Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) при участии представителей Министерства здравоохранения Российской Федерации Жарких И.А., Фроловой А.В., представители ЗАО "Сбебранк-АСТ", ООО "НИЙСО" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "НИЙСО" (далее - Заявитель) на действия Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку автомобилей скорой медицинской помощи класса "C" для оказания скорой медицинской помощи пациентам, пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях для оснащения медицинских организаций (номер извещения 0195100000217000227) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, выразившиеся в установлении в извещении об осуществлении закупки, Информационной карте документации об Аукционе, Технической части документации об Аукционе, проекте государственного контракта документации об Аукционе противоречивых требований в отношении предоставляемых документов на автомобиль скорой медицинской помощи, требований о наличии документов, которые одновременно не могут быть представлены участниками закупки, а также установлении требований о наличии документов в нарушение требований нормативно-правовых актов в сфере регистрации транспортных средств.
Представители Заказчика частично согласились с доводами Заявителя.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 30.06.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 25 015 440 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе 17.07.2017;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников Аукциона - 21.07.2017;
6) дата проведения Аукциона - 24.07.2017.
1. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, Информационной карте документации об Аукционе, Технической части документации об Аукционе, проекте государственного контракта документации об Аукционе установлены противоречивые требования в отношении предоставляемых документов на автомобиль скорой медицинской помощи, установлены требования о наличии документов, которые одновременно не могут быть представлены участниками закупки, а также установлены требования о наличии документов в нарушение требований нормативно-правовых актов в сфере регистрации транспортных средств.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Подпунктами 1.2.11. - 1.2.12 пункта 17.1.7 извещения о проведении Аукциона установлены следующие требования к автомобилю скорой медицинской помощи класса "С": "1.2.11 Документы на транспортное средство, необходимые для получения государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в подразделениях Госавтоинспекции, согласно приказу МВД России от 07.08.2013 N 605:
1.2.11.1 Паспорт транспортного средства - наличие;
1.2.11.2 Регистрационный документ, подтверждающий государственную регистрацию транспортного средства и присвоение ему государственного регистрационного знака (а также выдававшиеся ранее свидетельства о регистрации транспортных средств, технические паспорта (технические талоны) транспортных средств) - наличие;
1.2.11.3 Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства для транспортного средства, изготовленного в Российской Федерации в условиях серийного производства, в конструкцию которого в индивидуальном порядке были внесены изменения до выпуска в обращение, или изготовленного в Российской Федерации в индивидуальном порядке из сборочного комплекта либо являющегося результатом индивидуального технического творчества, или выпускаемого в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу - наличие;
1.2.12 Одобрение типа транспортного средства (ОТТС) - наличие".
Пунктом 27 Информационной карты документации об Аукционе установлено, в том числе требование к составу второй части заявки о предоставлении документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товара, а именно "Копии одобрения типа транспортного средства (ОТТС)" (далее - ОТТС).
Вместе с тем, подпунктом 1.2.11 пункта 1.2.7 Технической части документации об Аукционе установлены следующие требования к автомобилю скорой медицинской помощи класса "С": "1.2.11 Документы на транспортное средство, необходимые для получения государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в подразделениях Госавтоинспекции, согласно приказу МВД России от 07.08.2013 N 605:
1.2.11.1 Паспорт транспортного средства - наличие;
1.2.11.2 Регистрационный документ, подтверждающий государственную регистрацию транспортного средства и присвоение ему государственного регистрационного знака (а также выдававшиеся ранее свидетельства о регистрации транспортных средств, технические паспорта (технические талоны) транспортных средств) - наличие;
1.2.11.3 Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства для транспортного средства, изготовленного в Российской Федерации в условиях серийного производства, в конструкцию которого в индивидуальном порядке были внесены изменения до выпуска в обращение, или изготовленного в Российской Федерации в индивидуальном порядке из сборочного комплекта либо являющегося результатом индивидуального технического творчества, или выпускаемого в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу - наличие" (далее - Свидетельство о безопасности).
При этом подпунктами "е", "и" пункта 4.3 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что по завершению поставки товара поставщик представляет получателю, в том числе следующие документы: "е) оригинал паспорта транспортного средства (ПТС)"; "и) копии одобрения типа транспортного средства (ОТТС)".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в различных разделах документации об Аукционе установлены противоречивые требования в отношении предоставляемых документов на автомобиль скорой медицинской помощи.
Кроме того, пунктом 1.2.1 Технической части документации об Аукционе, пунктом 17.1.1 извещения о проведении Аукциона установлено, в том числе следующее: "Объектом закупки является поставка автомобиля скорой медицинской помощи класса "С", оснащенного медицинскими изделиями и другим оборудованием (далее - Товар) в соответствии с: а) техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877".
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" утвержден Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (далее - Технический регламент).
Согласно пункту 8 раздела III Технического регламента документами, удостоверяющими соответствие требованиям настоящего технического регламента при выпуске в обращение, в том числе являются: для транспортных средств, оценка соответствия которых проводилась в форме одобрения типа, - одобрение типа транспортного средства; для единичных транспортных средств - свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства.
Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком установлены противоречивые требования в отношении предоставляемых документов на автомобиль скорой медицинской помощи, а именно наличие ОТТС и Свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства, поскольку указанные документы не могут быть предоставлены участниками закупки одновременно.
Вместе с тем, документацией об Аукционе установлено требование о присвоении "VIN-номера автомобилю скорой медицинской помощи в соответствии с кодом WMI производителя".
Пунктом 18 раздела IV Технического регламента установлено, что каждое транспортное средство имеет индивидуальный идентификационный номер. Требования к содержанию идентификационного номера не распространяются на единичные транспортные средства, ввозимые на единую таможенную территорию Таможенного союза, а также на транспортные средства, выпущенные в обращение до вступления в силу технического регламента.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что требование, установленное в документации об Аукционе, о наличии Свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства одновременно с наличием присвоенного VIN-номера автомобилю скорой медицинской помощи в соответствии с кодом WMI производителя не представляется возможным представить одновременно.
Вместе с тем, согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке, не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи.
При этом пунктом 7.1. проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что "поставщик гарантирует, что поставленный товар является новым Товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе, который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства, серийно выпускаемым. Год выпуска автомобиля скорой медицинской помощи не ранее 2017 года, год выпуска медицинских изделий и другого оборудования, которым оснащается автомобиль скорой медицинской помощи, не ранее 2016 года. Поставщик гарантирует, что Товар, поставленный по Контракту, не будет иметь дефектов, связанных с конструкцией, материалами или функционированием при штатном использовании поставленного Товара в соответствии со Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту) и Техническими требованиями (Приложение N 2 к Контракту)".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии регистрационного документа, подтверждающего государственную регистрацию транспортного средства и присвоение ему государственного регистрационного знака (а также выдававшиеся ранее свидетельства о регистрации транспортных средств, технические паспорта (технические талоны) транспортных средств), поскольку противоречит законодательству Российской Федерации в сфере регистрации транспортных средств.
На заседании Комиссии представители Заказчика согласились с доводами, изложенными в жалобе Заявителя, и сообщили, что в документацию об Аукционе будут внесены соответствующие изменения.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащие требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В рамках внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Пунктом 1.9.2. части I об Аукционе установлено, что "Первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие участника Аукциона на поставку товаров в случае, если участник Аукциона предлагает для поставки товар, в отношении которого в Таблице требований (Техническая часть (Часть III Документации об аукционе) содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) участник Аукциона предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в Таблице требований (Техническая часть (Часть III Документации об аукционе), конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным Документацией об аукционе;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в Таблице требований (Техническая часть (Часть III Документации об аукционе), и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
При этом Таблицей требований Технической части документации об Аукционе, в том числе установлены требования о наличии "документов на транспортное средство, необходимые для получения государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в подразделениях Госавтоинспекции, согласно приказу МВД России от 07.08.2013 N 605", например: по пункту 1.2.11.1 "Паспорт транспортного средства", по пункту 1.2.11.2 "Регистрационный документ, подтверждающий государственную регистрацию транспортного средства и присвоение ему государственного регистрационного знака (а также выдававшиеся ранее свидетельства о регистрации транспортных средств, технические паспорта (технические талоны) транспортных средств)", "Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства для транспортного средства, изготовленного в Российской Федерации в условиях серийного производства, в конструкцию которого в индивидуальном порядке были внесены изменения до выпуска в обращение, или изготовленного в Российской Федерации в индивидуальном порядке из сборочного комплекта либо являющегося результатом индивидуального технического творчества, или выпускаемого в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу".
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товара, информацию о наличии документов на автомобиль скорой медицинской помощи, что не предусмотрено частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, поскольку не являются характеристикой товара и не относятся к конкретным показателям характеристик товара.
Кроме того, пунктом 27 Информационной карты документации об Аукционе установлено, в том числе требование к составу второй части заявки о предоставлении документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товарам, а именно "Копии одобрения типа транспортного средства (ОТТС)".
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к поставке.
Вместе с тем, Законом о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов и сведений, которые должны входить в состав заявки участников закупки. Требование о предоставлении в составе заявок на участие в Аукционе копии одобрения типа транспортного средства (ОТТС) не предусмотрено частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом требования к составу заявки не соответствуют части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НИЙСО" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 13.07.2017 N К-868/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральная антимонопольная служба от 13 июля 2017 г. N К-868-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2017