает на установление в технической части аукционной документации неправомерных требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, могут вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, а также не позволяют определить потребность Заказчика, а именно:
· по п. "Доски из лиственницы для покрытия пола" Заказчиком устанолвено следующее требвание: "Поверхности: должны быть антисептированными. Антисептированные поверхности не должны иметь пропусков защитного покрытия", при этом, в противоречие вышеуказанному требованию Заказчиком также установлено, что обработка антисептическими защитными пропитками может отсутствовать, а также установлено неправомерное требование к классу досок, при этом, ГОСТ 8242-88 которому должен соответствовать данный товар не нормирует такой показатель как "класс" досок.
· п. "Сталь листовая холоднокатаная с дифференцированным цинковым покрытием": толщина: от 2,8* до 3,0* мм, что согласно доводам жалобы является неправомерным, поскольку согласно п.2.1 ГОСТ 14918: "Оцинкованную сталь изготовляют шириной от 710 до 1800 мм включительно, толщиной от 0,5 до 2,5 мм включительно".
· п. "Шурупы": Диаметр резьбы: 2,5, 5, 8, 10 мм; Шаг резьбы: от 1,8* до 4,7* мм, что также является неправомерным, поскольку, в силу ГОСТ 1147-80, ГОСТ 1145-80, ГОСТ 1144-80, ГОСТ 1146-80 для шурупов с диаметром резьбы 2,5 шаг резьбы составляет 1,250,2 мм.
· по п. "Удобрение комплексное, минеральное" установлены противоречивые требования к одному и тому же параметру, что не позволяет определить потребность Заказчика а именно: "внешний вид: должен представлять собой гранулы или кристаллы белого цвета или слегка окрашенные" и "Внешний вид: должен представлять собой мелкие кристаллы [серовато-белого] цвета или мелкие зерна различных оттенков [красно-бурого] цвета".
· п. "Пропан -бутан газообразный": марка ПБТ; ПТ; БТ, что вводит участников закупки в заблуждение, поскольку, в силу ГОСТ Р 52087-2003 марка ПБТ обозначает пропан-бутан технический, марка ПТ обозначает пропан технический, а марка БТ обозначает бутан технический, при этом, согласно наименования товара Заказчику требуется пропан -бутан газообразный.
· п. "Бруски хвойных пород обрезные": Ширина: 150 мм; Толщина: от 130* до 150* мм, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет определить потребность Заказчика, поскольку, согласно ГОСТ 18288 брусок - это пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины.
· п. "Горячекатаная арматурная сталь периодического профиля": Номер профиля: от 25* до 28*; Описание: представляет собой круглые профили с двумя продольными ребрами и поперечными выступами, идущими по однозаходной и/или по трехзаходной винтовой линии; Вид: в стержнях или мотках, что также согласно доводам Заявителя является неправомерным и противоречит ГОСТ 5781-82 согласно п.1.7 которого арматурная сталь периодического профиля представляет собой круглые профили с двумя продольными ребрами и поперечными выступами, идущими по трехзаходной винтовой линии. Для профилей диаметром 6 мм допускаются выступы, идущие по однозаходной винтовой линии, диаметром 8 мм - по двухзаходной винтовой линии, кроме того, согласно п.1.12 требуемую сталь не изготавливают в мотках.
· п. "Профиль стальной квадратный": Высота профиля: 60, 80 мм; Ширина профиля: от 30 мм; Вид сечения: должен быть прямоугольный, что согласно доводам жалобы вводит участников закупки в заблуждение, поскольку, у квадратного профиля высота должна быть равна ширине, в то время как документация позволяет указать не соответствующие значения, кроме того, участникам закупки не представляется возможным определить какой профиль необходим Заказчику квадратный или прямоугольный.
· п. "Грунтовка глифталевая": Растворитель: Сольвент; смесь сольвента с уайт-спиритом; ксилол; смесь ксилола с уайт-спиритом; Способ нанесения: Методом пневматического и безвоздушного распыления, распылением в электрополе, струйным обливом, окунанием, кистью, что согласно доводам Заявителя является неправомерным и противоречит ГОСТ 25129-82 согласно п.1.3 которого для окраски изделий распылением в электрополе грунтовку разбавляют разбавителем РЭ-4В (ГОСТ 18187).
· п. "Шкурка шлифовальная бумажная": Зернистость: от М40 до 50; Размер рулона: длина: Не более 30 м, что согласно доводам жалобы противоречит ГОСТ 6456-82 согласно таблице 1 которого шкурки с требуемой Заказчику длиной не выпускаются.
· п. "Болт самоанкерующийся распорный": Номинальный диаметр резьбы: от восьми до 14 мм; длина болта: более тридцати мм; длина резьбы: менее двухсот пятидесяти мм; длина заклинивающего элемента: менее ста восьмидесяти мм, что вводит участников закупки в заблуждение, поскольку, в силу ГОСТ 28778 минимальная длина болта соответствующая требованиям документации составляет 100 мм, максимальная длина резьбы составляет 50 мм, а максимальная длина заклинивающего элемента составляет 75 мм, в то время как документация позволяет указать не соответствующие значения.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований к используемым при выполнении работ товарам вышеуказанным образом.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам, используемым при оказании услуг установлены в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
На основании п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком в технической части аукционной документации неправомерно установлены требования к товарам, которые не являются объектом закупки и не включены в местный расчет, а именно такие товары как "Алмазный отрезной диск" "Пропан-бутан газообразный", "Шпагат пеньковый для подвязки деревьев", Пленка полиэтиленовая", "Электроды", "Шкурка шлифовальная", "Кислород технический газообразный".
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные товары являются объектом закупки, используются при выполнении работ, а также предоставил локальный сметный расчёт в котором учтены вышеуказанные товары.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобы, а также на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. В составе жалобы Заявитель также указывает на установление в технической части аукционной документации неправомерных требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, могут вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, а также не позволяют определить потребность Заказчика, а именно:
· п. "Шайбы пружинные": Номинальный диаметр резьбы болта, винта, шпильки: 16, 24, 30, 36 мм; Внутренний диаметр: от 16,3* до 37,5* мм, что согласно доводам жалобы противоречит ГОСТ 6402-70 согласно таблице которого максимальный диаметр при номинальном диаметре 36 мм может быть 36,5 мм.
На заседании Комиссии Управления относительно вышеуказанного представитель Заказчика пояснил, что согласно таблице ГОСТ 6402-70 для при номинальном диаметре 36 мм допускается отклонение диаметра +1,00, таким образом участникам закупки представляется возможным указать внутренний диаметр 37,5 мм.
· п. "Поручни хвойных пород": Длина детали: от 2000* до 6000* мм; Толщина детали: 40 мм, что согласно доводам Заявителя является неправомерным и противоречит ГОСТ 8242-88 согласно п.1.2 которого минимальная длина поручней (остальных деталей) должна быть от 2100 мм.
На заседании Комиссии Управления относительно вышеуказанного представитель Заказчика пояснил, что по вышеуказанным размерам изготавливаются поручни при отсутствии спецификации, о че также указано в п.1.2 ГОСТ 8242-88, таким образом возможно изготовление требуемого товара с указанными в документации размерами.
· п. "Уличный тренажер "Гребная тяга": Несущая конструкция: Труба круглого сечения; Характеристики несущей трубы: Диаметр должен быть более 110 мм, толщина стенки не менее 4 мм, прямоугольного сечения 80х40х2,5 мм, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет определить потребность Заказчика, поскольку, несущая труба не может быть одновременно круглой и прямоугольной.
На заседании Комиссии Управления относительно вышеуказанного представитель Заказчика пояснил, что несущие конструкции для тренажеров изготавливают одновременно из круглых и прямоугольных труб, что также подтверждается данными производителей.
· п. "Камни бортовые": Описание: должны быть бетонные и железобетонные бортовые камни, изготовляемые из мелкозернистого и тяжелого бетонов по ГОСТ 26633 в климатическом исполнении УХЛ по ГОСТ 15150, предназначенные для отделения проезжей части улиц и дорог от тротуаров, газонов, площадок; Длина х Высота х Ширина: 1000х300х150; 1000х500х180 мм, что по мнению Заявителя также является неправомерным, поскольку, согласно п.1.2.5 ГОСТ 6665-91: "Камни длиной 1,0 м из мелкозернистого бетона следует изготовлять по технологии вибропрессования или другой технологии, обеспечивающей физико-механические характеристики по настоящему стандарту. Камни длиной 3,0 и 6,0 м следует изготовлять из тяжелого бетона, армированными. Примечание. Камни длиной 1,0 м из тяжелого бетона допускалось изготавливать до 01.01.96".
На заседании Комиссии Управления относительно вышеуказанного представитель Заказчика пояснил, что данные камни включены в расценки сметных программ, а также изготавливаются широким рядом производителей, что подтверждается данными производителей.
Также в составе жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчиком установлено требование о соответствии товара "Гайки шестигранные класса точности В" государственному стандарту ГОСТ 5915-70, что является неправомерным, поскольку данный стандарт утратил силу с января 2017 года.
В составе жалобы, а также на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов, подтверждающих обоснованность вышеуказанных доводов жалобы, а именно отсутствуют доказательства невозможности формирования первой части заявки в соответствии с вышеуказанными требованиями документации, а также не представлено документов свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные доводы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ИнвестПроект" на действия ГБУ "Жилищник района Отрадное" обоснованной в части установления неправомерных требований к следующим товарам: "Растворы", "Геосетка", "Клей плиточный", "Скамейка", "Лак пентафталевый", Крошка каучуковая гранулированная", "Полиуретановое связующее", "Щебень из естественного камня для дорожных работ", "смеси бетонные", "Пленка полиэтиленовая", "Горячекатаная арматурная сталь гладкая", "Краска огнезащитная", "Эмаль пентафталевая", "Электроды", "Профиль стальной квадратный", "Профиль стальной квадратный", "Доски из лиственницы для покрытия пола", "Сталь листовая холоднокатаная с дифференцированным цинковым покрытием", "Шурупы", "Удобрение комплексное, минеральное", "Пропан -бутан газообразный", "Бруски хвойных пород обрезные", "Горячекатаная арматурная сталь периодического профиля", "Профиль стальной квадратный", "Грунтовка глифталевая", "Шкурка шлифовальная бумажная", "Болт самоанкерующийся распорный".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии Е.А. Исаева
Члены комиссии Р.Г. Осипов
Д.С. Грешнева
Исп. Грешнева Д.С.
(495) 784-75-05 доб. 187
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 июня 2017 г. N 2-57-6459/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2017