Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 июня 2017 г. N 2-57-6973/77-17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
при участии представителей Администрации поселения Внуковское: Е.В. Салимовской, Ш.Р. Абясова, а также в отсутствие представителей ООО "Строительная компания Атюс", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/29927/17 от 20.06.2017),
рассмотрев жалобу ООО "Строительная компания Атюс" (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Внуковское (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение второго этапа работ по комплексному благоустройству территории жилой застройки микрорайона Солнцево Парк, поселение Внуковское, город Москва (Закупка N 0148300035117000022) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/29927/17 от 20.06.2017).
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя в п.11 информационной карты аукционной документации Заказчиком установлены требования к содержанию и составу заявки, в том числе требования к составу первой части заявки, а также указаны рекомендации по заполнению заявки, которые по своей сути являются инструкцией по предоставлению сведений о конкретных показателях предлагаемых к использованию при выполнении работ товаров, при этом, в приложении 1 к Техническому заданию аукционной документации (далее - форма 2) также содержится "инструкция по предоставлению сведений впервой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях используемых участником закупки товаров (материалов)" (далее - инструкция), что вводит участников закупки в заблуждение и препятствует корректному формированию первой части заявки на участие в аукционе.
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления, представители Заказчика затруднились обосновать необходимость включения в аукционную документацию двух инструкций по предоставлению сведений о конкретных показателях предлагаемых к использованию при выполнении работ товаров.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация составлена в нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, может вводить в заблуждение участников закупки, а также может повлечь ограничение участников закупки.
2. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в технической части аукционной документации также неправомерно установлены требования к показателям товаров, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, а именно к следующим товарам: "Кирпич керамический", "СмесибетонныеВ22.5", "Щебень из естественного камня(тип1)", "Проволока стальная кровельная светлая", "Трубы стальные водогазопроводные (оцинкованные)", "Пиломатериалы хвойных пород(доски)(сорт4, толщина19мм)", "Олифа оксоль", "Гравий рядовой (тип1)", "Смеси бетонные (класс прочностиВ25)", "Плиты бетонные тротуарные (брусчатка) (тип3)", "Термопластик для разметки автомобильных дорог(тип1)", "Прокат сортовой стальной горячекатаный круглый (тип1 ", "Отдельные конструктивные элементы с преобладанием горячекатанных профилей (Уголки стальные горячекатаные равнополочные)(тип;)", "Песок для дорожных работ (тип1) ", "Арматурные заготовки (Горячекатаная арматурная сталь) (тип5)", "Смеси асфальтобетонные дорожные (марка I) (тип1)", "Пиломатериалы хвойных пород (доски) обрезные, сорт3,толщина40-60 мм (тип2)", "Трубы стальные электросварные прямо шовные (тип3)", "Бруски (обрезные, сорт4)", "Дюбели насаженными шайбами (тип1)", "Доски твердых лиственных пород", "Отдельные конструктивные элементы с преобладанием горячекатанных профилей (Прокат сортовой стальной горячекатаный квадратный) (тип2)", "Растворы строительные М100(тип3)", "Пиломатериалы хвойных пород(доски) (сорт4, толщина19,22 мм) ", "Битумы нефтяные дорожные вязкие(тип2) ", "Щиты деревянные Пиломатериалы хвойных пород(доски)обрезные, сорт3,толщина25-32 мм (тип1) ", "Прокат толстолистовой (тип1)", "ГрунтовкаГФ-021 (матовая)", "Прокат сортовой стальной горячекатаный квадратный (тип1)", "Щебень из естественного камня(тип4)", "Опорные стойки(тип2)", "Смеси асфальтобетонные дорожные (марка I) (тип 2)", "Песок для строительных работ(тип4)", "Эмульсии битумные (тип 1)", "Уголки стальные горячекатаные равнополочные (тип3)", "Сталь угловая равнополочная (уголки стальные горячекатаные равнополочные) (тип2)", "Прокат сортовой стальной горячекатаный полосовой (тип2)", "Проволока стальная вязальная (тип4)", "Арматурная сталь для изготовления арматурных изделий(тип4) ", "РастворительР-5", "Резиновая крошка", "Отдельные конструктивные элементы с преобладанием горячекатанных профилей (Уголки стальные горячекатаные равнополочные)(тип1)", "Растворы строительные М100(тип2)", "Термопластик для разметки автомобильных дорог(тип2)", "Отдельные конструктивные элементы с преобладанием горячекатанных профилей (Прокат сортовой стальной горячекатаный квадратный) (тип1)", "Смеси бетонные В7.5(тип 3)", "Горячекатаная арматурная сталь (тип1)", "Двутавры стальные горячекатаные (тип4)", "Растворы строительные М100 (тип1)", "Смесь сухая М150", "Прокат сортовой стальной горячекатаный полосовой (тип4) ", "ГрунтовкаГФ-021 (полу глянцевая)", "Отходы потребления текстильные(ветошь)(тип 1)", "Прокат сортовой стальной горячекатаный полосовой (тип1)", "Песокдлястроительных работ(тип1)", "Песокдлядорожныхработ (тип2)", "Пиломатериалы хвойных пород(доски)(сорт4, толщина19-22 мм)", "Щебень из естественного камня(тип2) ", "Песок для дорожных работ (тип3) ", "Смеси бетонные", "Проволока стальная вязальная(тип3)", "Смеси бетонные В7.5 (тип 2)", "Электроды(тип1)", "ЛакБТ-577", "Отдельные конструктивные элементы с преобладанием горячекатанныхпрофилей (Уголки стальные горячекатаные равнополочные) (тип3)", "Камень бутовый (тип") ", "Земля растительная (для создания объектов цветочного оформления) ", "Пудра пигментная", "Электроды (тип3) ", "Битумы нефтяные дорожные вязкие", "Пиломатериалы хвойных пород (доски) обрезные, сорт3,толщина40-60 мм (тип1)", "Растворитель для лакокрасочных материалов ", "Проволока стальная вязальная(тип5) ", "Полотно игл пробивное для дорожного строительства", "Арматурные заготовки (Горячекатаная арматурная сталь)(тип3) ", "Пиломатериалы хвойных пород(бруски)(сорт1, обрезные) ", "Уголки стальные горячекатаные равнополочные(тип1) ", "СмесибетонныеВ7.5(тип 1) ", "Эмульсии битумные(тип 3) ", "Отдельные конструктивные элементы с преобладанием горячекатанных профилей (Уголки стальные горячекатаные равнополочные) (тип2)", "Смеси бетонные БСТ (В15) (тип4)", "Пиломатериалы хвойных пород(доски)обрезные, сорт3,толщина25-32 мм (тип2) ", "Арматурнаястальдля изготовления арматурных изделий(тип6)", "Пудра пигментная", "Двутавры стальные горячекатаные (тип1)", "Песок для строительных работ(тип2)", "Плиты бетонные тротуарные(брусчатка) (тип2)", "Трубы стальные электросварные прямо шовные(тип4) ", "Песок для строительных работ(тип5)", "Пигменты", "Уголки стальные горячекатаные равнополочные(тип4)", "Двутавры стальные горячекатаные(тип2)", "Плиты бетонные тротуарные(брусчатка) (тип1)", "Гравий рядовой(тип2)", "Отдельные конструктивные элементы с преобладанием горячекатанных профилей (Прокат сортовой стальной горячекатаный круглый)", "Пиломатериалы хвойных пород(доски)(сорт2, толщина25-32 мм)(тип3", "Камнибетонныебортовые (тип2)", "Кирпич керамический М100", "Прокатсортовойстальной горячекатаный квадратный (тип2)", "Песокдлястроительных работ(тип6)", "Земля растительная(для создания газонов)", "Шпатлевка клеевая", "Смеси бетонные БСТ(В15) (тип2)", "Арматурная сталь для изготовления арматурных изделий(тип5)", "Пиломатериалы хвойных пород (доски) (сорт2, толщина25-32 мм) (тип2)", "Проволока стальная вязальная(тип2)", "Пиломатериалы хвойных пород(доски)обрезные, сорт3,толщина25-32 мм (тип3) ", "Камень бутовый(тип3)", "Эмульсии битумные(тип 2)", "Щебеньизестественного камнядлястроительных работ(марка1400)", "СмесибетонныеБСТ(В15) (тип3)", "БетонМ100", "Двутаврыстальные горячекатаные(тип3) ", "Сталь угловая равнополочная (уголки стальные горячекатаные равнополочные) (тип1)", "Пленка полиэтиленовая (толщина 80 мкм)", "Растворы строительные М100 (тип4)", "Смеси сухие цементно- песчаные", "Пиломатериалы хвойных пород (доски) (сорт2, толщина25-32 мм) (тип1)", "Электроды (тип2)", "Прокат сортовой стальной горячекатаный круглый (тип2)", "Проволока стальная вязальная(тип1) ", "Уголки стальные горячекатаные равнополочные (тип2)", "Смеси бетонные БСТ (В15) (тип1)", "Проволока стальная вязальная (тип6)", "Пиломатериалы хвойных пород(доски) (сорт4, толщина22мм)", "Щебень из естественного камня(тип3)", "Дюбели с насаженными шайбами(тип2)", "Песок для строительных работ(тип3)", что согласно доводам жалобы является неправомерным, поскольку, конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, так как, конкретные значения требуемых показателей, возможно установить только проведя испытания определенной партии товара после его производства, что препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и приводит к ограничению участия в аукционе.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика согласились с вышеуказанными доводам жалобы.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. На заседании Комиссии Управления также рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет неправомерного установления в инструкции следующих положений, которые вводят участников закупки в заблуждение и препятствуют корректному формированию первой части заявки:
"В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз" и "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ", при этом, также установлены следующие положения: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием символов "точка с запятой", "запятая", - участнику закупки необходимо представить в заявке значения или диапазоны значений, разделенных символом "точка с запятой" и "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием союзов "или", "и", то союз "или" относится только к двум соседним значениям, разделенным этим союзом".
Также Заказчиком установлены следующие нестандартные и необъективные положения инструкции: "Слова "не менее", "не <" - участник закупки предоставляет в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему" и "Слова "не более", "не >" - участник закупки предоставляет в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему", что согласно доводам жалобы является неправомерным, поскольку, инструкция содержит следующие положения: "Символ "<" - участник закупки предоставляет в заявке конкретный показатель, менее указанного значения", "Символ ">" - участник закупки предоставляет в заявке конкретный показатель, более указанного значения", "Символ "" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему", "Символ "" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему", "Слова "Не выше" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, не более указанного значения" и "Слова "Не ниже" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, не менее указанного значения".
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика согласились с вышеуказанными доводам жалобы.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация, в том числе инструкция, составлена в нарушение п.1 ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
4. В составе жалобы Заявитель также указывает, что аукционная документация, размещенная Заказчиком в Единой информационной системе (далее - ЕИС), содержит ограничения для заполнения первой части заявки поскольку, участниками закупки не представляется возможным заполнить заявку, скачав форму 2, которая содержит требования к необходимым товарам и заполнить графу "значение, предлагаемое участником" в указанном файле, поскольку, графа "значение, предлагаемое участником" значительно меньше графы "Требуемое значение", а сама графа не может быть уменьшена участником и при указании сведений значение участника "съезжает" вниз, перекрывая поле следующего показателя, при этом, участникам закупки также не представляется возможным корректно скопировать произвольные фрагменты текста, например, весь текст формы 2, поскольку исходный текст копируется в новый файл некорректно.
Порядок пользования единой информационной системой в сфере закупок (далее - Порядок, ЕИС) утвержден приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2015 г. N 26н.
Согласно пункту 1.2 Порядка в ЕИС размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip.
Правила функционирования ЕИС (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1414.
Согласно подпункту "л" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта ЕИС должны обеспечивать возможность поиска пользователями официального сайта ЕИС текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте ЕИС, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов.
Одновременно с этим в соответствии ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления в ЕИС без взимания платы.
Таким образом, вышеуказанные положения Закона о контрактной системе устанавливают обязательность доступности вышеуказанной информации для ознакомления в ЕИС.
Комиссией Управления установлено, что размещенная Заказчиком в ЕИС аукционная документация, а именно форма 2 не позволяет осуществить надлежащим образом заполнение столбца "Значение, предлагаемое участником", а также не обеспечивает возможность осуществления корректного копирования и редактирования требований к товарам, что может препятствовать корректному формированию заявки в соответствии с требованиями аукционной документации и повлечь ограничение количества участников закупки.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика согласились с вышеуказанными доводам жалобы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1 ч.1 ст.33, ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строительная компания Атюс" на действия Администрации поселения Внуковское обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64, ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя комиссии А.В. Гордуз
Члены комиссии: Д.С. Грешнева
Д.А. Сологов
Исп. Грешнева Д.С.
(495) 784-75-05 доб. 187
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 июня 2017 г. N 2-57-6973/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.07.2017