Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 5 июля 2017 г. N 426-ж/2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Долгополовой К.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "МедАрт" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по техническому обслуживанию рентгеноборудования в 2017- 2018 гг. (изв. N 0369300123217000010) в присутствии:
- представителей ГБУЗ "ОКБ N 4" (далее - заказчик), действующих на основании доверенностей от 04.07.2017;
- представителя ООО "МедАрт" (далее - Общество, заявитель), действующего на основании доверенности от 27.06.2017,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 28.06.2017 поступила жалоба ООО "МедАрт" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по техническому обслуживанию рентгеноборудования в 2017-2018 гг. (изв. N0369300123217000010) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам, заказчик 21.06.2017 объявил о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 300 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 28.06.2017 в 10:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
1. Заказчиком в нарушение Закона о контрактной системе в аукционной документации не предусмотрено требование о наличии и предоставлении участниками в составе второй части заявки лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники.
2. Заказчиком необоснованно в состав одного лота объединено рентгеновское оборудование и иное медицинское оборудование, в отношении которого необходимо осуществлять техническое обслуживание. Так, для выполнения работ по техническому обслуживанию рентгеновского оборудования требуется наличие лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники и лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих). Для выполнения работ по техническому обслуживанию иного медицинского оборудования необходимо наличие только лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники.
3. Заказчиком в аукционной документации не указаны виды, объем и периодичность выполнения работ по техническому обслуживанию, что является нарушением статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Исходя из проекта контракта, невозможно установить срок и порядок оплаты оказанных исполнителем услуг.
5. Извещение о проведении аукциона размещено заказчиком в единой информационной системе с нарушением регламентированного законом срока.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали следующее.
1. Документация об аукционе разработана в соответствии с законодательством о контрактной системе, а также с учетом потребности заказчика.
2. Требование о наличии у участника лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники предусмотрено в пункте 4.3.1 проекта контракта.
3. Техническое задание сформировано заказчиком с учетом того, что рентгеновское оборудование и иное указанное в техническом задании медицинское оборудование находятся в одном отделении лучевой и ультразвуковой диагностики. Техническое обслуживание медицинской техники, находящейся в других отделениях лечебного учреждения, осуществляется в рамках отдельного аукциона.
4. Виды, объем и периодичность работ по техническому обслуживанию медицинской техники указаны в пункте 2.7 проекта контракта.
5. Извещение о проведении аукциона размещено заказчиком в регламентированный законом срок.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,
1. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Исходя из содержания части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
В пункте 1 технического задания (приложение N 1 к информационной карте аукционной документации) указано, что техническое обслуживание медицинской техники осуществляется на основании методических рекомендаций "Техническое обслуживание медицинской техники", введенных в действие в соответствии с Письмом Минздрава России от 27.10.2003 N293-22/233 (далее - Методические рекомендации).
Также в пункте 1 приложения N 1 к информационной карте аукционной документации указано, что техническое обслуживание медицинской техники представляет собой комплекс мероприятий и операций по поддержанию и восстановлению работоспособности медицинской техники, включая замену отдельных деталей, сменных и комплектующих частей при ее использовании по назначению, а также при хранении и транспортировании.
Ввод в эксплуатацию - контрольные и технические испытания с целью оценки работоспособности изделия и, в необходимых случаях, сравнение полученных результатов с характеристиками (требованиями), установленными в эксплуатационной документации.
Контроль технического состояния - проверка соответствия значений параметров и характеристик изделия медицинской техники требованиям нормативной и эксплуатационной документации, выявление изношенных и поврежденных частей (деталей), проверка действия всех защитных устройств и блокировок, наличия и ведения эксплуатационной документации.
Периодическое и текущее техническое обслуживание - заключаются в определении работоспособности медицинской техники, проверке действия защитных устройств и электрических цепей и включает в себя комплекс работ специфических для каждой группы изделий медицинской техники в соответствии с нормативно - технической и эксплуатационной документацией, выполняемых для поддержания медицинской техники, и снижения вероятности отказов и увеличения сроков эксплуатации изделия.
Восстановление работоспособности - это техническое обслуживание медицинской техники с заменой отдельных деталей, сменных и комплектующих частей в соответствии с нормативно-технической и эксплуатационной документацией завода-изготовителя без вывода оборудования из эксплуатации.
Вместе с тем, в Методических рекомендациях указано иное содержание терминов "техническое обслуживание", "ввод в эксплуатацию".
Так, согласно пункту 2 Методических рекомендаций техническое обслуживание медицинской техники - комплекс регламентированных нормативной и эксплуатационной документацией мероприятий и операций по поддержанию и восстановлению исправности и работоспособности медицинской техники при ее использовании по назначению, а также при хранении и транспортировании.
Ввод медицинской техники в эксплуатацию представляет собой процедуру проведения комплекса регламентированных нормативной и эксплуатационной документацией мероприятий и операций по подготовке к эксплуатации приобретенной медицинским учреждением медицинской техники, завершающаяся передачей медицинской техники медицинскому персоналу для использования по назначению.
Более того, в Методических рекомендациях отсутствует термин "восстановление работоспособности". В пункте 2 Методических рекомендаций предусмотрены термины "ремонт медицинской техники", "текущий ремонт медицинской техники". Так, ремонт медицинской техники - это совокупность мероприятий и операций по восстановлению исправности и работоспособности изделий медицинской техники. Текущий ремонт медицинской техники - неплановый ремонт, выполняемый без частичного или полного восстановления ресурса изделия медицинской техники путем замены и (или) восстановления отдельных деталей или сменных комплектующих частей с послеремонтным контролем технического состояния изделия в объеме, установленном в эксплуатационной документации.
Таким образом, заказчиком в техническом задании указана некорректная терминология, что свидетельствует о необъективности описания объекта закупки и, как следствие, нарушении заказчиком пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 приложения N 1 к информационной карте аукционной документации техническое обслуживание медицинской техники включает следующие основные виды работ:
- ввод в эксплуатацию;
- контроль технического состояния (КТС);
- периодическое и текущее техническое обслуживание;
- восстановление работоспособности с заменой отдельных деталей, сменных и комплектующих частей без вывода оборудования из эксплуатации;
- инструктаж медицинского и технического персонала по правилам эксплуатации медицинского оборудования и соблюдению правил техники безопасности при работе с ним.
Вместе с тем, в аукционной документации не определены перечень, объем, периодичность работ по вводу медицинской техники в эксплуатацию, восстановлению работоспособности с заменой отдельных деталей, сменных и комплектующих частей без вывода оборудования из эксплуатации; инструктажу медицинского и технического персонала. Более того, заказчиком не определены конкретный перечень, стоимость отдельных деталей, сменных и комплектующих частей, подлежащих замене. Отсутствие указанной информации свидетельствует о неопределенности потребности заказчика и, следовательно, о необъективности описания объекта закупки, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33, пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В пункте 2.4 проекта контракта указан перечень работ по периодическому (плановому) контролю технического состояния техники:
- внешний осмотр рабочего места и техники (визуальный и органолептический контроль): видимые повреждения корпусов;
- контроль состояния деталей, узлов, механизмов, в т.ч. подверженных износу (в том числе выявление изношенных и поврежденных частей/деталей);
- проверка готовности техники к использованию: проверка исходных положений переключателей клавиатуры управления;
- включение и проверка работоспособности техники.
Вместе с тем, в проекте контракта заказчиком не определена периодичность указанных работ по плановому контролю технического состояния техники. Отсутствие данной информации не позволяет определить стоимость услуг и условия исполнения контракта.
В пункте 3 технического задания, пункте 2.5 проекта контракта указан перечень работ по периодическому техническому обслуживанию медицинской техники:
- внешний осмотр оборудования, осмотр электронного оборудования, вспомогательных и дополнительных устройств;
- проверка органов управления, защиты, контроля индикации и сигнализации на целостность функций, срабатывания переключателей устройств;
- проверка целостности сетевых и заземляющих проводов, соединительных проводов;
- контроль состояния питающих цепей;
- контроль состояния высоковольтных проводов и высоковольтного трансформатора (чистка от загрязнений, проверка целостности проводов);
- протяжка механических соединений;
- контроль смазки редукторов;
- очистка механических загрязнений, пыли, следов окисления и коррозии;
- смазка двигающихся частей, вентиляторов;
- чистка и проверка фильтров воздушных систем;
- профилактическая очистка оптических и сетевых соединений;
- контроль состояния деталей, узлов, механизмов, устройств и приспособлений, подверженных повышенному износу;
- комплексная регулировка и настройка;
- контроль состояния рабочих мест АРМ лаборанта и врача;
- контроль параметров рентгеновского излучателя с юстировкой;
- контроль работы компьютерных систем;
- проведение теста на электробезопасность;
- очистка от пыли и загрязнений техники, разборка и сборка его составных частей, плановая замена запчастей подверженных износу;
- чистка, разборка, сборка механизмов и узлов;
- контроль и затяжка ослабленных крепежных элементов или их замена при необходимости;
- смазка и настройка механических узлов;
- контроль и подтяжка электрических контактов;
- проверка функционирования пульта управления (для приборов, оснащенных пультом управления).
Вместе с тем, в документации о закупке не определена периодичность выполнения указанных работ по техническому обслуживанию медицинской техники. Также заказчиком не определены конкретный перечень, стоимость подверженных износу запчастей, которые подлежат плановой замене. Отсутствие данной информации не позволяет участнику закупки определить стоимость услуг в ходе проведения аукциона и условия исполнения контракта.
В пункте 2.3 проекта контракта указан объем оказываемых услуг:
- текущий ремонт медицинской техники;
- проверка технического состояния техники;
- обучение и инструктаж персонала заказчика по правилам эксплуатации медицинской техники;
- внеплановая проверка, аттестация медицинской техники после проведенных ремонтных работ;
- ведение всей необходимой технической документации, графика технического осмотра.
Вместе с тем, Методическими рекомендациями не предусмотрено обучение персонала заказчика по правилам эксплуатации медицинской техники. Инструктаж медицинского персонала проводится по правилам эксплуатации электроустановок потребителей (ПЭЭП) и правилам техники безопасности (ПТБ). При этом, "обучение" и "инструктаж" не являются идентичными понятиями. Так, инструктаж отличается от обучения относительной непродолжительностью (например, 2-3 часа), демонстрацией безопасной работы с инструментами и оборудованием на конкретном рабочем месте с учетом особенностей производственного процесса, работнику не дается время на подготовку ответов на вопросы, инструктаж завершается устной проверкой приобретенных сотрудником знаний и навыков безопасных приемов работы. Таким образом, информация об услугах по обучению и инструктажу персонала по правилам эксплуатации медицинской техники указана заказчиком без учета Методических рекомендаций, что в свою очередь не соответствует пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Более того, в пункте 2.3 проекта контракта не определен перечень и объем работ по текущему ремонту, а также перечень, объем и периодичность работ по проверке технического состояния техники; обучению и инструктажу персонала заказчика по правилам эксплуатации медицинской техники; внеплановой проверке, аттестации медицинской техники после проведенных ремонтных работ; ведению технической документации, графика технического осмотра. В связи с чем, не представляется возможным определить стоимость услуг и условия исполнения контракта.
Согласно пункту 2.6 проекта контракта внеплановые работы и текущий ремонт техники проводятся в случае отказов, сбоев, неполадок в работе оборудования и осуществляются по эксплуатационной документации:
- ремонт техники без замены запчастей;
- ремонт техники с заменой запчастей;
- устранение механических неисправностей, не связанных с нарушением условий эксплуатации и возникших не по вине Заказчика;
- устранение неисправностей в период проведения планового технического обслуживания.
- послеремонтная поверка средств измерения медицинского назначения.
Вместе с тем, эксплуатационная документация отсутствует в составе аукционной документации. В связи с чем, не представляется возможным определить перечень и объем внеплановых работ и работ по текущему ремонту, а также периодичность выполнения таких работ. Отсутствие указанной информации не позволяет определить стоимость услуг и условия исполнения контракта.
В пункте 2.7 проекта контракта, на который ссылается заказчик в качестве доказательства наличия в аукционной документации информации о периодичности работ по техническому обслуживанию, указано, что количество плановых визитов составляет 1 (один) раз в месяц. Из пункта 2.7 проекта контракта не следует, что работы по техническому обслуживанию, контролю технического состояния, текущему ремонту медицинской техники выполняются с периодичностью 1 (один) раз в месяц.
Таким образом, изложенные в настоящем решении обстоятельства свидетельствуют о неопределенности условий контракта и потребности заказчика, что влечет нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. По мнению представителя заявителя, объединение в один лот рентгеновского оборудования и иного медицинского оборудования, указанного в техническом задании, является необоснованным и может привести к ограничению конкуренции.
В статье 8 Закона о контрактной системе указано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям данного Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов в случае закупок работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов работ, услуг, технологически и функционально не связанных с работами, услугами, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Как установлено материалами дела, исполнитель должен выполнять работы по техническому обслуживанию ультразвукового оборудования (8 единиц) и рентгеновского оборудования (19 единиц).
Включение в один лот работ и услуг по техническому обслуживанию ультразвукового оборудования и рентгеновского оборудования может привести к ограничению количества участников ввиду следующих обстоятельств.
Согласно пункту 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании отдельных видов деятельности), Постановлению Правительства РФ от 03.06.2013 N 469 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники" (далее - Постановление Правительства РФ N 469) для осуществления работ по техническому обслуживанию медицинской техники необходимо наличие у исполнителя лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники.
В силу пункта 39 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности, Постановления Правительства РФ от 02.04.2012 N 278 "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)" для осуществления работ по техническому обслуживанию рентгеновского оборудования, являющегося источником ионизирующего излучения (генерирующим), исполнитель должен иметь (помимо лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники) лицензию на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Однако количество хозяйствующих субъектов, имеющих все разрешительные документы, необходимые для выполнения работ, предусмотренных аукционной документацией, меньше чем хозяйствующих субъектов, имеющих лицензию на техобслуживание, что исключает возможность участника одновременно предоставить заказчику лицензию на техническое обслуживание медицинской техники и лицензию на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Так, по результатам торгов определен единственный участник, предоставивший в составе заявки лицензию на техническое обслуживание медицинской техники и лицензию на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о нарушении заказчиком статьи 8 Закона о контрактной системе, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участнику о соответствии его требованиям, предусмотренным согласно законодательству Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, должны быть указаны требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Исходя из содержания части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Закона.
В техническом задании (приложение N 1 к информационной карте аукционной документации) содержится указание на обязанность исполнителя выполнять работы по техническому обслуживанию ультразвукового и рентгеновского оборудования.
В силу пункта 17 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности, Постановления Правительства РФ N 469 техническое обслуживание медицинской техники является лицензируемым видом деятельности.
Таким образом, заказчик в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе обязан установить в извещении о проведении аукциона, документации об аукционе требование о наличии у участников закупки лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники.
Вместе с тем, в нарушение пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении, аукционной документации не предусмотрено требование о наличии у участников лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники.
4. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Вместе с тем, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчиком в документации об аукционе не предусмотрено требование о предоставлении участниками аукциона в составе заявки лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники.
5. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из данного Закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе.
Исходя из содержания части 1 статьи 781 Гражданского кодекса РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. При этом, гражданским законодательством не предусмотрено каких-либо исключений в части исполнения заказчиком обязательства по оплате оказанных ему услуг.
В пункте 3.4 проекта контракта указано, что оплата выполненных работ по договору производится в форме безналичного расчета путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя по факту оказания услуг в течение 30 (тридцати) дней с даты получения бухгалтерией соответствующих документов для оплаты: подписанный представителями сторон акт выполненных работ, счет, счет-фактура, при наличии денежных средств соответствующего источника финансирования.
Вместе с тем, исходя из содержания пункта 3.4 проекта контракта, невозможно определить дату получения бухгалтерией соответствующих документов, а следовательно не представляется возможным установить срок оплаты оказанных заказчику услуг, что в свою очередь не соответствует части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе. Более того, условие об оплате оказанных услуг в зависимости от наличия денежных средств у заказчика не соответствует части 1 статьи 781 Гражданского кодекса РФ, а также может нарушить права и законные интересы исполнителя.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении заказчиком части 13 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
6. В соответствии с частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно статье 191 Гражданского кодекса РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Как установлено материалами дела, начальная (максимальная) цена контракта составляет 300 000,00 рублей.
Дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 28.06.2017 в 10:00.
Извещение о проведении аукциона размещено заказчиком в единой информационной системе 21.06.2017 в 10:52.
С учетом положений статьи 191 Гражданского кодекса РФ извещение о проведении аукциона размещено заказчиком в единой информационной системе за шесть дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, т. е. с нарушением регламентированного законом срока.
Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о нарушении заказчиком части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе.
7. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК).
В составе документации о закупке приложено обоснование НМЦК, согласно которому заказчик в качестве способа определения начальной (максимальной) цены контракта использовал метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Согласно части 2 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Исходя из содержания части 3 статьи 22 Закона о контрактной системе, при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В силу части 5 статьи 22 Закона о контрактной системе в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 статьи 22 Закона о контрактной системе, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.
Как установлено материалами дела, обоснование начальной (максимальной) цены контракта осуществлялось посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Вместе с тем, при направлении запроса о представлении коммерческих предложений заказчиком указан только перечень медицинского оборудования ГБУЗ "ОКБ N 4" без указания содержащихся в пунктах 1, 2, 3 настоящего технического задания видов выполняемых работ, требований к качеству работ, перечня работ по периодическому техническому обслуживанию медицинской техники. В связи с чем, не представляется возможным установить факт расчета начальной (максимальной) цены контракта с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих условий оказания услуг. Указанное обстоятельство может свидетельствовать о нарушении заказчиком части 3 статьи 22 Закона о контрактной системе.
8. В нарушение пунктов 1, 3-5, 7, 7.1, 9 части 1, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении о проведении аукциона не указаны единые требования к участникам закупки, а также перечень документов, которые должен представить участник в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
9. В нарушение пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчиком в пунктах 6, 8 Информационной карты документации об аукционе не отражены установленные пунктами 7, 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе требования, соответствие которым должен продекларировать участник закупки в составе заявки.
10. В нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчиком в пункте 19 Информационной карты аукционной документации не указаны даты начала и окончания срока предоставления разъяснений положений аукционной документации.
11. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. При этом, законодательством о контрактной системе не предусмотрена специальная формула расчета пени, начисляемой заказчику за просрочку исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
В пункте 8.3 проекта контракта указано, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного договором, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного договором срока исполнения обязательства. Размер пени составляет 1/300 на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Банка России от не уплаченной в срок суммы.
Размер пеней, подлежащих уплате заказчиком в связи с просрочкой исполнения обязательства , устанавливается по формуле: ,
где: - - ставка рефинансирования Банка России, установленная на дату уплаты пеней;
- О - сумма обязательства по контракту, не уплаченная в установленный срок;
- ДП - количество дней просрочки.
Фактически установление в пункте 8.3 проекта контракта формулы расчета пени, начисляемой заказчику за просрочку исполнения обязательств по контракту, не соответствует части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе. Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении заказчиком частей 4, 5 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "МедАрт" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по техническому обслуживанию рентгеноборудования в 2017- 2018 гг. (изв. N 0369300123217000010) обоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушения статьи 8, пунктов 1, 3-5, 7, 7.1, 9 части 1, части 5 статьи 31, пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, частей 4, 5, 13 статьи 34, части 2, пункта 6 части 5 статьи 63, пунктов 1, 2, 11 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены комиссии К.А. Долгополова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 5 июля 2017 г. N 426-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2017