Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 17 июля 2017 г. N 1012
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Профит-плюс" на действия муниципального заказчика - Администрации поселка Кислокан Эвенкийского муниципального района Красноярского края (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Строительство одноквартирного жилого дома в п. Кислокан" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 11.07.2017 поступила жалоба ООО "Профит-плюс" на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119300024117000002.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса ООО "Профит-плюс", заказчика и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с Законом о контрактной системе, положениями Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), Красноярским УФАС России при отсутствии возражений заинтересованных лиц в объединении рассмотрения нескольких жалоб в одно производство было принято решение об объединении рассмотрения жалобы ООО "Профит-плюс" на действия заказчика при проведении электронного аукциона, а также жалоб ООО "Перспектива" и ИП Черняка Г.Н. на действия заказчика при проведении электронного аукциона, поступивших в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовавших требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона и принятых к рассмотрению по существу.
На заседание Комиссии по рассмотрению жалоб по существу присутствовал представитель заказчика Лебедев В.В. (доверенность б/н от 14.07.2017, удостоверение личности).
Явку своих представителей с документами, подтверждающими личность и полномочия, ООО "Профит-плюс", ИП Черняк Г.Н., ООО "Перспектива" не обеспечили.
Из содержания жалобы ООО "Профит-плюс" следует, что, по его мнению, при формировании документации о проведении электронного аукциона заказчиком были допущены нарушения положений Закона о контрактной системе в части установления излишних требований к показателям товаров, подлежащих использованию при выполнении работ, являющихся объектом закупки, и необходимых к указанию в первой части заявки на участие в электронном аукционе, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства. По мнению подателя жалобы, излишние требования заказчиком предъявлены к следующим товарам: провод ПВ 1, грунтовка ГФ-021, эмаль ПФ 115, краска масляная, окна ПВХ, линолеум.
Из содержания жалобы ООО "Перспектива" следует мнение о том, что, во-первых, с момента внесения изменений в аукционную документацию заказчиком был продлен срок подачи заявок на участие в электронном аукционе с нарушением требований части 6 статьи 63 Закона о контрактной системе, во-вторых, в пункте 2.2 проекта контракта заказчиком с нарушением требований части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлен срок оплаты выполненных работ.
По мнению ИП Черняка Г.Н., в нарушение требований статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком были установлены противоречивые требования к товарам, предусмотренным пунктами NN 13, 15, 19 таблицы "Потребность материалов", а также в пунктах NN 6 и 21 указанной таблицы имеется ссылка на несуществующий и отмененный национальные стандарты, при этом в инструкции по заполнению заявки не указания о том каким образом нужно поступать участникам закупки при установлении требований к товарам по несуществующим и отмененным (без замены на действующий национальный стандарт) нормативным документам.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком были представлены в письменной форме и в устном порядке возражения, согласно которым обжалуемые положения документации о проведении электронного аукциона не противоречат требованиям Закона о контрактной системе. В ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалоб по существу со стороны представителя заказчика Комиссии были представлены копии паспортов качества, паспортов безопасности, сертификата и декларации соответствия товаров, требования к которым были установлены заказчиком в таблице "Потребность материалов", в качестве подтверждения своих возражений по доводам жалоб.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные на заседание Комиссии, заслушав пояснения лица, допущенного к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству одноквартирного жилого дома в п. Кислокан (извещение о проведении электронного аукциона от 28.06.2017 N 0119300024117000002).
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что при составлении описания объекта закупки заказчику необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Анализ положений аукционной документации показал Комиссии, что функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки были сформулированы заказчиком в Приложении N1 к аукционной документации, в содержании которого была сформулирована таблица "Потребность материалов" (далее - Описание объекта закупки).
При этом в Описании объекта закупки заказчиком были установлены следующие требования к товарам, необходимым при выполнении работ:
- позиция N6 предусматривает использование тpyбы полипропиленовой армированной, которая должна соответствовать ГОСТ Р 52134-2003 ГОСТ 32415-2013;
- позиция N13 "Кирпич керамический должен соответствовать ГОСТ 530-2012", имеющая, в том числе, следующие характеристики: Группа по теплотехническим характеристикам эффективный; условно-эффективный; малоэффективный. Класс средней плотности от 1,2* до 2,0. Коэффициент теплопроводности кладки в сухом состоянии для кладок с минимально достаточным количеством кладочного раствора от 0,24* до 0,46* Bт/ (м-°С);
- позиция N15 "Плиты древесноволокнистые сухого способа производства группы А, твердые марки ТС-400 толщиной 10 мм должны соответствовать ГОСТ 32687-2014", имеющая, в том числе, следующую характеристику: Толщина от 3 до 10;
- позиция N 17 "Провод ПВ 1 должен соответствовать ГОСТ 6323-79", имеющая, в том числе, следующую характеристику: Электрическое сопротивление изоляции проводов при температуре 20 °С, пересчитанное на 1 км длины, должно быть, Ом, не менее: 8·104
- позиция N19 "Профилированный лист оцинкованный НС35-1000-0,6 должен соответствовать ГОСТ 24045-94", имеющая, в том числе, следующую характеристику: По назначению профилированные листы должны быть типа С или НС;
- позиция N 21 предусматривает использование перемычки брусковой 2ПБ-19-3-п, которая должна соответствовать ГОСТ 648-84;
- позиция N 23 "Грунтовка ГФ-021 красно-коричневая должна соответствовать ГОСТ 25129-82", имеющая, в том числе, следующие характеристики: Условная вязкость при (20,00,5)°С по вискозиметру ВЗ-4 не более 45с. Степень разбавления грунтовки растворителем не более 20%. Массовая доля нелетучих веществ 54-60%. Время высыхания до степени 3, при (20
2) °С не более 24 ч. Прочность пленки при ударе на приборе типа У-1 не менее 50 см. Стойкость пленки к статическому воздействию 3%-ного раствора хлористого натрия, ч, не менее 24 ч. Стойкость пленки к статическому воздействию минерального масла при (20
2)°С не менее 48 ч;
- позиция N 25 "Эмаль ПФ 115 должна соответствовать ГОСТ 6465-76", имеющая, в том числе, следующие характеристики: Блеск покрытия по фотоэлектрическому блескомеру не должен быть менее 50 %. Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (200,5)°С 80*-120*с. Массовая доля нелетучих веществ 60*- 66*%. Степень разбавления до вязкости 28-30 с по вискозиметру типа ВЗ-246 диаметром сопла 4 мм при температуре(20
0,5)°С не должна быть >20%. Степень перетира должна быть не >25 мкм. Укрывистость высушенной пленки не более 60 г/м2. Цвет покрытия эмали должен быть серый. Время высыхания до степени 3 при температуре(20
2)°С не более 24 ч. Эластичность пленки при изгибе не более 1 мм. Прочность пленки при ударе по прибору типа У-1 не менее 50 см. Твердость покрытия по маятниковому прибору типа М-3 не менее 0,25 у.е. Адгезия пленки не более 1 балла;
- позиция N 35 "Окна ПВХ (откидные и поворотно-откидные) двухстворчатые должны соответствовать ГОСТ 30673-99, ГОСТ 30674-99" имеющая, в том числе, следующие характеристики: Сопротивление теплопередаче м2°С/Вт от 0,65. Прочность сцепления декоративного ламинированного отделочного покрытия с профилем-основой должна быть не менее 2,5 Н/мм. Оконные приборы должны отвечать следующим требованиям: сопротивление статической нагрузке, действующей на запорные приборы и ручки, - не менее 500 Н; сопротивление крутящему моменту сил, приложенных к ручке, - не менее 25 Н м; сопротивление нагрузке, приложенной к ограничителю угла открывания в режиме проветривания, - не менее 500 Н; усилие, прикладываемое к створкам при их закрывании до требуемого сжатия уплотняющих прокладок, - не более 120 Н; усилие, прикладываемое к створкам (полотнам) изделий для их открывания, не должно превышать 50 (75) Н;
- позиция N 36 "Линолеум должен соответствовать ГОСТ 18180-80", имеющая, в том числе, следующие характеристики: Истираемость, мкм, не более 90. Абсолютная остаточная деформация, мм, не более 1,5. Показатель теплоусвоения, Вт/м2К, не более 12. Прочность связи между лицевым защитным слоем из пленки и следующим слоем, Н/см, не менее 8,0. Прочность связи между подосновой и полимерным слоем, Н/см, не менее 3,0;
- позиция N 39 "Краска масляная цветная должна соответствовать ГОСТ 10503-71", имеющая, в том числе, следующие характеристики: Условная вязкость краски по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) при температуре (20,00,5) °С, с 65*-140*. Степень перетира, мкм, не более 90. Укрывистость невысушенной пленки краски, г/м2, не более 165 или не нормируется. Время высыхания до степени 3 при температуре (20
2) °С, ч, не более 24. Условная светостойкость пленки, ч, не менее 2. Стойкость пленки к статическому воздействию воды при температуре (20
2) °С, ч, не менее 0,5. Твердость пленки, условные единицы, не менее, по маятниковому прибору: типа М3 0,13.
Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика, за исключением требования об объективном характере описания объекта закупки.
Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемым им товарам, необходимым при выполнении работ, являющихся объектом закупки.
Анализ и сопоставление требований к товарам, предусмотренным в позициях NN 17, 23, 25, 39, 35, 36 Описания объекта закупки, с требованиями к таким товарам, предусмотренными ГОСТ 6323-79, ГОСТ 25129-82, ГОСТ 6465-76, ГОСТ 10503-71, ГОСТ 30673-2013, ГОСТ 30674-99, ГОСТ 18108-2016, показал Комиссии, что требования к товарам, установленные заказчиком в рассматриваемых позициях Описания объекта закупки, не противоречат нормам, установленным к таким товарам вышеуказанными национальными стандартами.
Согласно положениям указанных национальных стандартов значения показателей "Электрическое сопротивление изоляции проводов при температуре 20 °С, пересчитанное на 1 км длины" (позиция N 17); "Условная вязкость при (20,00,5)°С по вискозиметру ВЗ-4", "Прочность пленки при ударе на приборе типа У-1", "Стойкость пленки к статическому воздействию 3%-ного раствора хлористого натрия", "Стойкость пленки к статическому воздействию минерального масла при (20
2)°С" (позиция N 23); "Степень разбавления до вязкости 28-30 с по вискозиметру типа ВЗ-246 диаметром сопла 4 мм при температуре(20
0,5)°С", "Адгезия пленки" (позиция N 25); "Условная светостойкость пленки", "Стойкость пленки к статическому воздействию воды при температуре (20
2) °С" (позиция N 39); "Сопротивление теплопередаче м2
°С/Вт", "Прочность сцепления декоративного ламинированного отделочного покрытия с профилем-основой", "сопротивление статической нагрузке, действующей на запорные приборы и ручки", "сопротивление крутящему моменту сил, приложенных к ручке", "сопротивление нагрузке, приложенной к ограничителю угла открывания в режиме проветривания", "усилие, прикладываемое к створкам при их закрывании до требуемого сжатия уплотняющих прокладок", "усилие, прикладываемое к створкам (полотнам) изделий для их открывания" (позиция N 35); "Истираемость", "Абсолютная остаточная деформация", "Показатель теплоусвоения", "Прочность связи между лицевым защитным слоем из пленки и следующим слоем", "Прочность связи между подосновой и полимерным слоем" (позиция N 36) становятся известными в результате испытаний определенной партии товара после его производства с последующей выдачей документа о качестве при покупке такого товара.
При этом из инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе следует, что участнику закупки необходимо указывать конкретные показатели характеристик каждого вида (типа) товара (материала), применяемого при производстве работ; предоставляемые участником закупки сведения не должны сопровождаться словами, терминами и знаками: ">", "<","от", "до", "не более", "не менее", "более", "менее", "может быть", "не может быть", "должен быть", "должна быть", "не должна быть", "не должен быть" и допускать разночтения или двусмысленное толкование.
Также в такой инструкции имеется следующее указание: "В случае, когда предлагаемый товар не может иметь конкретное значение параметра (конкретный показатель) в соответствии со сведениями, предоставляемыми производителями таких товаров, участником закупки указывается диапазон значений".
Комиссия обращает внимание на то, что при установлении заказчиком в документации о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, не обязывает участника закупки в момент подачи заявки обращаться к производителю с целью получения конкретных показателей характеристик товара, которые становятся известными в результате испытаний определенной партии такого товара, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Данная позиция Комиссии согласуется с позицией ФАС России, изложенной в Письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке". Решением Верховного Суда от 09.02.2017 N АКПИ16-1287 указано, что нарушение такого запрета, а именно установление заказчиком в документации, извещении о закупке не предусмотренных федеральным законом требований к описанию участниками закупки товаров, как правильно указано в письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16, имеет признаки ограничения доступа к участию в закупке, так как, по сути, влечет за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к такому участию.
Таким образом, в рассматриваемой части довод ООО "Профит-плюс" является обоснованным, а вышеуказанные действия заказчика не соответствуют части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Вместе с этим, Комиссией было установлено отсутствие установления каких-либо показателей характеристики "Стойкость покрытия при температуре (202) °С к статическому воздействию воды" в отношении эмали ПФ 115 (позиция N25). Следовательно, в рассматриваемой части довод ООО "Профит-плюс" не находит своего подтверждения в фактическом содержании аукционной документации.
Согласно положениям ГОСТ 6465-76 показатель характеристики "Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (200,5)°С" также является показателем, который становится известными в результате испытаний определенной партии товара после его производства с последующей выдачей документа о качестве при покупке такого товара. Однако, учитывая наличие знака "-" между крайними диапазонными значениями и сноски "*" в отношении таких значений, которые предусмотрены формулировкой такой характеристики в позиции N25 Описания объекта закупки, принимая во внимание положения инструкции по заполнению заявки в части толкования наличия указанных символов в непосредственной смысловой взаимосвязи со значениями рассматриваемой характеристики, Комиссия пришла к выводу о том, что участники закупки имеют возможность в первой части заявки в отношении указанной характеристики указать соответствующий национальному стандарту и положениям аукционной документации диапазон значений, что не способствует ограничению доступа к участию в закупке. Таким образом, в рассматриваемой части довод ООО "Профит-плюс" признается Комиссией необоснованным.
В отношении довода ИП Черняка Г.Е. о том, что совокупность допустимых заказчиком показателей характеристик "Группа по теплотехническим характеристикам", "класс средней плотности", "коэффициент теплопроводности кладки в сухом состоянии для кладок с минимально достаточным количеством кладочного раствора", установленных в отношении кирпича керамического (позиция N13), противоречива и позволяет предложить в первой части заявки к поставке кирпич, имеющий характеристики, противоречащие требованиям ГОСТ 530-2012, Комиссия отмечает, что, исходя из положений инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, заказчик сообщил участникам закупки о том, что требования ГОСТ и иных нормативных документов, действующих на территории Российской Федерации, являются приоритетными, при этом указал на то, что в том случае, если значения, указанные в технической документации товара (материала) или технической части аукционной документации, отличаются от значений требуемых ГОСТ, участнику закупки, при заполнении первой части заявки, следует руководствоваться требованиями ГОСТ. Следовательно, в случае, если значения показателей характеристик "Группа по теплотехническим характеристикам", "класс средней плотности", "коэффициент теплопроводности кладки в сухом состоянии для кладок с минимально достаточным количеством кладочного раствора", предусмотренных позицией N13 Описания объекта закупки, отличаются от значений, предусмотренных ГОСТ 530-2012 в отношении кирпичей, имеющих группы по теплотехническим характеристикам "эффективный; условно-эффективный; малоэффективный", то аукционной документацией прямо предусмотрена необходимость руководствоваться участнику закупки при заполнении первой части заявки требованиями соответствующего ГОСТ. Следовательно, в рассматриваемой части довод ИП Черняка Г.Е. признается Комиссией необоснованным.
Вместе с этим, изучив содержание позиций NN 15 и 19 Описания объекта закупки, Комиссия установила допущенные заказчиком противоречия в требуемых заказчику значениях характеристик товара, установленных в столбцах "Наименование товара, используемого при выполнении работ" и "Показатели товара, используемого при выполнении работ" таблицы "Потребность материалов", а именно: в позиции N15 в столбце "Наименование товара, используемого при выполнении работ" заказчик указал на необходимость использования плит древесноволокнистых сухого способа производства, в том числе, толщиной 10 мм, при этом в столбце "Показатели товара, используемого при выполнении работ" заказчик установил допустимый диапазон показателей толщины от 3 до 10; в позиции N19 в столбце "Наименование товара, используемого при выполнении работ" заказчик указал на необходимость использования профилированных листов оцинкованных, в том числе, показатели НС35-1000-0,6, при этом в столбце "Показатели товара, используемого при выполнении работ" заказчик допустил альтернативные значения типов указанного товара: С или НС. Указанные действия заказчика не подлежат признанию надлежащим исполнением требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в части необходимости обеспечения объективного характера описания объекта закупки, следовательно, совершены с нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Также не носит объективного характера требование заказчика о соответствии перемычки брусковой 2ПБ-19-3-п требованиям ГОСТ 648-84 (позиция N 21 Описания объекта закупки, поскольку ни ранее, ни на момент проведения электронного аукциона указанного национального стандарта в системе стандартизации Российской Федерации не существовало и не существует. При этом условие инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе о том, что в случае, если по состоянию на дату проведения электронного аукциона, стандарт, требования которого предъявляются аукционной документацией к товару (материалу), утратил свою силу, участнику закупки при заполнении первой части заявки следует руководствоваться требованиями действующих нормативных документов, в отношении рассматриваемых действий заказчика не применимо, поскольку ГОСТ 648-84 не является утратившим силу. Таким образом, рассматриваемые действия заказчика противоречат требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в части необходимости обеспечения объективного характера описания объекта закупки, следовательно, совершены с нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Установленное заказчиком требование о соответствии тpyбы полипропиленовой армированной ГОСТ Р 52134-2003 ГОСТ 32415-2013, с учетом вышеуказанного условия инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, позволяет участникам закупки определить потребность заказчика и подготовить заявку на участие в электронном аукционе, поскольку действующий в национальной системе стандартизации документ, регламентирующий требования к указанному товару, был указан заказчиком - ГОСТ 32415-2013. Таким образом, в рассматриваемой части довод ИП Черняка Г.Н. признается Комиссией необоснованным.
Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение и документацию о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней (часть 6 статьи 63, часть 6 статьи 65 Закона о контрактной системе).
При этом, оговаривая правила продления срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, законодатель не включает дату окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в минимальный пятнадцатидневный срок, который должен быть установлен заказчиком с даты размещения соответствующих изменений.
Комиссией было установлено, что на основании решения заказчика от 28.06.2017 в извещение, документацию о проведении электронного аукциона были внесены изменения, о чем было опубликовано извещение, документация о проведении электронного аукциона с внесенными изменениями в редакции от 28.06.2017. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе была определена 12.07.2017.
Поскольку положения Закона о контрактной системе, в том числе, основаны на нормах Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), то при исчислении срока подачи заявок на участие в таком аукционе с учетом продления с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений необходимо учитывать правила исчисления сроков, предусмотренные Главой 11 ГК РФ. Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (статья 190 ГК РФ).
Учитывая вышеизложенное, Комиссия установила, что заказчиком были совершены действия, противоречащие требованиям части 6 статьи 63 Закона о контрактной системе, поскольку им был продлен срок подачи заявок на участие в электронном аукционе таким образом, что с даты размещения изменений (28.06.2017) до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (до 12.07.2017) этот срок составил менее чем пятнадцать дней. Следовательно, в рассматриваемой части довод ООО "Перспектива" признается Комиссией обоснованным.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа (часть 7 статьи 94 Закона о контрактной системе).
Анализ проекта контракта показал Комиссии наличие следующей совокупности условий:
2.2. Оплата производится в рублях, путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика в срок до 31.12.2017 г., после подписания Подрядчиком и Заказчиком, при отсутствии замечаний, Актов о приемке выполненных работ формы КС-2, справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, актов обследования скрытых работ и предъявлении Подрядчиком счетов, счетов-фактур. Авансирование нет.
3.2. Срок начала выполнения работ, указанных в пункте 1.2. настоящего Контракта - дата подписания настоящего Контракта Сторонами.
3.3. Срок окончания выполнения работ - 15.10.2017 г.
5.1. Подрядчик за 2 (два) рабочих дня до начала сдачи - приемки выполненных работ уведомляет Заказчика о готовности к сдаче-приемке выполненных работ.
5.3. Заказчик в течение 7 (Семи) рабочих дней проверяет акты сдачи-приемки выполненной работы, формы КС-2, КС-3 на соответствие требованиям настоящего Контракта по содержанию, объему, качеству и стоимости выполнения работ; при отсутствии замечаний к выполненной работе Подрядчика подписывает их, заверяет их своей печатью и направляет Подрядчику.
5.4. В случае обнаружения дефектов (недостатков), выявленных при приемке выполненных работ по настоящему Контракту Заказчик информирует об этом Подрядчика и предоставляет Подрядчику письменный мотивированный письменный отказ от подписания актов сдачи-приемки выполненной работы, форм КС-2, КС-3.
5.5. Окончательная приемка выполненных работ по настоящему Контракту осуществляется Заказчиком после устранения выявленных при приемке работ Подрядчиком дефектов (недостатков) и выполнения Сторонами всех обязательств по настоящему Контракту.
5.6. Датой выполнения Работ по настоящему контракту считается дата утверждения Заказчиком подписанного уполномоченными представителями Сторон Акта сдачи-приёмки выполненных Работ.
Совокупность вышеуказанных сроков окончания выполнения работ, приемки выполненных работ и их сопоставление с предельным сроком, установленным заказчиком для оплаты выполненных работ, позволяет Комиссии придти к выводу о том, что установленный заказчиком в пункте 2.2 контракта предельный срок для оплаты выполненных работ определен с превышением предельно допустимого срока для оплаты выполненных работ, установленного законодателем в части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе. Таким образом, в рассматриваемой части действия заказчика не подлежат признанию надлежащим исполнением требований части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, следовательно, довод ООО "Перспектива" признается Комиссией обоснованным.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "Профит-плюс" обоснованной в части описания объекта закупки с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 33, части 6 статьи 63, части 13.1 статьи 34, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Передать материалы по жалобе ООО "Профит-плюс" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 17 июля 2017 г. N 1012
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2017