Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 июня 2017 г. N 2-57-7282/77-17
На основании требований пп. "б" п. 2 ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проведена внеплановая проверка действий Академии ГПС МЧС России (далее - Заказчик) на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок работ для обеспечения государственных нужд при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку форменного обмундирования для нужд Академии ГПС МЧС России (Закупка N0373100018717000009) (далее - аукцион).
Состав Комиссии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления):
Заместитель председателя комиссии - Заместитель начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Главный специалист - эксперт отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешнева,
Главный специалист - эксперт отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиев,
По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссией Управления
УСТАНОВЛЕНО:
В Московское УФАС России поступила жалоба ООО "КОНВЕСТА ПЛЮС" (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона.
Вместе с тем, указанная жалоба (вх. N 28612-ЭП/17 от 21.06.2017) отозвана Заявителем в соответствии с ч.15 ст.105 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.4.2 Методических рекомендаций утвержденных Письмом России от 25.05.2007 NАЦ/8325 в случае если в жалобе содержатся указания на действия (бездействия) Заказчика, содержащие признаки нарушения законодательства об осуществлении закупок ФАС России (территориальный орган) обязан провести внеплановую проверку, предусмотренную пп."б" п.2 ч.3 ст.99 Закона об осуществлении закупок.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления проверено соблюдение законодательства об осуществлении закупок при проведении вышеуказанного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
1. В составе жалобы Заявитель указывает, что аукционная документация, размещенная Заказчиком в Единой информационной системе (далее - ЕИС), содержит ограничения для заполнения первой части заявки поскольку, не позволяет осуществить надлежащим образом копирование и редактирование произвольных фрагментов текста технической части аукционной документации, а именно, требований к поставляемым товарам, что препятствует корректному формированию заявки в соответствии с требованиями аукционной документации и может повлечь ограничение количества участников закупки. Так например, в аукционной документации требования к размерам логотипа "МЧС России" на спину куртки установлены следующим образом:
Редактирование требований к размерам логотипа невозможно ввиду того, что требование размещено в составе аукционной документации в виде не редактируемой "картинки" (схемы), однако, в силу п.3 "Подготовка заявки на участие в электронном аукционе" инструкции участникам аукциона в электронной форме (далее - инструкция): "Конкретные показатели используемых материалов (товаров) указываемые в первой части заявки, должны соответствовать требованиям, установленным частью VI "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ДОКУМЕНТАЦИИ ОБ ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ", "В первой части заявки участника электронного аукциона должна быть представлена информация в отношении всех установленных в части VI "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ДОКУМЕНТАЦИИ ОБ ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ" показателей используемых товаров (материалов) с учетом положений настоящей документации (конкретные показатели)" и "Знак "-" разделяет минимальное и максимальное значения показателя материала (товара), в пределах которых участнику закупки следует представить в заявке одно значение, не включая граничные значения". При этом, в аукционной документации не установлено, каким образом, участникам закупки необходимо указать в первой части заявки габариты например логотипа "МЧС России" на спину куртки, а также не установлено, что участники закупки в праве указать габариты например логотипа "МЧС России" на спину куртки в виде текста без указанной картинки.
На основании п.1 ч.1 ст. 33 описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Порядок пользования единой информационной системой в сфере закупок (далее - Порядок, ЕИС) утвержден приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2015 г. N 26н.
Согласно пункту 1.2 Порядка в ЕИС размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip.
Правила функционирования ЕИС (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1414.
Согласно подпункту "л" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта ЕИС должны обеспечивать возможность поиска пользователями официального сайта ЕИС текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте ЕИС, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов.
Одновременно с этим в соответствии с ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления в ЕИС без взимания платы.
Таким образом, Закон о контрактной системе устанавливает обязательность доступности вышеуказанной информации для ознакомления в ЕИС.
Ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень сведений которые должна содержать первая часть заявки, при этом, согласно ч.4 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, предусмотренная ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт.
Комиссией Управления установлено, что размещенная Заказчиком на официальном сайте аукционная документация в нарушение п.1 ч.1 ст.33, ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе не позволяет осуществить надлежащим образом копирование произвольных фрагментов текста, а именно, требований к товарам, в том числе схем, что может препятствовать корректному формированию заявки в соответствии с требованиями аукционной документации и может повлечь ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
В составе возражений Заказчика на жалобу Заявителя отсутствуют пояснения и обоснование необходимости установления требований к габаритным размерам вышеуказанным образом, а также отсутствуют пояснения относительно того, в какой части аукционной документации указано каким именно образом участникам закупки необходимо указать в первой части заявки габаритные размеры предлагаемых к поставке товаров.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1 ч.1 ст.33, ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в технической части аукционной документации также неправомерно установлены требования к показателям товаров, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, а именно к товару "Ткань курточная" установлены следующие требования: Ткань курточная с поверхностной плотностью 49 - 181 г/м гладкокрашеная/набивная, с пленочным покрытием в один или три слоя; с водоотталкивающей отделкой. Ткань должна быть первого сорта, особо прочной или прочной устойчивости окраски. По физико-механическим показателям ткань должна соответствовать нормам: разрывная нагрузка полоски ткани размером 50
200 мм по основе (утку) - от 33 (23) кгс, водоотталкивание - не менее 50 усл. ед., водонепроницаемость до стирки (если нормируется) - от 114 мм вод.ст., раздирающая нагрузка (или стойкость к раздвигаемости нитей) - не менее 1,3 даН. Ткань должна быть устойчивой к воздействию света (не менее 4 баллов), стирки (не менее 4 баллов), глажения (не менее 4 баллов), сухого и мокрого трения (не менее 3 баллов). Изменение размеров ткани после мокрой обработки не должно превышать 3,0 % по основе и 2,0 % по утку, к товару "Материал прокладочный клееный" установлены следующие требования: Материал прокладочный с поверхностной плотностью до 91 г/м
, изготовленный из химических волокон. Толщина, мм: не менее 0,2 мм не более 0,90 мм. Связующее: каучуковая дисперсия, латекс или акриловая дисперсия. Разрывная нагрузка ткани не должна составлять менее 4,0 даН по длине и 0,8 даН по ширине. Удлинение при разрыве - до 31 % по длине и до 51% ширине. Несминаемость материала: не менее 60 не более 70%. Жесткость материала: 0,48-9,9 сН. Изменение линейных размеров после стирки, замочки:
2,0 %. Изменение размеров после влажнотепловой обработки, %: до 1,6. Неровнота по массе, %, не выше: 7,0. В материале не допускаются дыры, непроклей, масляные пятна. Материал должен быть термоустойчивым при температуре не ниже 170 °С, должны быть устойчивы к химчистке.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В составе возражений Заказчика на жалобу Заявителя отсутствуют доказательства, документы и сведения подтверждающие возможность определения конкретных значений вышеуказанных параметров товаров на этапе подачи заявки на участие в электронном аукционе без проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что участие в аукционе участниками закупки подано 16 заявок.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33, ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя комиссии А.В. Гордуз
Члены комиссии Д.С. Грешнева
З.У. Несиев
Исп. Грешнева Д.С.
(495) 784-75-05 доб. 187
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 июня 2017 г. N 2-57-7282/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2017