Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 27 июня 2017 г. N 878
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта, Е.А. Акимовой, государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ГП КК "Ачинское ДРСУ" (далее также - податель жалобы) на действия уполномоченного органа - Администрации Козульского района (далее - уполномоченный орган) и муниципального заказчика - Администрации поселка Новочернореченский (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Ремонт автомобильных дорог по ул. Партизанская, ул. Рабочая в п.г.т. Новочернореченский Козульского района Красноярского края" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке АО "Электронные торговые системы" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119300009317000038, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 21.06.2017 поступила жалоба ГП КК "Ачинское ДРСУ" на действия уполномоченного органа, заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, уполномоченного органа, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Уполномоченному органу, заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовала представитель подателя жалобы Демская Н.Ю. (доверенность N 50 от 27.06.2017, удостоверение личности).
Явку своих представителей на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу уполномоченный орган и заказчик не обеспечили. Уполномоченным органом было представлено ходатайство о проведении такого заседания в отсутствие его представителя.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе.
Податель жалобы указал, что заказчиком в Приложение N 1 к описанию объекта закупки включены требования к товарам, не являющимся объектом закупки, к результатам работ, к производителю товара, к составным частям, а именно, к конструкциям стальным, проволоке стальной, доскам хвойных пород, брускам обрезным хвойных пород. Об необоснованности предъявления заказчиком требований к данным товарам свидетельствует развёрнутый локальный сметный расчёт с потребными ресурсами.
Податель жалобы отметил, что в ответах на запросы участников аукциона о разъяснениях положений аукционной документации заказчик ссылается на "Руководство по строительству оснований и покрытий автомобильных дорог из щебеночных и гравийных материалов", которое, по мнению подателя жалобы, не может применяться в отношении данного электронного аукциона, поскольку его объектом является ремонт автомобильных дорог, а не строительство, реконструкция и проектирование.
Таким образом, податель жалобы делает выводы о том, что требования, предъявленные заказчиком в описании объекта закупки к товарам, подлежащим использованию при выполнении работ, являющихся объектом закупки, возлагают на участников закупки дополнительные обязанности по предоставлению в первой части заявки конкретных показателей товаров, которые не предусмотрены в объекте закупки. При этом Закон о контрактной системе запрещает требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных Законом о контрактной системе.
С вышеуказанными доводами подателя жалобы в письменных пояснениях уполномоченный орган не согласился, представил следующие пояснения: аукционная документация содержит всю предусмотренную Законом о контрактной системе информацию. В отношении объекта закупки применен код ОКПД2 42.11.10.120 группировки 42 "Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства", которая включает строительные работы. Пункт N 4 "Доски хвойных пород", пункт N 2 "Конструкции стальные", пункт N 3 "Проволока стальная", пункт N 5 "Бруски обрезные хвойных пород" относятся к материалам, неучтенным отдельным ценником. Согласно "Руководству по строительству оснований и покрытий автомобильных дорог из щебеночных и гравийных материалов" устройство оснований и покрытий разрешается только после приемки в установленном порядке готового земляного полотна или нижележащего слоя основания. При этом особое внимание следует обращать на соответствие плотности, толщины, ровности и уклонов земляного полотна или нижележащего слоя основания требованиям проекта. До начала работ по устройству оснований и покрытий должны быть устроены подъезды для подвозки материалов, временные въезды (съезды, разъезды); проведены разбивочные работы, обеспечивающие соблюдение проектной ширины слоя и его поперечных уклонов; отсыпаны при необходимости обочины с целью создать боковые упоры для уплотнения материалов (обочину отсыпают на толщину возводимого слоя), при необходимости на одной из обочин устанавливают копирную струну и проверяют ее натяжение, а другую подготавливают для проезда построечного транспорта; принимают меры по отводу воды, проверяют исправность и готовность к работе машин, механизмов и приборов; проводятся работы по проверке качества дорожностроительных материалов и по подбору смесей. Укладка плит с установкой деревянных вкладышей при устройстве подъездов для подвозки материалов. Устройство защитных ограждений при укладке трубопроводов из железобетонных безнапорных предусматривает копание ям с обратной засыпкой грунта и трамбованием; установку краном стальных конструкций; окраску; протягивание проволоки. Устройство защитных ограждений при укладке трубопроводов из железобетонных безнапорных предусматривает копание ям с обратной засыпкой грунта и трамбованием; установку краном железобетонных столбов; окраску; протягивание проволоки. Вода согласно "Устройство покрытий толщиной 15 см при укатке щебня с пределом прочности на сжатие свыше 68,6 до 98,1 МПа (свыше 700 до 1000 кгc/см2): однослойных" согласно ТЕР27-04-013-01 в части ГЭСН расход материалов.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные на заседание Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что при составлении описания объекта закупки заказчику необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пунктам 1.8, 2.3, 2.4 Информационной карты описание объекта закупки, в том числе, количество поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки содержатся в Приложении N 1 к Информационной карте (далее - Описание объекта закупки).
Исследовав Описание объекта закупки, Комиссия установила, что полный перечень объемов работ указан в Ведомости объемов и стоимости работ - Приложение 3 к Контракту; технические требования, предъявляемые к используемому товару - в Приложении N 1 к Описанию объекта закупки. Вместе с этим, заказчик сообщил участникам закупки о том, что обязанность по обеспечению материалами, изделиями, в том числе деталями и конструкциями несет на себе Подрядчик.
В Приложении N 1 к Описанию объекта закупки заказчиком были изложены, в том числе требования к конструкциям стальным, проволоке стальной, доскам хвойных пород, брускам обрезным хвойных пород.
Исследовав содержание Ведомости объемов и стоимости работ - Приложение 3 к Контракту, а также Локальный сметный расчет на Ремонт автомобильных дорог по ул. Партизанская, ул. Рабочая в п.г.т. Новочернореченский Козульского района Красноярского края - Приложение 2 к Информационной карте (Обоснование цены), Комиссия не установила наличие в них работ, которые были бы прямо связаны с использованием конструкций стальных, проволоке стальной, доскам хвойных пород, брускам обрезным хвойных пород.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что в перечень товаров, подлежащих использованию при выполнении работ, являющихся объектом закупки, а также указанию в первой части заявки на участие в электронном аукционе, заказчиком, уполномоченным органом включены товары, которые фактически использованию не подлежат. Кроме того, заказчиком, уполномоченным органом не определено количество таких товаров, и их стоимость не заложена в начальной (максимальной) цене контракта. Из чего следует, что участнику электронного аукциона не представляется возможным сформировать свое предложение в отношении объекта закупки, в том числе, ценовое.
Ссылка уполномоченного органа на "Руководство по строительству оснований и покрытий автомобильных дорог из щебеночных и гравийных материалов" не опровергает выводы Комиссии.
Исходя из изложенного, поскольку в данном случае описание объекта закупки не является объективным, действия заказчика, уполномоченного органа не соответствуют требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем при проведении внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд Комиссией было установлено следующее.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ, для выполнения которых используется товар, должна содержать следующую информацию:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В результате изучения содержания пункта 5.4 Информационной карты и Приложения N 3 к информационной карте, являющегося инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, Комиссией было установлено, что к участникам закупки были предъявлены аналогичные вышеизложенным требования к содержанию и составу заявки, подаваемой на участие в электронном аукционе.
Исследовав содержание Приложения N 1 к Описанию объекта закупки, Комиссия также установила наличие в нем требований к щебню и щебню (тип 2), а также подробную инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе. В соответствии с указанной инструкцией участнику электронного аукциона в первой части заявки на участие в электронном аукционе надлежит представить, в том числе, конкретные показатели товаров, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Также инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе помимо прочих содержит следующие положения:
- участник должен предложить товары и материалы соответствующие требованиям аукционной документации;
- характеристики товаров со словами "более", "менее", "свыше", "ниже" и т.д. не включают указанные крайние числовые значения;
- характеристики товаров со словами "не более", "не менее", "не выше", "не ниже" и т.д. включают указанные крайние числовые значения;
- сведения о конкретных показателях товаров, указываемые участником размещения заказа в первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме не должны содержать таких слов и словосочетаний, не являющихся конкретными, как: "не более", "не менее", "должен быть", "может быть", "или", "максимальный", "минимальный", "уже", "шире", "более", "менее", "допускается", "до" и др.;
- символ " " следует читать как больше либо равно, символ "
" следует читать как меньше либо равно, символ " < " следует читать как менее, символ " > " а так же сокращение "св." и слово "свыше" следует читать как более;
- символ "-", разделяющий значения, обозначает диапазон при котором участник размещения заказа должен указать один конкретный показатель в заданном диапазоне значений включая крайнее значения;
- характеристики товаров со словами "от" и "до" не включают указанные крайние числовые значения;
- в случае указания в требованиях к материалам (товарам) значений показателей, сопровождающихся словами: "диапазон значений_" участник размещения заказа должен указать именно диапазон значений или возможные значения данного показателя в заданном диапазоне;
- товары и материалы должны соответствовать следующим нормативным документам и ГОСТам и ТУ: ГОСТ 8267-93, ГОСТ 3351-74, ГОСТ 23732-2011, ГОСТ 30108-94, ГОСТ 8486-86, ГОСТ 24454-80 и др.
В Приложения N 1 к Описанию объекта закупки заказчиком установлены требования, например, к таким показателям щебня как "Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы", "Содержание пылевидных и глинистых частиц", "Содержание глины в комках".
Исходя из требований, установленных заказчиком к указанным показателям щебня в Приложении N 1 к Описанию объекта закупки, а также с учетом приведенных в настоящем решении требований инструкций по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, участнику электронного аукциона в первой части заявки на участие в электронном аукционе надлежит конкретизировать значение показателей "Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы", "Содержание пылевидных и глинистых частиц", "Содержание глины в комках", то есть привести конкретное числовое значение данных показателей. Указание конкретных значений данных показателей щебня в диапазонном значении либо с использованием слов "не более" или символа " ", исходя из требований инструкции, не допускается.
Указанный заказчиком, уполномоченным органом для руководства ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" распространяется на щебень и гравий из горных пород со средней плотностью зерен от 2,0 до 3,0 г/см3, применяемые в качестве заполнителей для тяжелого бетона, а также для дорожных и других видов строительных работ.
Комиссия отмечает, что разделом 5 ГОСТ 8267-93 определены правила приемки щебня и готовых смесей. Указанным разделом ГОСТ 8267-93 предусмотрено, что приемку и поставку щебня и готовых смесей проводят партиями. При этом Партией считают количество щебня одной фракции или смесей фракций и готовой смеси, установленное в договоре на поставку, одновременно отгружаемое одному потребителю в одном железнодорожном составе (вагоне) или судне. При приемочном контроле определяют зерновой состав; содержание пылевидных и глинистых частиц; содержание глины в комках; содержание дробленых зерен в щебне из гравия.
При отгрузке потребителю каждую партию щебня и готовых смесей сопровождают документом о качестве, в котором указывают помимо иной информации зерновой состав щебня и готовых смесей; содержание пылевидных и глинистых частиц и глины в комках; содержание зерен пластинчатой и игловатой формы в щебне (гравии); содержание дробленых зерен в щебне из гравия; удельную эффективную активность естественных радионуклидов.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что конкретные значения таких показателей щебня как "Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы", "Содержание пылевидных и глинистых частиц", "Содержание глины в комках" возможно определить только на этапе закупки данного товара определенной партии при получении документа о качестве.
При этом Комиссия обращает внимание на то, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Данная позиция Комиссии согласуется с позицией ФАС России, изложенной в Письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке". Решением Верховного Суда от 09.02.2017 N АКПИ16-1287 указано, что нарушение такого запрета, а именно установление заказчиком в документации, извещении о закупке не предусмотренных федеральным законом требований к описанию участниками закупки товаров, как правильно указано в письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16, имеет признаки ограничения доступа к участию в закупке, так как, по сути, влечет за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к такому участию.
Комиссия обращает внимание на то, что подобным образом заказчиком, уполномоченным органом предъявлены требования к подавляющему большинству показателей щебня.
Таким образом, вышеуказанные действия заказчика, уполномоченного органа не соответствуют части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ГП КК "Ачинское ДРСУ" обоснованной.
2. Признать заказчика, уполномоченный орган нарушившими требования пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Передать материалы по жалобе ГП КК "Ачинское ДРСУ" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностных лиц заказчика, уполномоченного органа.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Е.М. Хоменко |
|
Е.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 27 июня 2017 г. N 878
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2017