Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 20 июня 2017 г. N 05-130/17
резолютивная часть решения объявлена 20.06.2017 г.
в полном объеме решение изготовлено 22.06.2017 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствии Общества с ограниченной ответственностью "Макс" (далее - ООО "Макс", заявитель), надлежащим образом извещенного о дате и месте рассмотрения жалобы уведомлениями N05/1657 от 14.06.2017 г., N05/1712 от 19.06.2017 г., в том числе путем размещения в единой информационной системе информации о рассмотрении жалобы, на рассмотрение представители не явились, представившего ходатайство о рассмотрении поданной жалобы в отсутствие представителя ООО "Макс" в связи с нахождением в командировке;
при участии:
от Министерства природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики (далее - заказчик) , действующей на основании доверенности N27-35/2454 от 16.06.2017 года,
рассмотрев жалобу ООО "Макс" на действия заказчика при проведении закупки способом электронного аукциона N0304200015617000018 "Выполнение работ по рекультивации сухого пляжа хвостохранилища" (далее - аукцион), руководствуясь статьями 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014 г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ООО "Макс" на действия заказчика при проведении аукциона.
Согласно жалобе заявителя, в документации об аукционе заказчиком установлены требования в части описания объекта закупки и инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе с нарушением положений Закона о контрактной системе и положений письма ФАС России от 01.07.2016 г. NИА/44536/16, в качестве примера заявитель ссылается на позиции 13 "Щебень", 38 "Грунтовка" требования к материалам документации об аукционе, кроме того, заявитель обращает внимание на положения инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе, где прописано, что "Информация, представленная в столбцах "НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ" и "ЗНАЧЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ НЕ МОГУТ ИЗМЕНЯТЬСЯ. ВАРИАТИВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ", является цельной характеристикой товара (материала) и читается как одно целое и указывает на то, что в требовании к материалам документации об аукционе отсутствуют столбцы. Также одним из доводов жалобы ООО "Макс" является то, что заказчиком требуется указание страны происхождения товара в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира и указывает на оговорку, содержащуюся в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе, а именно, "В случае установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, предоставленных участником в составе заявки на участие в аукционе, такой участник может быть отстранен заказчиком от участия в аукционе на любом этапе его проведения вплоть до заключения контракта", указав на то, что Закон о контрактной системе не предусматривает таких требований и отклонение по вышеуказанному основанию, как поясняет в своей жалобе заявитель, является незаконным.
На основании вышеизложенного, заявитель просит приостановить процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу; провести внеплановую проверку в отношении заказчика; выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
На рассмотрение жалобы, состоявшемся 19 и 20 июня 2017 года, представитель заказчика представил письменные пояснения для приобщения к материалам дела, согласно которым жалоба ООО "Макс" как и поступившие в адрес заказчика запросы о даче разъяснений положений документации об аукционе не содержат конкретных замечаний, а лишь сводится к упоминанию общей формулировки о наличии каких-то нарушений Закона о контрактной системе и положения письма ФАС России от 01.07.2016 г. NИА/44536/16. В требовании к материалам документации об аукционе содержится необходимый набор характеристик, установленных заказчиком в соответствии с действующими ГОСТами, и позволяющих участникам корректно идентифицировать товары, требуемые в рамках спецификации выполняемых работ. В части наличия в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе неточностей, связанных с указанием не имеющихся наименований столбцов, а также вводящих в заблуждение участников формулировок, как указано в пояснении заказчика, инструкция по заполнению перовой части заявки на участие в аукционе была переработана и размещена в единой информационной системе в сфере закупок в новой редакции. В части наличия в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе требования об указании страны происхождения товара в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира и содержащая оговорку о том, что "в случае установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, предоставленных участником в составе заявки на участие в аукционе, такой участник может быть отстранен заказчиком от участия в аукционе на любом этапе его проведения вплоть до заключения контракта" заказчиком поясняется, что в случае указания наименований стран, не соответствующих тем, что закреплены в официальных источниках, участник предоставит недостоверные сведения.
На основании вышеизложенного, просит признать жалобу ООО "Макс" необоснованной.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ООО "Макс", письменные пояснения заказчика, проанализировав пояснения представителя заказчика, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам:
26.05.2017 г. 19:36 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован электронный аукцион N0304200015617000018 "Выполнение работ по рекультивации сухого пляжа хвостохранилища" (извещение о проведении электронного аукциона - 26.05.2017 г. 19:36 ч.) для неограниченного круга лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации об аукционе. Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 43 300 000, 00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 26.05.2017 г. 19:36 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 30.06.2017 г. 12:00 ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 06.07.2017 г.; Дата проведения аукциона в электронной форме - 10.07.2017 г.
В рамках пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
Данные правила предполагают описание объекта закупки путем указания тех требований к товарам, которые изложены в стандартах на данный товар. Кроме того, такие требования должны носить объективный характер. Одновременно установлен запрет требования информации, обязанность представления которой ведет к ограничению количества участников.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, при формировании требования к материалам документации об аукционе заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
В пункте 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе определено, что при заключении контракта на выполнение работы, для выполнения которой используется товар, заявка на участие в аукционе, помимо прочего, должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе. Из совокупного анализа приведенных норм следует, что, устанавливая в документации о закупке требования к товарам, используемым при выполнении работ (минимальные значения, максимальные значения, значения, которые не могут изменяться, подлежащие конкретизации), заказчик, тем самым, определяет перечень сведений о товаре, которые должны быть указаны в составе заявки на участие в аукционе, иными словами - содержание заявки.
Часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе устанавливает запрет на требования от участников закупки документов и сведений, непредусмотренных частями 3, 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе также предусматривает запрет на установление требований к содержанию заявок, которые ограничивают круг участников. Данные требования направлены на достижение целей законодательства о контрактной системе, а именно: повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, а также соблюдение принципов, на которых основывается контрактная система (открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок).
Следовательно, требования документации об аукционе к товарам, используемым при выполнении работ, с учетом целей и принципов контрактной системы, должны носить объективный характер, быть направленными на обеспечение обоснованной потребности заказчика, не выходить за рамки стандартных требований для таких товаров, не допускать ограничения круга участников закупки, в том числе по причине невозможности подтверждения их соответствия требованиям документации об аукционе и действующим государственным стандартам. Применительно к товарам, используемым при выполнении работ, соблюдением правил описания объекта закупки является установление требований к товарам в соответствии с государственными стандартами, распространяющимися на данные товары.
Вместе с тем, устанавливая требования к материалам из которых изготавливается товар, используемый при выполнении работ, заказчик нарушает правила описания объекта закупки, запрашивает сведения, непредусмотренные статьей 66 Закона о контрактной системе, создает преимущества производителям таких товаров.
Так, по позициям 13, 14, 16, 22 "Щебень" требования к материалам документации об аукционе заказчиком установлено требование "Содержание пылевидных и глинистых частиц должно быть не более 2%". Государственным стандартом 8267-93 определяется щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Содержание пылевидных и глинистых частиц в щебне (гравии) определяют по изменению массы пробы после отмучивания пылевидных и глинистых частиц (размер частиц менее 0,05 мм).
По позиции 15 "Смесь песчано-гравийная природная" требования к материалам документации об аукционе заказчиком установлено требование "Удельная эффективность активности естественных радионуклидов песчано-гравийной смеси должна быть в диапазоне не шире 370_740 Бк/кг.".
Согласно ГОСТ 30108-94 "Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов" удельная эффективная активность естественных радионуклидов, это суммарная удельная активность естественных радионуклидов в материале, определяемая с учетом их биологического воздействия на организм человека по формуле и является нормативным требованием к производителю товара.
По позициям 17, 23 "Вода" требования к материалам документации об аукционе заказчиком установлено требование "Окисляемость воды должна быть до 15 мг/л.".
Согласно ГОСТ 23732-2011 "Вода для бетонов и строительных растворов. Технические условия" окисляемости воды определяются путем проведения испытаний.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что требования к материалам, установленные в документации об аукционе, предусматривают описание участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе помимо конкретных показателей товаров, необходимых при выполнении работ, конкретные показатели веществ и материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, а также конкретные показатели, полученные в результате технологических испытаний указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки на момент подачи заявки иметь в наличии товар, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе).
Согласно положениям письма ФАС России от 01.07.2016 г. NИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе предусмотрено, что предлагаемые материалы (товары) должны соответствовать требованиям государственных стандартов, в частности, ГОСТ 5915-70 "Гайки шестигранные класса точности В. Конструкции и размеры", ГОСТ 26633-2012 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия". Однако, согласно сведениям официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию метрологии ГОСТ5915-70 "Гайки шестигранные класса точности В. Конструкции и размеры" утратил силу на территории Российской Федерации; ГОСТ26633-2012 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" заменен на ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" с 01.09.2016 года. Соответственно, государственные стандарты ГОСТ5915-70, ГОСТ26633-2012, установленные заказчиком в документации об аукционе, применению на территории Российской Федерации не подлежат. Иное толкование положений пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе противоречило бы изначальному смыслу существования и предназначению в Российской Федерации системы метрологии и стандартизации; позволило бы заказчику произвольно, по собственному усмотрению устанавливать правила, разработка которых отменено к исключительной компетенции специализированных органов государственной власти.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).
Доводы заявителя относительно наличия в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе неточностей, связанных с указанием не имеющихся наименований столбцов, а также вводящих в заблуждение участников формулировок, а также в части наличия в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе требования об указании страны происхождения товара в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира не подтверждаются в связи с тем, что на момент рассмотрения жалобы ООО "Макс" Комиссией Кабардино-Балкарского УФАС России установлено, что путем внесения изменений от 09.06.2017 г. инструкция по заполнению перовой части заявки на участие в аукционе была переработана и размещена в единой информационной системе в сфере закупок в новой редакции.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Макс" обоснованной в части.
2.Признать в действиях Министерства природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики нарушения части 3 статьи 7, пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пунктов 1,2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.Выдать Министерству природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики, ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 20 июня 2017 г. N 05-130/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2017