Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 26 июня 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
рассмотрев жалобу ООО "Юла" (далее - Заявитель) на действия администрации Курганинского городского поселения Курганинского района (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в Курганинском городском поселении Курганинского района в целях реализации мероприятий подпрограммы "Строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Краснодарского края" государственной программы Краснодарского края "Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края" в 2017 году" (извещение N 0318300192817000038) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО "Юла" указывает, что Заказчиком установлены требования к описанию участниками закупки товаров, значения показателей которых определяются по результатам испытаний (позиции 1 "Асфальтобетонные смеси", 7 "Поковки", 9 "щебеночно-гравийно-песчаная смесь"); техническая часть аукционной документации размещена в формате, не обеспечивающем возможности поиска и копирования фрагментов текста, необходимого для заполнения заявки.
Представителями Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, заявка участника закупки, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представители Заказчика не согласны и считают, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - администрацией Курганинского городского поселения Курганинского района проводился электронный аукцион: "Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в Курганинском городском поселении Курганинского района в целях реализации мероприятий подпрограммы "Строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Краснодарского края" государственной программы Краснодарского края "Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края" в 2017 году" (извещение N 0318300192817000038).
Начальная (максимальная) цена контракта - 12 373 792,00 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пп. б) п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заказчиком в Приложении N 3 к разделу 2 "Описание объекта закупки" "Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении подрядных работ" аукционной документации установлены следующие требования к характеристикам товаров (материалов), в частности:
N п.п. |
Наименование товара |
Требования к характеристикам товаров (материалов) |
1 |
Асфальтобетонные смеси |
В зависимости от показателей физико-механических свойств и применяемых материалов требуемая асфальтобетонная смесь должна быть марки II. Физико-механические свойства требуемой асфапьтобетонной смеси должны соответствовать требуемой марке для II дорожно-климатической зоны |
7 |
Поковки |
На обрабатываемых поверхностях поковок допускаются отдельные дефекты без удаления, если глубина не превышает 75% фактического одностороннего припуска на механическую обработку для поковок, изготовляемых ковкой \ 50% для поковок, изготовляемых штамповкой. |
9 |
щебеночно-гравийно-песчаная смесь |
Наибольший размер зерен менее 120 мм. Содержание щебня должно составлять более 25%. |
Заказчиком по позиции 1 "Асфальтобетонные смеси" установлены требования к маркам смеси, которые должны быть обеспечены при выполнении конкретного вида работ. Использование конкретных марок асфальтобетонной смеси установлено технической документацией Заказчика. Марки асфальтобетонной смеси являются основными качественными характеристиками смеси.
Согласно п. 4.1.6 ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия" (далее - ГОСТ 9128-2013) смеси и асфальтобетоны в зависимости от показателей физико-механических свойств и применяемых материалов подразделяют на марки, указанные в таблице 1.
Таблица 1
Вид и тип смесей и асфальтобетонов |
Марка |
Горячие: |
|
- высокоплотные |
I |
- плотные типов: |
|
А |
I, II |
Б, Г |
I, II, III |
В, Д |
II, III |
- пористые |
I, II |
- высокопористые щебеночные |
I |
- высокопористые песчаные |
II |
Холодные: |
|
- типов: |
|
Бх, Вх |
I, II |
Гх |
I, II |
Дх |
II |
- высокопористые щебеночные |
I |
В соответствии с п. 4.1.9 ГОСТ 9128-2013 показатели физико-механических свойств высокоплотных и плотных асфальтобетонов из горячих смесей различных марок, применяемых в конкретных дорожно-климатических зонах, должны соответствовать указанным в таблице 4.
Наименование показателя |
Значение для асфальтобетонов марки |
||||||||
I |
II |
III |
|||||||
Для дорожно-климатических зон | |||||||||
I |
II, III |
IV, V |
I |
II, III |
IV, V |
I |
II, III |
IV, V |
|
Предел прочности при сжатии, при температуре 50 °С, МПа, не менее, для асфальтобетонов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- высокоплотных |
1,0 |
1,1 |
1,2 |
|
|
|
|
|
|
- плотных типов: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А |
0,9 |
1,0 |
1,1 |
0,8 |
0,9 |
1,0 |
- |
- |
- |
Б |
1,0 |
1,2 |
1,3 |
0,9 |
1,0 |
1,2 |
0,8 |
0,9 |
1,1 |
В |
- |
- |
- |
1,1 |
1,2 |
1,3 |
1,0 |
1,1 |
1,2 |
Г |
1,1 |
1,3 |
1,6 |
1,0 |
1,2 |
1,4 |
0,9 |
1,0 |
1,1 |
Д |
- |
- |
- |
1,1 |
1,3 |
1,5 |
1,0 |
1,1 |
1,2 |
Согласно п. 6.9 ГОСТ 9128-2013 на каждую партию отгруженной смеси потребителю выдают документ о качестве, в котором указывают обозначение настоящего стандарта и результаты испытаний, в том числе: вид, тип и марку смеси.
Документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, Заявитель не представил.
Таким образом, требования Заказчика, установленные по позиции 1 "Асфальтобетонные смеси" к маркам смеси не являются требованиями к показателю товара, значения которого определяются по результатам испытаний.
В соответствии с п. 4.9 ГОСТ 25607-2009 "Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия" при отгрузке потребителю каждую партию щебня и готовых смесей сопровождают документом о качестве, в котором указывают: наименование предприятия-изготовителя и его адрес; номер и дату выдачи документа; наименование и адрес потребителя; номер партии и количество материала; номера вагонов или номер судна и номера накладных; наименование материала; зерновой состав щебня и готовых смесей; содержание пылевидных и глинистых частиц и глины в комках; содержание зерен пластинчатой и игловатой формы в щебне (гравии); марку по дробимости щебня; марку по морозостойкости щебня; марку по водостойкости щебня; потерю массы при определении устойчивости структуры против железистого и силикатного распадов; марку щебня и готовых смесей по пластичности; содержание дробленых зерен в щебне из гравия; насыпную плотность; степень пучинистости (только для смесей, предназначенных для морозозащитных слоев); коэффициент фильтрации (по требованию заказчика); удельную эффективную активность естественных радионуклидов; обозначение настоящего стандарта.
Согласно п. 5.1 ГОСТ 25607-2009 щебень, используемый в качестве самостоятельного материала, а также щебень и гравий, входящие в состав смесей, испытывают по ГОСТ 8269.0.
Таким образом, содержание щебня в щебеночно-гравийно-песчаной смеси возможно определить только при наличии товара у участника закупки в момент подачи заявки и проведения соответствующих испытаний.
Аналогичные характеристики товара установлены Заказчиком по позиции 7 "Поковки".
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик товаров, таких как химический состав и подобных, определяемых по результатам испытаний, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.
Установленные Заказчиком требования к товарам затрудняют возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели поставляемых товаров, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии товаров и проведения соответствующих испытаний.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287) не отменен.
Таким образом, установленные Заказчиком требования к показателям, значения которых определяются посредством проведения испытаний, свидетельствует о нарушении п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 2 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Согласно ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
Приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 N26н утвержден порядок пользования Единой информационной системой в сфере закупок (далее - Порядок), устанавливающий правила пользования единой информационной системой участниками контрактной системы в сфере закупок, а также иными лицами, использующими единую информационную систему для реализации своих функций и полномочий, предусмотренных Законом о контрактной системе, а также физическими и юридическими лицами, в том числе участниками обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг, использующими информационный ресурс официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно требованиями п. 1.2 Порядка в единой информационной системе размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip. Размер каждого размещенного в единой информационной системе файла не должен превышать 50 МБ.
В силу п. 4.2 Порядка пользователям официального сайта единой информационной системы доступны следующие функции:
поиск и получение информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы;
просмотр информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
Подпунктами "а", "л", "м" пункта 14 Правил определено, что технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
Согласно позиции Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенной в письме от 23.05.2016 N Д28и-1299, необеспечение заказчиком возможности поиска и копирования фрагментов текста размещенной в ЕИС информации является ограничением для ознакомления с такой информацией, а также противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, в случае размещения заказчиком на официальном сайте технической части документации в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов при условии, что такой текст необходим для заполнения заявки, участнику закупки необходимо самостоятельно заполнять заявку в ручном режиме, что при наличии большого объема информации приводит к невозможности участников закупки заполнить заявку надлежащим образом в установленные сроки, поскольку требует больших временных затрат, и как следствие, является дополнительным барьером, приводит к ограничению количества участников закупки, а также к формальным ошибкам в заявках участников закупок.
Следовательно, информация, необходимая для заполнения заявки участниками закупки, в виде текста размещается на официальном сайте в читаемом формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространённых программ для просмотра ("документ в электронной форме").
Размещение технической части документации в файле, защищенном паролем, не позволяющем совершать действия по ознакомлению, копированию и выводу документа на печать без ввода пароля, не допускается.
Таким образом, если техническая часть документации о закупке, размещенная заказчиком на официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления - текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности поиска и копирования фрагментов, в случае, если такой текст необходимо использовать для заполнения заявки, то данное действие не соответствует части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе.
Заказчиком Приложение N 3 к разделу 2 "Описание объекта закупки" "Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении подрядных работ" аукционной документации размещено в формате (.pdf), позволяющем осуществить копирование фрагментов текста, при этом, возможность поиска информации отсутствует, что противоречит требованиям действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Юла" обоснованной в части установления требований к описанию участниками закупки товаров, значения показателей которых определяются по результатам испытаний (позиции 7 "Поковки", 9 "щебеночно-гравийно-песчаная смесь"), размещения технической части аукционной документации в формате, не обеспечивающем возможности поиска информации.
2. Признать в действиях Заказчика - администрации Курганинского городского поселения Курганинского района нарушение ч. 4 ст. 4, ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что администрации Курганинского городского поселения Курганинского района (единой комиссии) выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе N 557 от 26.06.2017 г. по делу N ЭА-1383/2017, повторное предписание не выдавать, материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 26 июня 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2017