Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 июля 2017 г. N 2-57-7840/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - Начальника отдела проверок государственных закупок С.С. Бугримовой,
Членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок А.С. Соломатина,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГКБ N 29 им. Н.Э. Баумана": Тютина Ю.О., Басина Ю.А.,
ООО "Строительная компания Атюс": Ханжина П.В.,
рассмотрев жалобу ООО "Строительная компания Атюс" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ N 29 им. Н.Э. Баумана" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений корпуса N 4 ГБУЗ "ГКБ N 29 им. Н.Э. Баумана" (Закупка N 0373200215517000147) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх.NМГ/33021/17 от 05.07.2017 документы и сведения.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ.
На основании п.1,2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в инструкции по заполнению заявок указано следующее: "При наличии в требуемом параметре символа "1" необходимо его значение оставить неизменным", что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку в требованиях к товарам указано следующее: п.94 "Паркет ламинированный" (ламинат) - зазор между соединенными элементами1 до 0.15 мм. При этом, использование условных обозначений "от" и "до" означает, согласно инструкции, необходимость конкретизировать указанное значение. Приоритет какого-либо символа отсутствует. Вместе с тем, использование данного условного обозначения является излишним, поскольку инструкция по заполнению заявок для необходимости указания значения в неизменном виде устанавливает иное условное обозначение: "В случае указания требуемого значения с использованием символа "[ ]" вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, участнику закупки необходимо представить данный показатель как значение показателя, который не может изменяться", что может вводить участников закупки в заблуждение.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления вышеуказанного положения инструкции по заполнению заявки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
2. Также, согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные избыточные требования к показателям товаров, которые не определяют характеристики, позволяющие установить соответствие закупаемых товаров установленным Заказчиком требованиям.
В описании требований к товарам установлено:
- Для товара 19. "Болты с гайками и шайбами" Заказчиком установлены требования "Свойства болтов: "Исполнение 3 или 2", "Длина болта 80 - 100 мм", "Номинальный диаметр резьбы 8 или 10 мм", "Шаг резьбы крупный или мелкий, с размером 1 или 1,25 или 1,5 мм", "Диаметр стержня 8 или 10 мм", "Диаметр отверстия в стержне 2 или 2,5 мм", "Диаметр отверстия в головке не Менее 2,5 мм", "Расстояние от опорной поверхности до оси отверстия в головке 3,5 или 2,8 мм", "Расстояние от опорной поверхности головки до оси отверстия в стержне 76-96 мм", "Длина резьбы 22 или 26 мм", "Свойства гаек: "Номинальный диаметр резьбы 8 или 10 мм", "Шаг резьбы 1 или 1,25 или 1,5, мелкий или крупный мм", "Высота 12 или 9,6 мм", "Исполнение не Более 2", "Размер hw 0,3-0,6 мм", "Свойства шайб: Тип шайб Т или ОТ или Н или Л", " Внутренний диаметр d 8,2 или 10,2 мм", "Номинальный диаметр резьбы болта, винта, шпильки 8 или 10 мм", "Исполнение 1 или 2 Толщина шайбы 1,6-3,5 мм Размер k не Менее 0,3 мм", что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку из 23 вышеуказанных показателей, показателями, позволяющими определить соответствие закупаемого товара установленным Заказчиком требованиям, являются такие характеристики, как: "Свойства болтов: "исполнение", "Длина болта", "Шаг резьбы мелкий или крупный" "Номинальный диаметр", "Свойства гаек: "Номинальный диаметр резьбы", "Шаг резьбы мелкий или крупный", "Исполнение", "Свойства шайб "Тип шайб", "Номинальный диаметр резьбы болта, винта, шпильки", "Исполнение", что подтверждается требованиями ГОСТ 7796 "Болты с шестигранной уменьшенной головкой класса точности В. Конструкция и размеры". Кроме того, выражая своё согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией, участник закупки соглашается и на соответствие характеристик данного товара требованиям ГОСТ 7796, ГОСТ 15523, ГОСТ 6402. Соответственно требования заказчика к показателям Свойства болтов: Шаг резьбы с размером 1 или 1,25 или 1,5 мм, Диаметр стержня, Диаметр отверстия в стержне, Диаметр отверстия в головке, Расстояние от опорной поверхности до оси отверстия в головке, Расстояние от опорной поверхности головки до оси отверстия в стержне, Длина резьбы, Свойства гаек Шаг резьбы 1 или 1,25 или 1,5, Высота, Размер hw, Свойства шайб, Внутренний диаметр, Толщина шайбы 1 мм, Размер k являются излишними.
Кроме того, в своей жалобе Заявитель указывает на аналогичные нарушения по п.1 "Грунтовка водно-дисперсионная высококонцентрированная глубокопроникающая универсальная", п.9 "Грунтовка акриловая на латексной основе", п.2 "Растворы цементные", п.7 "Винты самонарезающие", п.8 "Винты самонарезающие", п.14 "Электроды", п.16 "Шурупы", п.20 "Болты с гайками и шайбами", п.21 "Светильники светодиодные встраиваемые, IP65", п.22 "Светильники светодиодные накладные, IP65", п.23 "Выключатель для открытой проводки", п.24 "Выключатель для открытой проводки", п.25 "Выключатель для скрытой проводки", п.26 "Выключатель для скрытой проводки", п.37 "Сифоны", п.38 "Умывальники керамические", п.55 "Дисперсия поливинилацетатная", п.57 "Грунтовка водно-дисперсионная на акриловых сополимерах с токопроводящими добавками", п.58 "Кирпич керамический", п.61 "Швеллер", п.71 "Трубы".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать установление характеристик, не являющихся основополагающими, которые зависят от основных, например, Свойства болтов: "исполнение", "Длина болта", "Шаг резьбы мелкий или крупный" "Номинальный диаметр", Свойства гаек: "Номинальный диаметр резьбы", "Шаг резьбы мелкий или крупный", "Исполнение", "Свойства шайб "Тип шайб", "Номинальный диаметр резьбы болта, винта, шпильки", "Исполнение".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. В Техническом задании Заказчиком установлены требования к поставляемым товарам и материалам, в частности:
- В п.93 "Блок дверной" Заказчиком установлены требования, такие как: "Прочность сварных угловых соединений полотен (коробок) не Менее 1000 (800) Н, Звукоизоляция не Менее 26 дБА, Приведенное сопротивление теплопередаче не Менее 0,49 °С/Вт".
- В п.92 "Смеси сухие безусадочные, быстротвердеющие для ремонта, восстановления, гидроизоляции бетонных покрытий" Заказчиком установлены требования, такие как: "Содержание вяжущего в смеси не Менее 95 % массы смеси, Содержание водоудерживающих добавок не Более 5 % массы", также в своей жалобе Заявитель указывает на установление неправомерных требований по п.87, п.86, п.84, п.80, п.79, п.78, п.75, п.73, п.64, п.62, п.63, п.62, п.60, п.58, п.47, п.49, п.48, п.43, п.44, п.45, п.46, п.37, п.33, п.27, п.29, п.2, п.3, п.4, п.6, п.11, п.12, п.13, п.17, п.50, п.51, п.54, п.52, п.55.
Вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются избыточными, а также являются требованиями в том числе к сырью, из которого изготавливается товар используемый при выполнении работ. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным определить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Заказчиком установлены требования к товару по п.93 "Блок дверной". Заказчиком установлены требования, такие как: "Прочность сварных угловых соединений полотен (коробок) не Менее 1000 (800) Н, Звукоизоляция не Менее 26 дБА, Приведенное сопротивление теплопередаче не Менее 0,49 °С/Вт", при этом, согласно ГОСТ 31173-2003 "Блоки дверные стальные. Технические условия" теплопередача определяется по ГОСТ 26602.1-99 "Блоки оконные и дверные. Методы определения сопротивления теплопередаче".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований к вышеуказанным характеристикам, а также подтвердить возможность указания данных характеристик без проведения испытаний.
Следовательно, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
4. Согласно доводам жалобы Заявителя, требвоания к товарам по п.1 "Грунтовка водно-дисперсионная высококонцентрированная глубокопроникающая универсальная", п. 9 "Грунтовка акриловая на латексной основе", п.57 "Грунтовка водно-дисперсионная на акриловых сополимерах с токопроводящими добавками" содержат идентичные требования и имеют отличия только в наименовании товара, что может вводить участников закупки в заблуждение, а также Заказчиком не указана потребность в трех грунтовках с одинаковыми характеристиками.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя не предоставил соответствующих документов, подтверждающих обоснованность вышеуказанных доводов жалобы, в том числе свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, невозможности заполнить заявку, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данные доводы Заявителя являются необоснованными.
5. Согласно доводам жалобы, файл Форма 2 "Приложение к Техническому заданию", размещенный в составе аукционной документации, доступен для скачивания, чтения, однако отсутствует возможность копирования произвольных фрагментов текста. Например, оформление требований к товарам во всей Форме 2 осуществлено в таком виде, что невозможно произвести операцию копирования только требуемых значений показателей в целях формирования участником заявки в удобной ему форме - копирование возможно только всего текста целиком.
Порядок пользования единой информационной системой в сфере закупок (далее - Порядок, ЕИС) утвержден приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2015 г. N26н.
Согласно пункту 1.2 Порядка в ЕИС размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip.
Правила функционирования ЕИС (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N1414.
Согласно подпункту "л" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта ЕИС должны обеспечивать возможность поиска пользователями официального сайта ЕИС текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте ЕИС, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов.
Одновременно с этим в соответствии с ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления в ЕИС без взимания платы.
Комиссией Управления установлено, что размещенная Заказчиком на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок аукционная документация не создает препятствия при копировании фрагментов текста, а также присутствует возможность заполнения графы "Значение, предлагаемое участником", что позволяет участникам закупки заполнить первую часть заявки на участие в данном аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данные доводы Заявителя являются необоснованными.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строительная компания Атюс" на действия ГБУЗ "ГКБ N 29 им. Н.Э. Баумана" обоснованной в части установления неправомерных требований к поставляемым товарам, а также в части установления положений инструкции по заполнению заявки, вводящих участников закупки в заблуждение.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии: С.С. Бугримова
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
А.С. Соломатин
1. ГБУЗ "ГКБ N 29 им. Н.Э. Баумана"
111020, Москва, Госпитальная, дом 2
2. ООО "Строительная компания Атюс"
115230 г. Москва, проезд Хлебозаводский, д. 7, стр. 9, оф. 901
3. АО "ЭТС"
123317, г. Москва, ул. Тестовская, д. 10
a. ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-7840/77-17 об устранении нарушений
законодательства об осуществлении закупок
07.07.2017 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - Начальника отдела проверок государственных закупок С.С. Бугримовой,
Членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок А.С. Соломатина,
на основании решения Комиссии от 07.07.2017 по делу N 2-57-7840/77-17, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Строительная компания Атюс" (далее - Заявитель) на действия на действия ГБУЗ "ГКБ N 29 им. Н.Э. Баумана" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений корпуса N 4 ГБУЗ "ГКБ N 29 им. Н.Э. Баумана" (Закупка N 0373200215517000147) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии отменить Протокол подведения итогов, Протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе (далее - Протоколы).
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протокол проведения Аукциона;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику:
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 07.07.2017 по делу N 2-57-7840/77-17 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить в единой информационной системе информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена в соответствии с ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 07.07.2017 по делу N 2-57-7840/77-17.
6. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 20.08.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с п. 7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии: С.С. Бугримова
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
А.С. Соломатин
Исп. Максимов И.С.
(495) 784-75-05 (186)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 июля 2017 г. N 2-57-7840/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2017