Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 5 июля 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
рассмотрев жалобу ИП Печерицы <_> (далее - Заявитель) на действия администрации МО г. Геленджик (далее - Уполномоченный орган) при проведении для нужд МБУЗ "Городская больница" МО город Геленджик (далее - Заказчик) электронного аукциона: "Поставка прочих продуктов питания" (извещение N 0118300003717000378) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
ИП Печерица <_> обжалует необоснованный отказ в допуске к участию в электронном аукционе. Считает, что заявка полностью соответствует требованиям аукционной документации и Закону о контрактной системе.
Уполномоченным органом представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, заявки участников закупки, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой Уполномоченный орган не согласен и считает, что заявка ИП Печерицы <_> отклонена правомерно.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - администрацией МО г. Геленджик проводился электронный аукцион: "Поставка прочих продуктов питания" (извещение N 0118300003717000378). Заказчик - МБУЗ "Городская больница" МО город Геленджик.
Начальная (максимальная) цена контракта - 784 230,34 рублей.
Согласно протоколу N 402/1 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 23.06.2017 г. ИП Печерице <_> (заявка N 1) отказано в допуске к участию в электронном аукционе в связи с тем, что указаны не конкретные показатели, что не соответствует требованиям законодательства о закупках и инструкции по заполнению заявки.
Требования документации | Предложение поставщика |
8. Мука пшеничная в/с: Цвет - белый или белый с кремовым оттенком. | 8. Мука пшеничная в/с: Цвет - белый или белый с кремовым оттенком. |
10. Крупа манная: внешний вид и цвет - преобладает непрозрачная мучнистая крупка ровного белого или кремового цвета | 10. Крупа манная: внешний вид и цвет - преобладает непрозрачная мучнистая крупка ровного белого или кремового цвета |
Разделом 7, 8 "Изменение условий контракта, Инструкция" аукционной документации предусмотрен порядок подачи заявок на участие в аукционе.
Согласно инструкции, "При указании в требованиях к материалам (товарам) характеристик с использованием разделительного союза "или", участник должен указать конкретный показатель эквивалентности, предлагаемого к использованию при выполнении работ материала, при поставке товара при этом исключается возможность участника указывать одновременно несколько показателей".
Пунктом 2) части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пп. б) п. 1) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на поставку товара: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
На основании ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе обусловлено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе обусловлено, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
В Разделе "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены следующие характеристики товара, в частности:
N | Наименование закупаемой продукции | Код ОКПД | Потребительские свойства, требования к закупаемой продукции |
1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Мука пшеничная в/с | 10.61.21.113 | Классификация муки по целевому использованию - мука хлебопекарная. Сорт муки высший. Вкус - свойственный пшеничной муке, без посторонних привкусов, не кислый, не горький; Запах - свойственный пшеничной муке, без посторонних запахов, не затхлый, не плесневый; Наличие минеральной примеси - при разжевывании муки не ощущается хруста; Зараженность и загрязненность - не допускаются;Цвет - белый или белый с кремовым оттенком. Содержание токсичных элементов, микотоксинов и пестицидов в муке не превышает допустимые уровни, установленные гигиеническими требованиями безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. ГОСТ Р 52189-2003 |
10 | Крупа манная | 10.61.31.111 | По органолептическим показателям крупа соответствует требованиям: Марка МТ- внешний вид и цвет - преобладает непрозрачная мучнистая крупка ровного белого или кремового цвета; Запах- нормальный, без запахов плесени, затхлости и других посторонних запахов; Вкус -нормальный, без кисловатого, горьковатого и других посторонних привкусов; Минеральные примеси - при разжевывании крупы не ощущается хруста. Зараженность вредителями или наличие следов заражения - не допускается. Содержание токсичных элементов, микотоксинов и пестицидов в крупе не превышает допустимые уровни, установленные гигиеническими требованиями безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. |
В заявке ИП Печерица <_> предложены следующие характеристики:
N | Наименование закупаемой продукции | Код ОКПД | Потребительские свойства, требования к закупаемой продукции |
1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Мука пшеничная в/с. Наименование страны происхождения товара - Россия. Товар отечественного происхождения. | 10.61.21.113 | Классификация муки по целевому использованию - мука хлебопекарная. Сорт муки высший. Вкус - свойственный пшеничной муке, без посторонних привкусов, не кислый, не горький; Запах - свойственный пшеничной муке, без посторонних запахов, не затхлый, не плесневый; Наличие минеральной примеси - при разжевывании муки не ощущается хруста; Зараженность и загрязненность - не допускаются;Цвет - белый или белый с кремовым оттенком. Содержание токсичных элементов, микотоксинов и пестицидов в муке не превышает допустимые уровни, установленные гигиеническими требованиями безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. ГОСТ Р 52189-2003 |
10 | Крупа манная Наименование страны происхождения товара - Россия. Товар отечественного происхождения. | 10.61.31.111 | По органолептическим показателям крупа соответствует требованиям: Марка МТ- внешний вид и цвет - преобладает непрозрачная мучнистая крупка ровного белого или кремового цвета; Запах- нормальный, без запахов плесени, затхлости и других посторонних запахов; Вкус -нормальный, без кисловатого, горьковатого и других посторонних привкусов; Минеральные примеси - при разжевывании крупы не ощущается хруста. Зараженность вредителями или наличие следов заражения - не допускается. Содержание токсичных элементов, микотоксинов и пестицидов в крупе не превышает допустимые уровни, установленные гигиеническими требованиями безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. |
В Разделе 8 "Инструкция по заполнению заявки" аукционной документации обусловлено следующее: Данные правила распространяются на заполнение заявки как в части описания товаров, поставка которых является предметом контракта, так и на описание товаров, которые используются при выполнении работ, оказании услуг.
При указании в требованиях к материалам характеристик с использованием разделительного союза "или, участник должен указать конкретный показатель эквивалентности, предлагаемого к использованию при выполнении работ материала, при этом исключается возможность участника указывать одновременно несколько показателей.
Таким образом, заявка ИП Печерицы <_> не соответствует требованиям аукционной документации, следовательно, отказ в ее допуске не противоречит аукционной документации.
По результатам проведения внеплановой проверки Комиссией были выявлены нарушения.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно Таблице 2 - Показатели качества пшеничной хлебопекарной муки ГОСТ Р 52189-2003 "Мука пшеничная. Общие технические условия" мука должна соответствовать, в том числе, следующим требованиям:
Сорт муки | Цвет |
Экстра | Белый или белый с кремовым оттенком |
Высший |
В соответствии с п. 4.9.1 ГОСТ Р 52189-2003 маркировка муки - по ГОСТ 26791 со следующими дополнениями: срок хранения муки; условия хранения муки; информация о подтверждении соответствия.
Согласно п. 3.4 ГОСТ 7022-97 "Крупа манная. Технические условия" по органолептическим показателям манная крупа должна соответствовать требованиям, указанным в табл.1.
Таблица 1
Наименование показателя | Характеристика марок | ||
М | МТ | Т | |
Внешний вид и цвет | Преобладает непрозрачная мучнистая крупка ровного белого или кремового цвета | Преобладает непрозрачная мучнистая крупка белого цвета с наличием полупрозрачной ребристой крупки кремового или желтоватого цвета | Полупрозрачная ребристая крупка кремового или желтоватого цвета |
Запах | Нормальный, без запахов плесени, затхлости и других посторонних запахов | ||
Вкус | Нормальный, без кисловатого, горьковатого и других посторонних привкусов | ||
Минеральные примеси | При разжевывании крупы не должно ощущаться хруста |
В соответствии с п. 7.1 ГОСТ 7022-97 упаковка, маркировка, транспортирование и хранение - по ГОСТ 26791*.
Согласно п. 2.1.1 ГОСТ 26791-89 "Продукты переработки зерна. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение (с Изменением N 1)" маркировка должна быть нанесена на каждую единицу потребительской тары и содержать следующие данные, характеризующие продукцию: товарный знак и (или) наименование предприятия-изготовителя, местонахождение и его подчиненность; наименование продукта (вид, сорт и номер (для сортовой и номерной продукции); слово "витаминизированная" для муки пшеничной хлебопекарной высшего и первого сортов выделяют крупным шрифтом); массу нетто (кг); дату выработки и номер смены упаковывания; срок хранения (для крупы всех видов, овсяных хлопьев и толокна); способ приготовления (для овсяных хлопьев и толокна); обозначение стандарта или другой научно-технической документации на продукцию: "хранить в сухом месте"; информацию о пищевой и энергетической ценности (калорийности) в 100 г продукта, содержание белка, жира, углеводов.
Таким образом, в соответствии с требованиями государственных стандартов цвет муки и цвет крупы манной на упаковке не указывается.
Кроме того, для высшего сорта муки соответствует цвет белый или белый с кремовым оттенком.
Для крупы манной марки МТ соответствует следующая характеристика: преобладает непрозрачная мучнистая крупка белого цвета с наличием полупрозрачной ребристой крупки кремового или желтоватого цвета.
Таким образом, Заказчиком по позиции 10 "Крупа манная" установлены характеристики товара, не соответствующие положениям ГОСТ, что нарушает нормы ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Таким образом, установленные Заказчиком характеристики товара с учетом положений Инструкции по заполнению заявки препятствуют корректному формированию заявки на участие в электронном аукционе, вводят участников закупки в заблуждение и в нарушение положений п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе могут повлечь ограничение количества участников закупки.
На основании вышеизложенного, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 15, 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Печерицы <_> необоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях Заказчика - МБУЗ "Городская больница" МО город Геленджик нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - МБУЗ "Городская больница" МО город Геленджик, Уполномоченному органу - администрации МО г. Геленджик (единой комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 591
по делу N ЭА-1511/2017 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
05 июля 2017 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
на основании своего решения от 05.07.2017 года по делу N ЭА-1511/2017, принятого по результатам рассмотрения жалобы ИП Печерицы <_> на действия администрации МО г. Геленджик при проведении для нужд МБУЗ "Городская больница" МО город Геленджик электронного аукциона: "Поставка прочих продуктов питания" (извещение N 0118300003717000378) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч. 15, ч. 22, ч. 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе) предписывает:
1. Заказчику - МБУЗ "Городская больница" МО город Геленджик, Уполномоченному органу - администрации МО г. Геленджик (единой комиссии) устранить нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и внесения изменений в извещение и аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу N ЭА-1511/2017 от 05.07.2017 г.
2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5-ти рабочих дней со дня его получения.
4. В срок до 28.07.2017 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 5 июля 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2017