Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 5 июля 2017 г. N 723-12907-17/4
Резолютивная часть решения оглашена г. Самара
05.07.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС)в составе: "_"
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",рассмотрев жалобыООО "Медпроект", ООО "Центр Слуха" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на оказание услуг по обеспечению слуховыми аппаратами, в том числе ушными вкладышами индивидуального изготовления, лиц, признанных инвалидами (за исключением лиц, признанных инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), и лиц в возрасте до 18 лет, которым установлена категория "ребенок - инвалид", проживающих в Самарской области, для нужд ГКУ СО "Областной центр по организации отдыха и оздоровления детей Самарской области" (извещение N 0142200001317006493, начальная (максимальная) цена контракта - 29 001 848 ,00 рублей),
в присутствии представителей:"_"
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступилижалобыООО "Медпроект", ООО "Центр Слуха" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на оказание услуг по обеспечению слуховыми аппаратами, в том числе ушными вкладышами индивидуального изготовления, лиц, признанных инвалидами (за исключением лиц, признанных инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), и лиц в возрасте до 18 лет, которым установлена категория "ребенок - инвалид", проживающих в Самарской области, для нужд ГКУ СО "Областной центр по организации отдыха и оздоровления детей Самарской области" (извещение N 0142200001317006493) (далее - аукцион).
В соответствии с доводами жалоб ООО "Медпроект", ООО "Центр слуха":
1. Заказчиком неправомерно включены в аукционную документацию излишние требования к товарам, кроме того при описании объекта закупки Заказчик использовал нестандартные показатели.
2. В документации закупки отсутствуют сведения о количестве ушных вкладышей индивидуального изготовления, требования к ним.
Согласно доводам жалобы ООО "Медпроект":
3. Заказчиком в аукционной документации не установлено дополнительное требование осуществления деятельности в соответствии с профессиональным стандартом "Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)", которое отсутствует в документации закупки.
4. В аукционной документации отсутствует инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (далее - Инструкция), а так же ненадлежаще установлены требования к содержанию, составу заявки на участию в электронном аукционе.
5. В Техническом задании установлено необоснованное ограничение к участникам закупки, а именно технические характеристики слуховых аппаратов конкретного производителя.
Представителем ООО "Медпроект" заявлено письменно ходатайство об отводе Комиссии Самарского УФАС России. Указанное ходатайство не подлежит удовлетворению в связи с регламентированными сроками рассмотрения жалобы (жалоба поступила в Самарское УФАС России 28.06.2017 г., согласно части 3 статьи 106 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок обязан рассмотреть жалобу в течение пяти рабочих дней с даты поступления жалобы), а так же невозможностью сформировать иной состав Комиссии.
Кроме того, Законом о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не предусмотрена замена членов Комиссии, рассматривающей жалобу по существу.
Ходатайство ООО "Медпроект", ООО "Центр слуха" об истребовании индивидуальных программ реабилитации инвалидов не подлежит удовлетворению, в связи с достаточностью доказательств, представленных Заказчиком, Заявителем для рассмотрения жалобы по существу.
Кроме того, Заказчиком на рассмотрении жалобы представлены индивидуальные программы реабилитации инвалидов для ознакомления Комиссией Самарского УФАС России в обоснование возражений на жалобу.
Ходатайство Заявителей об ознакомлении Заявителей с индивидуальными программами реабилитации инвалидов не может быть удовлетворено Комиссией Самарского УФАС России, в связи с наличием в указанных программах личных данных пациентов, защиту которых от третьих лиц Самарское УФАС России обязано обеспечить на основании пункта 30 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Ходатайство ООО "Центр слуха" об ознакомлении Комиссии Самарского УФАС России с индивидуальными программами реабилитации инвалидов в количестве, полностью соответствующему количеству закупаемых товаров и услуг, удовлетворено частично. Комиссия Самарского УФАС России в ходе рассмотрения жалобы ознакомилась с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, представленными на рассмотрение жалобы Заказчиком выборочно в отношении отдельных пациентов.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей Заказчик в аукционной документации должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, Заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товарам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки.
Аукционная документация содержит определенные технические характеристики товара, подлежащего к поставке, которые в наилучшей степени отвечают требованиям Заказчика, что не запрещено в силу Закона о контрактной системе.
Заказчик в ходе рассмотрения жалобы пояснил, что параметры технических, функциональных и качественных характеристик слуховых аппаратов установлены исходя из индивидуальных потребностей получателей слуховых аппаратов.
Сам факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников закупки. Отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а так же ограничении Заказчиком числа участников торгов.
ООО "Медпроект " производителем слуховых аппаратов, предполагаемых к поставке в рамках заключения государственного контракта по итогам проведения электронного аукциона, не является. Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации требования к товару, создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а так же каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
Список технических характеристик и функций, приведенный в ГОСТ Р 51024-2012 "Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний", не является исчерпывающим, поскольку в соответствии с пунктом 4.6 данного ГОСТ установлено, что в технических условиях на слуховые аппараты конкретных типов дополнительно к перечисленным в ГОСТ должны быть приведены другие параметры в соответствии с функциональными особенностями и назначением слуховых аппаратов.
Функция бинауральная синхронизация востребована при двустороннем (бинауральном) слухопротезировании, в том числе и для слухопротезирования детей-инвалидов, что и является предметом рассматриваемой закупки. Данная функция используется во всех случаях бинаурального протезирования. Отсутствие данной функции ограничивает возможности бинаурального протезирования. Бинауральное протезирование прописано в ИПР (ИПРА) по назначению специалистов медико-социальной экспертизы.
Указанные в документации технические и функциональные характеристики, такие как "адаптивная функция шумоподавления, бинауральная синхронизация регулировки громкости и переключения программ, маскер ушного шума, световая индикация работы слухового аппарата", указаны Заказчиком с целью достижения максимального реабилитационного эффекта у пользователей слуховых аппаратов. Обоснование включения данных технических и функциональных характеристик указано Заказчиком в разделе 5 общей части документации.
Таким образом, по вышеуказанному доводу Заявителей в действиях Заказчика не усматриваются нарушения законодательства о контрактной системе.
2. Объем закупаемых услуг указан Заказчиком в извещении, а также в Приложении 1 к документации об электронном аукционе "Техническое задание на оказание услуг по обеспечению слуховыми аппаратами".
В соответствии с ГОСТ Р 51024-2012 "Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний" ушной вкладыш имеет две формы выпуска - ушной вкладыш (стандартный) и ушной вкладыш индивидуального изготовления.
В соответствии с пунктом 3.57 раздела 3 "Термины и определения" указанного ГОСТа ушной вкладыш - это устройство, соединяющее акустический выход слухового аппарата с наружным слуховым проходом и предназначенное для подведения усиленных акустических сигналов, соответственно является его неотделимой частью, необходимой для полноценного использования слухового аппарата.
Пунктом 3.8 Проекта государственного контракта (Приложение 3), являющегося частью документации о закупке, Заказчиком предусмотрено - "Исполнитель" производит выдачу ушных вкладышей индивидуального изготовления при наличии соответствующих рекомендаций в ИПР, а в иных случаях по умолчанию выдается стандартный ушной вкладыш.
Соответственно, количество вкладышей равняется количеству подобранных слуховых аппаратов. Поскольку указанный ГОСТ не имеет указания на технические и функциональные характеристики ушных вкладышей, Заказчик не имеет законных оснований для отдельного описания таких характеристик и указывает только форму их выпуска.
Указанный довод жалоб ООО "Центр слуха", ООО "Медпроект" признается необоснованным.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Профессиональный стандарт "Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)", утвержденный приказом Минтруда России от 10.05.2016 N 226н принят в рамках реализации Постановления Правительства РФ от 22.01.2013 N 23 "О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов".
При этом документ Профессиональный стандарт "Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)" не устанавливает законного требования, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а регламентирует следующие категории:
- описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности);
- характеристика обобщенных трудовых функций;
- сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта.
Установление в рамках предмета торгов требований к участникам закупки о наличии профессионального стандарта "Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)" является избыточным, в связи с чем Заказчиком обосновано не установлено данное требование к участникам закупки.
При этом контракт допускает привлечение соисполнителей, каждый их которых должен обладать требуемой в соответствии с законодательством правоспособностью.
На основании вышеизложенного, данный довод Заявителя признается необоснованным.
4. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной сиситеме документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с Общей частью информационной карты участнику предлагается составить первую и вторую части заявки на участие в закупке согласно инструкции по составлению заявки и исходя из требований, ограничений и преференций, указанных в информационной карте такой процедуры, а также в извещении о проведении закупки, размещенном в ЕИС.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что перечень документов, которые необходимо представить участнику закупки, а так же Инструкция определены пунктом 5.7.6 раздела 5.7 общей части документации, пунктами 22, 24,50 Информационной карты, а также Приложением N 1 "Техническое задание".
Таким образом, указанный довод Заявителя признается необоснованным.
5.ООО "Медпроект" указывает, что в Техническом задании установлено необоснованное ограничение к участникам закупки, а именно технические характеристики слуховых аппаратов конкретного производителя.
В ходе рассмотрения жалобы, представители Заказчика пояснили Комиссии Самарского УФАС России, что при формировании аукционной документации Заказчик изучил рынок слуховых аппаратов и выявил, что слуховые аппараты, имеющие технические характеристики, изложенные в техническом задании, по всем позициям имеют различных производителей.
Каждому техническому описанию соответствует не менее трёх видов слуховых аппаратов, представленных на рынке товаров.
Заказчиком в материалы дела представлена таблица, согласно которой, у участников закупки имеется возможность поставить товар двух или более производителей, соответствующих совокупности требований, установленных аукционной документацией.
Проведенный Заказчиком анализ рынка показал, что заявленным техническим характеристиками соответствует несколько моделей слуховых аппаратов различных производителей, как российских, так и зарубежных (Phonak, Unitron, КБ Аудиомаг, Аурика, Siemens, ЗСА Ритм, ИАТ Россия, Аэрон Россия, и т.д.).
Закон о контрактной системе не содержит норм, которые ограничивают право Заказчика включать в документацию об аукционе значимые для него требования к объекту закупки, а также норм, которые обязывают Заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали всем существующим видам товаров работ, услуг.
Исходя из этого, определять потребность в той или иной услуге является прерогативой Заказчика.
Следует также учесть, что предметом аукциона является оказание услуг по обеспечению слуховыми аппаратами, а не производство, следовательно, все участники закупки имеют возможность приобрести заявленные в аукционной документации технические средства реабилитации и принять участие в аукционе путем предложения их при оказании услуги.
Представители Заказчика так же пояснили, что прописывая технические характеристики для слуховых аппаратов, Заказчик стремился в своих действиях учесть интересы инвалидов Самарской области в получении необходимых технических средств реабилитации (ТСР) для обеспечения эффективности реабилитационного процесса, данные технические характеристики согласованы также с министерством здравоохранения Самарской области.
В связи с тем, что подбор типа слуховых аппаратов строго индивидуален, а также с целью удовлетворения нужд наибольшего количества инвалидов, имеющих разные анатомические особенности, Заказчиком были установлены подобные требования к слуховым аппаратам. Параметры технических, функциональных и качественных характеристик слуховых аппаратов установлены Заказчиком исходя из индивидуальных потребностей инвалидов Самарской области, а также опыта работы по выдаче инвалидам ТСР - слуховых аппаратов на протяжении нескольких лет.
Разработка ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) осуществляется специалистами федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации или абилитации, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном организацией, оказывающей медицинскую помощь гражданину.
С 1 января 2010 года в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2009 года N 2103-р Правительство Самарской области в лице министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - Министерство) осуществляет федеральные полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, в том числе, в части предоставления инвалидам технических средств реабилитации, входящих в федеральный перечень.
В соответствии с соглашением о взаимодействии при осуществлении части федеральных полномочий от 18.07.2012 министерство здравоохранения Самарской области оказывает содействие Министерству в подготовке технических заданий для размещения заказов в соответствии с законодательством Российской Федерации на поставку слуховых аппаратов, глазных протезов и голосообразующих аппаратов.
Полученные технические характеристики были использованы Заказчиком (учреждение подведомственное социально-демографической и семейной политики Самарской области) при подготовке аукционной документации.
Жалоба ООО "Медпроект" признается Комиссией Самарского УФАС России необоснованной в полном объеме.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобыООО "Медпроект", ООО "Центр слуха"необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии: "_"
Члены комиссии: "_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 5 июля 2017 г. N 723-12907-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2017