Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 июня 2017 г. N 2-57-6514/77-17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
а также Комиссии Управления в составе:
Начальника отдела проверок государственных закупок С.С. Бугримовой,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Д.А. Сологова,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГКБ Им. С.С. Юдина ДЗМ": Степаненко В.Н., Денисюка А.А.,
ООО "Строительная компания Атюс": Ханжина П.В.,
рассмотрев жалобу ООО "Строительная компания Атюс" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ Им. С.С. Юдина ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию и ремонту вычислительной техники ГБУЗ "ГКБ им. С.С. Юдина ДЗМ" в 2017-2018 годах (Закупка N 0373200027417000092) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 08.06.2017 NМГ/28172/17 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. По мнению Заявителя инструкция по заполнению содержит противоречивые положения чтения слов и символов при их одновременном использовании.
Комиссией Управления установлено, что инструкция по заполнению первых частей заявки содержит следующие положения:
- Если в графе "Требуемое значение" заказчиком перечислено несколько значений показателя товара, разделенных знаком "," (запятая), то участнику закупки следует указать в заявке все перечисленные значения, поскольку заказчику необходимы все перечисленные виды (типы) такого товара;
- Если в графе "Требуемое значение" заказчиком перечислено несколько значений показателя товара, разделенных знаком ";" (точка с запятой), то участнику закупки следует указать в заявке все перечисленные значения, поскольку заказчику необходимы все перечисленные виды (типы) такого товара;
- Если в графе "Требуемое значение" заказчиком перечислено несколько значений показателя товара, разделенных союзом "и", то участнику закупки следует указать в заявке все перечисленные значения, поскольку заказчику необходимы все перечисленные виды (типы) такого товара;
- В случае, если требуемое значение параметра товара сопровождается словом "от", то участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему. В случае, если требуемое значение параметра товара сопровождается словом "до", участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему;
- В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами "от" и "до", то участнику закупки необходимо предоставить диапазон значений включая крайние значения".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что для предоставления всех перечисленных значений, требования к которым установлены документацией об аукционе, предусмотрено несколько различных положений инструкции, а также установлено различное значение для условных обозначений, имеющих один и тот же смысл, что может вводить участников закупки в заблуждение и нарушает п.1 ч.1 ст.33 и п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводу жалобы, Заказчиком в проекте контракта неправомерно установлено требование о направлении письменного требования Исполнителем для возврата денежных средств.
В силу ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Комиссией Управления установлено, что в проекте контракта указано следующее: "Денежные средства возвращаются Исполнителю Заказчиком в течение 10 (десяти) банковских дней со дня получения Заказчиком соответствующего письменного требования Исполнителя по истечении срока действия данного обеспечения при условии надлежащего исполнения Исполнителем всех его обязательств по Контракту, а также всех обязательств Исполнителя по возмещению убытков и уплате неустоек (штрафов, пеней), которые возникли из юридических фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств по Контракту. Денежные средства возвращаются на банковский счет, указанный Исполнителем в этом письменном требовании".
Комиссия Управления приходит к выводу, что данное положение проекта контракта нарушает ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе, поскольку Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность включать в проект контракта условия осуществления возврата денежных средств Исполнителю путем направления Исполнителем письменного требования и при условии исполнения Исполнителем всех обязательств по возмещению убытков и уплате неустоек.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком размещена аукционная документация в формате, создающем препятствия при подготовке заявок на участие в аукционе, поскольку не позволяет надлежащим образом осуществить копирование произвольных фрагментов текста.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Порядок пользования единой информационной системой в сфере закупок (далее - Порядок, ЕИС) утвержден приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 N 26н.
Согласно пункту 1.2 Порядка в ЕИС размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip.
Правила функционирования ЕИС (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1414.
Согласно подпункту "л" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта ЕИС должны обеспечивать возможность поиска пользователями официального сайта ЕИС текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте ЕИС, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов.
Одновременно с этим в соответствии с ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления в ЕИС без взимания платы.
Таким образом, вышеуказанные положения Закона о контрактной системе устанавливают обязательность доступности вышеуказанной информации для ознакомления в ЕИС.
Вышеуказанная позиция подтверждается письмом Министерства экономического развития Российской Федерации NД28и-1299 от 23.05.2016.
Комиссией Управления установлено, что размещенная Заказчиком на официальном сайте аукционная документация создает препятствия при осуществлении копировании и поиска произвольных фрагментов текста, что нарушает п.1 ч.1 ст.33, ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об аукционе установлены неправомерные требования к товарам: например, такие как:
- п. "Винты с цилиндрической головкой (Тип 5)": Форма головки винта должна быть цилиндрическая; номинальный диаметр резьбы винта 4 или 5; диаметр головки винта 7,0 или 8,5; высота головки винта 2,6 или 3,3; длина винта 9 и 12.
При этом, в аукционной документации предусмотрено требование о необходимости соответствия предлагаемых для выполнения товаров требованиям конкретных ГОСТ, в частности, ГОСТ 1491-80 "Винты с цилиндрической головкой классов точности A и В. Конструкция и размеры".
Комиссией Управления установлено, что согласно ГОСТ 1491-80 в условное обозначение для винтов с цилиндрической головкой входят обозначения "Номинальный диаметр резьбы" и "длина винта". Кроме того, Значения показателей "диаметр головки винта" и "высота головки винта" определяются согласно данному ГОСТ и напрямую зависят от номинального диаметра резьбы винта и длины винта. Таким образом, установление Заказчиком в технической части аукционной документации требований к указанным параметрам товара носят необъективный и избыточный характер, что нарушает п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
5. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при оказании услуг.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком в Форме 2 установлены требования к необходимым для выполнения работ товарам, такие как:
- п. "Шпатлевка масляно - клеевая универсальная": Расход на 1 квадратный метр 1,5 - 1,7;
- п. "Грунтовка": расход на 1квадратный мн 200 - 250;
- п. "Кабель силовой. Тип 1": Предельно допустимая t° нагрева жил при эксплуатации от +70; Допустимый нагрев жил кабелей в аварийном режиме от +80; Максимально допустимая t° жил при коротком замыкании не ниже +160; Предельная температура токопроводящих жил кабелей по условию невозгорания кабеля при коротком замыкании не ниже +400; Минимально допустимый радиус изгиба при прокладке не менее 7,5;
- п. "не менее 7,5": "Предельно допустимая t° нагрева жил при эксплуатации от +70. Допустимый нагрев жил кабелей в аварийном режиме от +80. Максимально допустимая t° жил при коротком замыкании (4 сек.) не ниже +160. Снижение светопроницаемости при горении и тлении 40. Минимально допустимый радиус изгиба при прокладке не менее 7,5;
- п. "Кабель силовой. Тип 5": "Предельно допустимая t° нагрева жил при эксплуатации от +70. Допустимый нагрев жил кабелей в аварийном режиме от +80. Максимально допустимая t° жил при коротком замыкании (4 сек.) не ниже +160. Предельная температура токопроводящих жил кабелей по условию невозгорания кабеля при коротком замыкании не ниже +400. Снижение светопроницаемости при горении и тлении 40. Минимально допустимый радиус изгиба при прокладке не менее 7,5;
- п. "Ацетон": "Температура вспышки минус 18; Плотность: 0,790-0,791; Концентрационные пределы распространения пламени (воспламенения) (по объему): 2,7; 13;
- п. "Кабель силовой. Тип 4": Предельно допустимая t° нагрева жил при эксплуатации от +70; Допустимый нагрев жил кабелей в аварийном режиме от +80; Максимально допустимая t° жил при коротком замыкании (4 сек.) не ниже +160; Минимально допустимый радиус изгиба при прокладке не менее 7,5;
- п. "Припой": Удельное электросопротивление 0,120 или 0,139 или 0,159. Теплопроводность 0,100 или 0,120 или 0,130;
- п. "Кабель силовой. Тип 3": Предельно допустимая t° нагрева жил при эксплуатации от +70; Допустимый нагрев жил кабелей в аварийном режиме от +80; Максимально допустимая t° жил при коротком замыкании (4 сек.) не ниже +160; Снижение светопроницаемости при горении и тлении 40; Минимально допустимый радиус изгиба при прокладке не менее 7,5.
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов, а также доказательств, что вышеуказанные характеристики товаров предоставляется возможным указать в составе первой части заявки без проведения лабораторных испытаний.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строительная компания Атюс" на действия ФГУП "РОСТЭК" обоснованной в части неправомерных и избыточных требований к товарам, а также положений инструкции.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председательствующий Е.А. Исаева
Комиссия Управления в составе:
Начальник отдела проверок
государственных закупок С.С. Бугримова
Ведущий специалист-эксперт отдела
обжалования государственных закупок Д.А. Сологов
Исп. Сологов Д.А.(495) 784-75-05 доб. 180
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 июня 2017 г. N 2-57-6514/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2017