Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 13 июня 2017 г. N ВП-91/17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
"_"
Рассмотрев обращение ООО "Весна", перенаправленное Следственным управлением Следственного комитета Республики Башкортостан, содержащее информацию о признаках нарушения Заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Республиканская клиническая психиатрическая больница N1 Министерства здравоохранения Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупок на предоставление услуг по организации питания пациентов на 2017 год и в соответствии с п.2 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан N 306 от 06.06.2017 года,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан 05.06.2017 года (вх.N7156) поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения положений Заказчиком Закона о контрактной системе.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Законом о контрактной системе предусмотрено, что контроль в сфере закупок осуществляют органы контроля в пределах их полномочий.
В рамках наделенных полномочий, Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) осуществило проверку процедуры осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), по итогам которой Заказчиком и ООО Первая аутсорсинговая компания по организации лечебного питания "Диет-групп 2009" 28.04.2017 года заключен гражданско-правовой договор N184/ЕП на предоставление услуг по организации питания пациентов в ГБУЗ РКПБ N1 МЗ РБ.
Частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе определено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно п.3 ст.13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, в том числе для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с п.1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.
В соответствии с ч.1 ст.24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу ч.5 ст.24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Комиссией установлено, что Заказчиком осуществлена закупка у единственного исполнителя в лице ООО Первая аутсорсинговая компания по организации лечебного питания "Диет-групп 2009" согласно п.9 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе.
Пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе определено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.
Согласно ч.3 ст.93 Закона о контрактной системе в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта.
Кроме того, в соответствии с ч.2 ст.93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п.9 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (применительно к рассматриваемому случаю).
К этому уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения.
Таким образом, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п.9 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе Заказчик обязан обосновать:
- во-первых, невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта - в документально оформленном отчете;
- во-вторых, заключение контракта с единственным подрядчиком - в уведомлении о закупке, направляемом не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта в контрольный орган.
Положения п.9 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе связывают возможность осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с наличием юридически значимых обстоятельств, в том числе в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, когда применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
Согласно имеющегося в материалах дела отчета Заказчика о невозможности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) следует, что Заказчиком принято решение об осуществлении закупки таким способом ввиду наложения Арбитражном судом Республики Башкортостан обеспечительных мер на проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием и возможного затяжного судебного процесса, и, как следствие, отсутствия гражданско-правового договора по организации услуг питания пациентов на май-июль. Также, данный отчет содержит указание на ст.19, ст.39 Федерального закона от 21.11.2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", приказ Минздрава России от 05.08.2003 года N330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации", приказ Минздрава России от 21.06.2013 года N 395н "Об утверждение норм лечебного питания".
В соответствии с ч.1 ст.32 Федерального закона от 21.11.2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - 323-ФЗ) медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.
Пунктами 1 и 2 ч.4 ст.32 323-ФЗ даны определения формам оказания медицинской помощи, а именно:
1) экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;
2) неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.
Между тем, предоставление услуг питания не входит в определение медицинской помощи, оказываемой в экстренной либо в неотложной форме.
Более того, рассматриваемый случай в силу ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации не может быть отнесен и к обстоятельствам непреодолимой силы. Из правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 21.06.2012 года N 3352/12, следует, что юридическая квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии совокупности ее существенных характеристик: чрезвычайности и непредотвратимости. Под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость.
Таким образом, из представленных Заказчиком на заседании Комиссии документов, не следует, что обстоятельства, приведенные Заказчиком, обладают свойствами непреодолимости, необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме и являются основанием для заключения гражданско-правового договора, по результатам осуществления закупки у единственного исполнителя.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, заключившего гражданско-правовой договор по результатам осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), нарушают ч.5 ст.24 и п.1 ч.9 ст.93 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Необходимо отметить, что ч.2 ст.93 Закона о контрактной системе определен перечень случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при которых заказчики обязаны размещать извещение об осуществлении такой закупки. Вместе с тем, в случае осуществления закупки по п.9 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, размещение извещения не предусмотрено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь п.2 ч.15 ст.99, ст.112 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. В действиях Заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Республиканская клиническая психиатрическая больница N1 Министерства здравоохранения установлены нарушения ч.5 ст.24 и п.1 ч.9 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Заказчику предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не может быть выдано ввиду заключения гражданско-правового договора.
3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 13 июня 2017 г. N ВП-91/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2017