Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 14 июля 2017 г. N 05-06/17
Инспекция Кабардино-Балкарского УФАС России по организации и осуществлению контрольного мероприятия (далее - Инспекция) в составе:
при участии:
от Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (далее - заказчик) в лице, действующего на основании доверенности б/н от 10.07.2017 г.,
от Индивидуального предпринимателя Клименко Марина Анатольевна (далее - ИП Клименко М.А.) в лице представителя , действующей на основании доверенности N54.3 от 04.07.2017 г.,
рассмотрев обращение заказчика о включении сведений об ИП Клименко М.А. (ИНН:010501263215; ОГРНИП:315010500007483; 385001, Российская Федерация, Республика Адыгея, г.Майкоп, ул. Привокзальная, 7) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, принятых государственным контрактом N60 от 27.03.2017 года, заключенного по итогам проведенной закупки способом запроса котировок N0204100000217000004 "Поставка бумажных хозяйственных товаров" (извещение о проведении запроса котировок - 27.02.2017 г. 8:45 ч.), а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 г. N1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - ПП N1062), приказами Кабардино-Балкарского УФАС России N403 от 21.12.2016 г., N408 от 26.12.2016 г., N412 от 30.12.2016 г.,
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России 28 июня 2017 года поступило обращение заказчика о включении сведений об ИП Клименко М.А. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, принятых государственным контрактом N60 от 27.03.2017 года, заключенного по итогам проведенной закупки способом запроса котировок N0204100000217000004 "Поставка бумажных хозяйственных товаров" (извещение о проведении запроса котировок - 27.02.2017 г. 8:45 ч.).
В обращении отмечается, что 27.03.2017 г. между заказчиком и ИП Клименко М.А. был заключен государственный контракт N60 на поставку бумажных хозяйственных товаров на общую сумму 150 600, 00 рублей. В соответствии с условиями государственного контракта N60 от 27.03.2017 года поставка товара должна была осуществляться после подписания государственного контракта обеими сторонами в течение 5 рабочих дней, то есть не позднее 03.04.2017 г. Однако, по состоянию на 17 мая 2017 года осуществлена лишь частичная поставка товара, а именно бумажных полотенец 1300 упаковок на общую сумму 69 400, 00 рублей. Поставка оставшейся части товара, а именно туалетной бумаги "Вейро" в количестве 9600 рулонов, поставщиком не осуществлена. В связи с ненадлежащим исполнением исполнителем своих обязательств по контракту, заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения контракта, предусмотренное пунктом 8.5 части 8 государственного контракта N60 от 27.03.2017 года и Законом о контрактной системе, принял решение расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Принятое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком было направлено исполнителю 23.05.2017 г. заказным письмом с уведомлением, а также посредством электронной почты. Подтверждение о вручении поставщику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в адрес заказчика поступило 15 июня 2017 года, в связи с чем, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу 26.06.2017 года. Исходя из вышеизложенного, согласно пояснениям заказчика, были направлены документы, предусмотренные частью 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, в адрес Кабардино-Балкарское УФАС России для включения сведений об ИП Клименко М.А. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Для установления факта ненадлежащего исполнения ИП Клименко М.А. обязательств, принятых государственным контрактом N60 от 27.03.2017 года, заключенного по итогам проведенной закупки способом запроса котировок N0204100000217000004 "Поставка бумажных хозяйственных товаров" (извещение о проведении запроса котировок - 27.02.2017 г. 8:45 ч.) в адрес заказчика и ИП Клименко М.А. были направлены уведомление и приказ о проведении внеплановой проверки, а также о предоставлении материалов и документов по вышеуказанному запросу котировок, включая письменные пояснения причины ненадлежащего исполнения обязательств, принятых государственным контрактом N60 от 27.03.2017 года.
На заседании Инспекции, состоявшемся 10 и 11 июля 2017 года, представитель заказчика пояснил, что поддерживает доводы, изложенные в обращении, и просит включить сведения об ИП Клименко М.А. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Представитель ИП Клименко М.А. представил письменные пояснения по доводам, указанным в обращении заказчика, согласно которым во исполнение условий контракта ИП Клименко М.А. 27 марта 2017 года произведена поставка товара в соответствии с приложением контракта, что подтверждается письмом заказчика от 10.04.2017 г. В ходе приемки товара заказчиком были выражены ряд замечаний по несоответствию поставляемого товара условиям контракта, которые в дальнейшем были устранены ИП Клименко М.А. ИП Клименко М.А. обращался с предложением внести изменения в государственный контракт в связи с тем, что туалетная бумага "Вейро" снята с производства и была предложена к поставке туалетная бумага "Joy Land" c аналогичными техническими характеристиками, в подтверждение представили в адрес заказчика декларацию соответствия. Критерии определения улучшенных технических и функциональных характеристик поставки товара, выполнения работы или оказания услуги Законом о контрактной системе не установлены. Заказчик необоснованно отказался от поставленной продукции, сославшись на отсутствие улучшенных характеристик, а у ИП Клименко М.А. отсутствовала возможность поставить туалетную бумагу "Вейро" в связи с наступлением обстоятельств, за которые ни одна из сторон не отвечает за неисполнения условий государственного контракта. На основании вышеизложенного, представитель ИП Клименко М.А. просит не включать сведения об ИП Клименко М.А. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Рассмотрев доводы, изложенные в обращении заказчика, проанализировав пояснения представителя заказчика, представителя ИП Клименко М.А., изучив, представленные заказчиком документы, письменные пояснения представителя ИП Клименко М.А., исследовав материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Инспекция пришла к следующим выводам:
В ходе внеплановой проверки Инспекцией установлено, что запрос котировок N0204100000217000004 "Поставка бумажных хозяйственных товаров" (извещение о проведении запроса котировок - 27.02.2017 г. 8:45 ч.) был опубликован заказчиком для неограниченного круга лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок. Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 235 834, 00 рублей.
Извещением о проведении запроса котировок предусмотрено: Дата и время начала подачи котировочных заявок - 28.02.2017 г. 09:00 ч.; Дата и время окончания подачи котировочных заявок - 06.03.2017 г. 11:00 ч.; Дата и время вскрытия конвертов с заявками (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок - 06.03.2017 г. 11:00 ч.
На участие в запросе котировок были поданы 4 заявки, в результате рассмотрения котировочных заявок единой комиссией заказчика принято решение о соответствии заявок требованиям Закона о контрактной системе и требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок. Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 06 марта 2017 года победителем запроса котировок был определен участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок с регистрационным номером заявки 2, и заявка которого соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, коим является ИП Клименко М.А. с предложением цены контракта 150 600, 00 рублей.
Согласно части 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В силу части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе и пункта 11 ПП N1062 в течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
По итогам проведенного запроса котировок N0204100000217000004 "Поставка бумажных хозяйственных товаров" (извещение о проведении запроса котировок - 27.02.2017 г. 8:45 ч.) между заказчиком и ИП Клименко М.А. был заключен государственный контракт N60 от 27.03.2017 года. Вышеуказанный государственный контракт N60 от 27.03.2017 года действует до 25 декабря 2017 года. 25 декабря 2017 года обязательства сторон по контракту прекращаются, за исключением обязательств по оплате товара, гарантийных обязательств, обязательств по возмещению убытков и выплате неустойки (штрафов, пеней).
Согласно условиям государственного контракта N60 от 27.03.2017 года поставка товара осуществляется Поставщиком после подписания Контракта обеими сторонами в течение 5 рабочих дней, по адресу: КБР, г.Нальчик, ул. Пачева, 19а с последующей доставкой, разгрузкой товара в помещении Заказчика (пункт 3.1 части 3 государственного контракта N60 от 27.03.2017 года).
Согласно представленным документам Инспекцией установлено, что во исполнение условий контракта ИП Клименко М.А. 27 марта 2017 года произведена поставка товара по государственному контракту N60 от 27.03.2017 года, на что заказчиком было подготовлено письмо N22-09/3793 от 10.04.2017 года, где предусматривалось, что товар с торговым наименованием "Joy Land" не имеет характеристик, являющихся улучшенными по сравнению с характеристиками, указанными в техническом задании; бумажное полотенце "Комфорт" не соответствует характеристикам, указанным в техническом задании, в части цвета, ширины рулона и длины рулона. В процессе исполнения государственного контракта N60 от 27.03.2017 года ИП Клименко М.А. были устранены замечания, указанные в письме N22-09/3793 от 10.04.2017 года, в части поставки товара "Бумажное полотенце". В части поставки товара "Туалетная бумага" с торговым наименованием "Вейро" ИП Клименко М.А. было заявлено ходатайство о внесении изменений в государственный контракт в связи с тем, что туалетная бумага "Вейро" снята с производства, что подтверждается письмом ООО "Адищевская бумажная фабрика" от 01 апреля 2017 года, и была предложена к поставке туалетная бумага "Joy Land" c аналогичными техническими характеристиками, что также подтверждается декларацией соответствия товара, а также письмом ООО "Адищевская бумажная фабрика" N158 от 31 марта 2017 года.
Согласно материалам дела, по состоянию на 17 мая 2017 года осуществлена лишь частичная поставка товара, а именно бумажных полотенец 1300 упаковок на общую сумму 69 400, 00 рублей. В связи с ненадлежащим исполнением исполнителем своих обязательств по контракту, заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения контракта, предусмотренное пунктом 8.5 части 8 государственного контракта N60 от 27.03.2017 года и Законом о контрактной системе, принял решение расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Принятое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком было направлено исполнителю 23.05.2017 г. заказным письмом с уведомлением, а также посредством электронной почты. Подтверждение о вручении поставщику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в адрес заказчика поступило 15 июня 2017 года. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу 26.06.2017 года.
Вместе с тем, Инспекцией установлено, при участии в запросе котировок N0204100000217000004 "Поставка бумажных хозяйственных товаров" (извещение о проведении запроса котировок - 27.02.2017 г. 8:45 ч.) ИП Клименко М.А. в своей котировочной заявке было предложено "Полотенце бумажное Комфорт Россия", указав характеристики: "Бумажное полотенце: двухслойное; 100% целлюлоза; четкая перфорация; цвет - белый; на картонной втулке (внутренний диаметр 4,4 см); в одном рулоне 48 листов, листы легко отрываться и не расслаиваться; ширина рулона 21 см; длина рулона 14-м; размер листа 24х21 см. Полотенце хорошо впитывать влагу, эффективно удаляет загрязнения. В упаковке 2 рулона, количество упаковок - 1300";
Туалетная бумага "Вейро" Россия с характеристиками "Бумага туалетная: однослойная; 100% целлюлоза; мягкая; с перфорацией; цвет белый; 300 листов в одном рулоне; длина рулона 50 м; размер листа 9х12,5 см; на картонной втулке (внутренний диаметр 4,4 см)".
В силу части 14 статьи 78 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, по цене, предложенной в заявке на участие в запросе котировок победителя запроса котировок или в заявке на участие в запросе котировок участника запроса котировок, с которым заключается контракт в случае уклонения такого победителя от заключения контракта.
Исходя из буквального толкования положений части 14 статьи 78 Закона о контрактной системе следует, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, утвержденным заказчиком и размещенным в единой информационной системе в сфере закупок, по цене, предложенной в заявке ИП Клименко М.А. В извещении о проведении запроса котировок N0204100000217000004 "Поставка бумажных хозяйственных товаров" заказчиком предусмотрено наименование объекта закупки без товарного знака, торгового наименования, а лишь ограничено описанием объекта закупки с указанием характеристик товаров, а именно, "Бумажное полотенце: двухслойное; 100% целлюлоза; четкая перфорация; цвет - белый; на картонной втулке (внутренний диаметр 4,4 см); в одном рулоне не менее 48 листов, листы должны легко отрываться и не расслаиваться; ширина рулона не менее 21 см; длина рулона не менее 12,5 м и не более 16 м; размер листа не менее 24 х 21 см. Полотенце должно хорошо впитывать влагу, эффективно удалять загрязнения. В упаковке должно быть 2 рулона"; "Бумага туалетная: однослойная; 100% целлюлоза; мягкая; с перфорацией; цвет белый, не менее 300 листов в одном рулоне; длина рулона не менее 50 и не более 56 м; размер листа не менее 9х12,5 см; на картонной втулке (внутренний диаметр 4,4 см)".
На основании части 2 статьи 94 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии со статьей 94 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе не отказывать в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случае выявления несоответствия этих результатов либо этих товара, работы, услуги условиям контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке этих результатов либо этих товара, работы, услуги и устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 8 статьи 94 Закона о контрактной системе).
В ходе исполнения государственного контракта N60 от 27 марта 2017 года ИП Клименко М.А. предложена к поставке товар "Туалетная бумага" с торговым наименованием "Joy Land" c аналогичными техническими характеристиками, что также подтверждается декларацией соответствия товара, письмом ООО "Адищевская бумажная фабрика" N158 от 31 марта 2017 года в виду того, что туалетная бумага "Вейро" снята с производства приказом N2432 от 03.03.2017 года, учитывая во внимание положения части 14 статьи 78 Закона о контрактной системе, где указано, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, по цене, предложенной в заявке на участие в запросе котировок победителя запроса котировок.
Кроме того, стороны в государственном контракте N60 от 27 марта 2017 года предусмотрели форс-мажорные обстоятельства, где сказано, что ни одна из Сторон не несет ответственности перед другой Стороной за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по Контракту, обусловленные действием обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе объявленной или фактической войной, гражданскими волнениями, эпидемиями, блокадами, эмбарго, пожарами, землетрясениями, наводнениями и другими природными стихийными бедствиями, а также изданием актов органами государственной власти, препятствующих исполнению обязательств или делающих такое исполнение невозможным, которые повлияли на исполнение Сторонами своих обязательств по Контракту, а также которые Стороны не были в состоянии предвидеть или предотвратить.
А также необходимо учитывать, что исходя из статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуру определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по осуществлению закупок.
С другой стороны реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере осуществления закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое неисполнение или ненадлежащее исполнение исполнения условий государственного контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
При этом, Закон о контактной системе не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о признании ИП Клименко М.А. ненадлежаще исполнившим обязательств, предусмотренных государственным контрактном N60 от 27 марта 2017 года, уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе, и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному государственному заказчику.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание пояснения представителя заказчика, представителя ИП Клименко М.А., произведя анализ всех документов, всесторонне исследовав все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника закупки, ущербу, нанесенному государственному заказчику, и руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ N1062 от 25.11.2013 г., Приказом УФАС России по КБР, Инспекция,
РЕШИЛА:
В обращении Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике о включении сведений об ИП Клименко М.А. (ИНН:010501263215; ОГРНИП:315010500007483; 385001, Российская Федерация, Республика Адыгея, г.Майкоп, ул. Привокзальная, 7) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции:
Члены инспекции:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 14 июля 2017 г. N 05-06/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2017