Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 12 июля 2017 г. N ЭА-1573/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
рассмотрев жалобу ООО "Юла" (далее - Заявитель) на действия МБУК "Межпоселенческий районный Дом культуры им. В.М. Толстых" (далее - Заказчик) при проведении МКУ "Центр муниципальных закупок" МО Тимашевский район (далее - Уполномоченный орган) электронного аукциона: "Выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт муниципального бюджетного учреждения культуры "Межпоселенческий районный Дом культуры имени В.М.Толстых" муниципального образования Тимашевский район" (извещение N 0818300019917000056) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО "Юла" указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок: 1) Заказчиком установлены требования к описанию участниками закупки товаров, значения показателей которых определяются по результатам испытаний (позиции 9 "Гипсовые вяжущие", 11 "Раствор", 16 "Портландцемент", 25, 47 "Бетонная смесь", 49 "Краска акриловая", 60 "Светильник"); 2) Установлены требования, определяемые расчетным способом (позиция 17 "Сталь угловая"); 3) Установлены требования к способу изготовления товара (позиции 25, 47 "Бетонная смесь"); 4) Требования к характеристикам товаров, указанные на изображениях, размещены в формате, не позволяющем произвести поиск и копирование отдельных фрагментов текста.
Представителем Уполномоченного органа и Заказчика представлено извещение о проведении закупки, документация об электронном аукционе, заявки участников закупки, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представитель Уполномоченного органа и Заказчика не согласен и считает, что документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - МКУ "Центр муниципальных закупок" МО Тимашевский район проводился электронный аукцион: "Выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт муниципального бюджетного учреждения культуры "Межпоселенческий районный Дом культуры имени В.М.Толстых" муниципального образования Тимашевский район" (извещение N 0818300019917000056). Заказчик - МБУК "Межпоселенческий районный Дом культуры им. В.М. Толстых".
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 950 300,00 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пп. б) п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В Разделе "Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товаров, используемых при выполнении работы" аукционной документации установлены следующие характеристики товаров, в частности:
N пункта |
Наименование товара |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значение показателя |
Описание товара |
11 |
Раствор |
Марка раствора по прочности на сжатие в проектном возрасте |
|
не ниже М150 |
По применяемым вяжущим раствор должен быть простой (на вяжущем одного вида), по средней плотности должен быть тяжелый, а по основному назначению требуется кладочный. Должен соответствовать требованиям государственных стандартов, регламентирующих данный вид продукции. |
Марка по морозостойкости |
|
требуется выше F35 |
|||
Наибольшая крупность зерен заполнителя |
мм |
не более 2,5 |
|||
Марка по подвижности |
|
Пк 1 |
|||
16 |
Портландцемент |
Марка по прочности при сжатии в 28-суточном возрасте |
|
|
Требуется цемент общестроительного назначения на основе портландцементного клинкера без минеральных добавок. Должен соответствовать требованиям государственных стандартов, регламентирующих данный вид продукции. |
25 |
Бетонная смесь |
Тип бетона |
|
БСТ |
|
Марка по удобоукладываемости |
|
Р1 |
Требуется готовая к применению перемешанная однородная смесь цементного вяжущего, плотных крупного и мелкого заполнителей и воды с добавлением или без добавления химических и/или минеральных добавок, которая после уплотнения, схватывания и твердения превращается в бетон. Должна соответствовать требованиям государственных стандартов, регламентирующих данный вид продукции. Бетонная смесь может быть изготовлена с применением воздухововлекающих (газообразующих) добавок. |
||
Класс прочности бетона на сжатие |
|
не ниже В15 |
|||
Марка по морозостойкости |
|
не ниже F1100 |
|||
Наибольшая крупность заполнителя |
мм |
не менее 20 |
|||
Расслаиваемость бетонной смеси должна быть не более |
% |
указанной в таблице 6 ГОСТ 74732010 |
|||
Группа смеси |
|
жесткие; подвижные; растекающиеся |
|||
Средняя плотность бетона |
кг/м3 |
в пределах свыше 2000 до 2500 |
|||
47 |
Бетонная смесь |
Тип бетона |
|
БСТ |
Требуется готовая к применению перемешанная однородная смесь цементного вяжущего, плотных крупного и мелкого заполнителей и воды с добавлением или без добавления химических и/или минеральных добавок, которая после уплотнения, схватывания и твердения превращается в бетон. Должна соответствовать требованиям государственных стандартов, регламентирующих данный вид продукции. Бетонная смесь может быть изготовлена с применением воздухововлекающих (газообразующих) добавок. |
Марка по удобоукладываемости |
|
Р1 |
|||
Класс прочности бетона на сжатие |
|
не ниже В7,5 |
|||
Марка по морозостойкости |
|
не ниже F1100, F1200 |
|||
Наибольшая крупность заполнителя |
мм |
не менее 10 |
|||
Расслаиваемость бетонной смеси должна быть не более |
% |
указанной в таблице 6 ГОСТ 74732010 |
|||
Группа смеси |
|
жесткие; подвижные; растекающиеся |
|||
Средняя плотность бетона |
кг/м3 |
в пределах свыше 2000 до 2500 |
Марки растворов по подвижности и морозостойкости наряду с маркой раствора по прочности являются основными качественными характеристиками раствора, регламентированного к использованию для конкретного вида работ.
При этом требования Заказчика, установленные к маркам раствора, не являются требованиями к результатам испытаний, так как подвижность, среднюю плотность, водоудерживающую способность и расслаиваемость растворных смесей определяют по ГОСТ 5802-86 "Растворы строительные. Методы испытаний", прочность на сжатие, морозостойкость и среднюю плотность затвердевших растворов определяют по ГОСТ 5802, но речь идет о количественном значении испытываемых показателей.
В соответствии с ГОСТ 5802-86 подвижность растворной смеси характеризуется измеряемой в сантиметрах глубиной погружения в нее эталонного конуса.
Согласно п. 4.2.2 ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия (с Изменением N 1)" основные свойства затвердевшего раствора:
- прочность на сжатие;
- морозостойкость;
- средняя плотность.
Пунктом 4.3 ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия (с Изменением N 1)" установлено, что в зависимости от подвижности растворные смеси подразделяют в соответствии с таблицей 1:
Марка по подвижности П к |
Норма подвижности по погружению конуса, см |
||||
П к 1 |
От |
1 |
до |
4 |
включ. |
П к 2 |
Св. |
4 |
" |
8 |
" |
П к 3 |
" |
8 |
" |
12 |
" |
П к 4 |
" |
12 |
" |
14 |
" |
При этом заказчик не требует от участников закупки предоставления конкретного либо неконкретного значения результата испытаний - нормы подвижности по погружению конуса в см. Участник закупки имеет возможность и обязан указать, какой марки по подвижности в соответствии с требованиями заказчика будет им использоваться раствор в процессе производства работ и обеспечить соответствие данной марки предложенной им в заявке.
Согласно п. 4.10 ГОСТ 28031-98 "Растворы строительные. Общие технические условия (с Изменением N 1)" прочность растворов на сжатие в проектном возрасте характеризуют марками: М4, М10, М25, М50, М75, М100, М150, М200.
Пунктом 4.11 ГОСТ 28031-98 установлено, что морозостойкость растворов характеризуют марками.
Для растворов установлены следующие марки по морозостойкости: F10, F15, F25, F35, F50, F75, F100, F150, F200.
В соответствии с п. 3.2 ГОСТ28013-98 условное обозначение строительного раствора при заказе должно состоять из сокращенного обозначения с указанием степени готовности (для сухих растворных смесей), назначения, вида применяемого вяжущего, марок по прочности и подвижности, средней плотности (для легких растворов) и обозначения настоящего стандарта.
Таким образом, участник закупки имеет возможность указать конкретное значение марки применяемого раствора по подвижности, по прочности, так как в дальнейшем - "при заказе" именно такой раствор он и получит у предприятия-изготовителя согласно государственному стандарту.
Аналогична позиция Заказчика при указании морозостойкости раствора.
Заказчик не требует предоставления в составе первой части заявки конкретного либо неконкретного значения результата испытаний на морозостойкость, а именно в соответствии с п. 10.4 ГОСТ 5802-86 числа циклов попеременного замораживания и оттаивания, которое при испытании выдерживают образцы. При этом участник закупки обязан выполнить требования заказчика в части указания марки без указания конкретного числа циклов замораживания и оттаивания.
Заказчиком по позиции 16 "Портландцемент" установлены требования к марки по прочности при сжатии в 28-суточном возрасте, которые должны быть обеспечены при выполнении конкретного вида работ. Использование конкретной марки портландцемента установлено технической документацией Заказчика. Марка по прочности при сжатии в 28-суточном возрасте является основной качественной характеристикой товара.
Согласно п. 1.3 ГОСТ 10178-85 "Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия (С Изменениями N 1, 2)" по прочности при сжатии в 28-суточном возрасте цемент подразделяют на марки:
- портландцемент - 400, 500, 550 и 600.
На основании п. 1.4 ГОСТ 10178-85 условное обозначение цемента должно состоять, в том числе, из: - наименования типа цемента - портландцемент, шлакопортландцемент. Допускается применять сокращенное обозначение наименования - соответственно ПЦ и ШПЦ; - марки цемента - по п.1.3.
Заказчиком по позициям 25, 47 "Бетонная смесь" установлены требования к марки по удобоукладываемости, классу прочности бетона на сжатие, марки по морозостойкости, которые должны быть обеспечены при выполнении конкретного вида работ. Данные показатели являются основными качественными характеристиками бетона.
Согласно п. 4.3.1 ГОСТ 26633-2015 "Межгосударственный стандарт. Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" по показателям качества бетоны подразделяют:
- по прочности:
на классы прочности на сжатие: В3,5; В5; В7,5; В10; В12,5; В15; В20, В22,5, В25 _
- по морозостойкости:
на марки по первому базовому методу: F150, F175, F1100, F1150, F1200, F1300_;
на марки по второму базовому методу: F2100, F2150, F2200, F2300_
В соответствии с п. 4.3.2 ГОСТ 26633-2015 классы бетона по прочности, марки по морозостойкости, водонепроницаемости и истираемости устанавливают в соответствии с нормами проектирования и указывают в проектной и технологической документации, стандартах и технических условиях на изделия и конструкции.
Согласно п. 3.1.1 ГОСТ 18105-2010 нормируемая прочность бетона: прочность бетона в проектном возрасте или ее доля в промежуточном возрасте, установленная в нормативном или техническом документе, по которому изготавливают БСГ или конструкцию.
Примечание. В зависимости от вида прочности в проектном возрасте устанавливают следующие классы бетона по прочности:
B - класс бетона по прочности на сжатие;
Bt- класс бетона по прочности на осевое растяжение;
Btb - класс бетона по прочности на растяжение при изгибе.
В соответствии с п. 8.6 ГОСТ 18105-2010 значения требуемой прочности бетона БСГ и сборных конструкций должны быть указаны в документе о качестве партий БСГ по ГОСТ 7473 и сборных конструкций - по ГОСТ 13015.
В соответствии с п. 5.1.3 ГОСТ 7473-2010 "Смеси бетонные. Технические условия" бетонные смеси характеризуют следующими технологическими показателями качества, в том числе: удобоукладываемость, средняя плотность, расслаиваемость.
Согласно п. 5.1.4 ГОСТ 7473-2010 в зависимости от показателя удобоукладываемости бетонные смеси подразделяют на марки в соответствии с таблицами 1-4.
Таблица 2 - Марки по осадке конуса
|
|
Марка |
Осадка конуса, см |
П1 |
1-4 |
П2 |
5-9 |
П3 |
10-15 |
П4 |
16-20 |
П5 |
Более 20 |
В соответствии с п. 5.1.6 ГОСТ 7473-2010 расслаиваемость бетонной смеси не должна превышать значений, приведенных в таблице 6.
Таблица 6 - Требования к расслаиваемости бетонной смеси
|
|
|
|
Марка по удобоукладываемости |
Расслаиваемость бетонной смеси, %, не более |
||
Водоотделение |
Раствороотделение |
||
|
|
тяжелых и мелкозернистых бетонов |
легких бетонов |
Ж1-Ж5 |
0,2 |
3 |
4 |
П1-П2 |
0,4 |
3 |
4 |
П3-П5 и Р1-Р6 |
0,8 |
4 |
6 |
Пунктом 4.3 ГОСТ 7473-2010 определено, что условное обозначение бетонной смеси заданного качества при заказе должно состоять из сокращенного обозначения бетонной смеси в соответствии с 4.1, класса бетона по прочности, марки бетонной смеси по удобоукладываемости и, при необходимости, других нормируемых показателей качества, например, марки по морозостойкости, марки по водонепроницаемости, средней плотности бетона и др., и обозначения настоящего стандарта.
Согласно п. 4.7.8 ГОСТ 26633-2015 наибольшая крупность зерен заполнителя должна быть установлена в стандартах, технических условиях или иных нормативных и технических документах на бетонные и железобетонные изделия и конструкции, утвержденных в установленном порядке.
Пунктом 4.7.9 ГОСТ 26633-2015 установлено, что крупный заполнитель следует применять в виде раздельно дозируемых фракций при приготовлении бетонной смеси. Допускается применение крупного заполнителя в виде смеси двух смежных фракций, соответствующих требованиям, приведенным в таблице 2.
Таблица 2 "Содержание отдельных фракций крупного заполнителя в составе бетона"
Наибольшая крупность заполнителя, мм |
Содержание фракций в крупном заполнителе, % |
||||
От 5 до 10 мм |
Св. 10 до 20 мм |
Св. 20 до 40 мм |
Св. 40 до 80 мм |
Св. 80 до 120 мм |
|
10 |
100 |
- |
- |
- |
- |
20 |
25 - 40 |
60 - 75 |
- |
- |
- |
40 |
15 - 25 |
20 - 35 |
40 - 65 |
- |
- |
80 |
10 - 20 |
15 - 25 |
20 - 35 |
35 - 55 |
- |
120 |
5 - 10 |
10 - 20 |
15 - 25 |
20 - 30 |
25 - 35 |
Таким образом, требования Заказчика, установленные по позиции 11 "Раствор" к марки раствора по прочности на сжатие в проектном возрасте, марки по морозостойкости, марки по подвижности, по позиции 16 "Портландцемент" к марки по прочности при сжатии в 28-суточном возрасте, по позициям 25, 47 "Бетонная смесь" к марки по удобоукладываемости, классу прочности бетона на сжатие, марки по морозостойкости, наибольшей крупности заполнителя, расслаиваемости бетонной смеси, средней плотности бетона не являются требованиями к показателям товаров, значения которых определяются по результатам испытаний.
В свою очередь, установление требований к компонентам товара по позициям 25, 47 "Бетонная смесь" свидетельствует о необъективном описании заказчиком объекта закупки, поскольку ст. 33 Закона о контрактной системе не предусмотрено установление требований к материалам и компонентам, из которых изготавливается требуемый товар, кроме того, предметом аукциона является не производство конкретного товара, а выполнение работ.
В Разделе "Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товаров, используемых при выполнении работы" аукционной документации установлены следующие характеристики товаров, в частности:
N пункта |
Наименование товара |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значение показателя |
Описание товара |
9 |
Гипсовые вяжущие |
Начало схватывания |
мин |
не ранее 6 |
Требуется сухая монтажная смесь на основе гипса нормального или медленного твердения. Применяется для изготовления строительных изделий всех видов и при производстве строительных работ. Должна соответствовать требованиям государственных стандартов, регламентирующих данный вид продукции. |
Конец схватывания |
мин |
не позднее 30 или не нормируется |
|||
Марка: |
|
Г-3, Г-4, Г-5 |
|||
49 |
Краска акриловая |
Белизна не менее |
% |
90 |
Должна представлять собой белую, вязкую, маслянистую жидкость. Краска должна обладать светостойкостью (не должна желтеть в процессе эксплуатации). |
Плотность |
кг/м3 |
Должна быть |
|||
60 |
Светильник |
Степень защиты IP |
|
выше 55 |
Нужен светильник однолучевой светодиодный, должен быть на поворотном кронштейне. Должен предназначаться для архитектурной и интерьерной подсветки. |
Номинальная мощность |
Вт |
не более 30 |
|||
Рабочая температура |
оС |
минус 30 - плюс 40 |
|||
Номинальный световой поток |
лм |
Не менее 1300 |
|||
Габаритные размеры должны соответствовать значениям, указанным на изображении |
мм |
Изображение N9 |
|||
Номинальная световая отдача |
лм/Вт |
менее 100 |
Согласно п. 2.4 ГОСТ 125-79 "Вяжущие гипсовые. Технические условия" отбор проб и методы испытаний вяжущих производят по ГОСТ 23789.
В соответствии с п. 4.4 ГОСТ 23789-79 "Вяжущие гипсовые. Методы испытаний" для определения сроков схватывания используют гипсовое тесто стандартной консистенции. Сущность метода состоит в определении времени от начала контакта гипсового вяжущего с водой до начала и конца схватывания теста.
Согласно п. 4.5 ГОСТ 23789-79 для определения сроков схватывания применяют:
секундомер; коническое кольцо из коррозионно-стойкого материала (черт. 3);
Черт. 3 Коническое кольцо
прибор Вика с массой подвижной части 300 +/- 2 г. Размеры иглы приведены на черт. 4. Игла должна быть изготовлена из твердой нержавеющей стальной проволоки с полированной поверхностью и не должна иметь искривлений;
Черт. 4 Игла к прибору Вика
полированную пластинку из коррозионно-стойкого материала размером не менее 100 х 100 мм.
Согласно Разделу 8 ГОСТ 16873-92 (ИСО 787-1-82) "Пигменты и наполнители неорганические. Методы определения цвета и белизны" инструментальный метод заключается в измерении при расчете координат цвета, цветовых характеристик и белизны образца испытуемого пигмента или наполнителя и сравнении их с аналогичными характеристиками контрольных образцов цвета. Формулы расчета координат цвета, цветовых характеристик, цветовых различий и белизны даны в Приложении.
В соответствии с п. 12 Приложения (справочное) "ФОРМУЛЫ РАСЧЕТА КООРДИНАТ ЦВЕТА, ЦВЕТОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК, ЦВЕТОВЫХ РАЗЛИЧИЙ И БЕЛИЗНЫ" ГОСТ 16873-92 (ИСО 787-1-82) "Пигменты и наполнители неорганические. Методы определения цвета и белизны" белизну W рассчитывают по формуле
,
где - полное цветовое различие между испытуемым образцом и идеально белой поверхностью.
Согласно Разделу 6 ГОСТ 31992.1-2012 (ISO 2811-1:2011) "Материалы лакокрасочные. Метод определения плотности. Часть 1. Пикнометрический метод" метод определения плотности заключается в определении массы испытуемого материала, помещенного в пикнометр с известным объемом при определенной температуре.
При определении плотности проводят одно испытание для каждого испытуемого материала.
Согласно п. 3.1 ГОСТ 31992.1-2012 плотность Р: масса жидкого материала, отнесенная к единице объема, выраженная в граммах на кубический сантиметр.
В соответствии с п. 10.12 ГОСТ Р 54350-2015 "Национальный стандарт Российской Федерации. Приборы осветительные. Светотехнические требования и методы испытаний" световую отдачу ОП , лм/Вт, рассчитывают по формуле
(20)
где ФОП - световой поток ОП по 10.3, лм;
PОП - активная электрическая мощность, потребляемая ОП, Вт.
Согласно п. 10.3.1 ГОСТ Р 54350-2015 световой поток ОП определяют гониофотометром по 10.3.2 или 10.3.3 или с использованием фотометрического шара по 10.3.4.
Пунктом 10.3.2 ГОСТ Р 54350-2015 установлено определение светового потока по распределению силы света.
На основании п. 10.3.3 ГОСТ Р 54350-2015 определение светового потока по распределению освещенности на сферической поверхности.
Пунктом 10.3.4 ГОСТ Р 54350-2015 предусмотрено измерение светового потока в фотометрическом шаре.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик товаров, таких как химический состав и подобных, определяемых по результатам испытаний, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.
Установленные Заказчиком требования к товарам по позициям 9 "Гипсовые вяжущие", 49 "Краска акриловая", 60 "Светильник" затрудняют возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели поставляемых товаров, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии товаров и проведения соответствующих испытаний.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287) не отменен.
Таким образом, установленные Заказчиком требования к показателям, значения которых определяются посредством проведения испытаний, с обязанностью участников предоставлять в заявках конкретные числовые значения свидетельствует о нарушении п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В Разделе "Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товаров, используемых при выполнении работы" аукционной документации установлены следующие характеристики товаров, в частности:
N пункта |
Наименование товара |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значение показателя |
Описание товара |
17 |
Сталь угловая |
Габаритные размеры должны соответствовать значениям, указанным на изображении |
мм |
изображение N3 |
Требуется прокат стальной угловой равнополочный углеродистый обыкновенного качества марки Ст6 полуспокойной или спокойной степени раскисления. Расслоение проката не допускается. Должен соответствовать требованиям государственных стандартов, регламентирующих данный вид продукции. |
Площадь поперечного сечения |
см2 |
не более 111,54 |
|||
Предельные отклонения по ширине полки |
мм |
не более _3,0 |
|||
Предельные отклонения по толщине полки |
мм |
в пределах -0,8 - +0,5 |
|||
Категория проката |
|
1 |
N |
Изображения |
Расшифровка обозначений |
3
|
|
b - ширина полки t - толщина полки |
В соответствии с п. 2 ГОСТ 8509-93 "Уголки стальные горячекатаные равнополочные. Сортамент" размеры уголков, площадь поперечного сечения, справочные величины для осей и масса 1 м уголков должны соответствовать указанным на рисунке 1 и в таблице 1, а при поставках на экспорт - рекомендуемым Приложениям А и Б.
Таблица 1
Номер |b |t |R |r |F, уголка| | | | |см2 | мм |
_
18 |180|11 |16,0|5,3|38,80 | |12 |16,0|5,3|42,19 20 |200|12 |18,0|6,0|47,10 | |13 |18,0|6,0|50,85 | |14 |18,0|6,0|54,60 | |16 |18,0|6,0|61,98 | |20 |18,0|6,0|76,54 | |25 |18,0|6,0|94,29 | |30 |18,0|6,0|111,54
Примечания. 1. Площадь поперечного сечения и справочные величины вычислены по номинальным размерам. Плотность стали - 7,85 г/см3.
2. Радиусы закругления, указанные на рисунке 1 и в таблице 1, даны для построения калибра и на профиле не контролируются.
Условные обозначения к рисунку 1 и таблице 1:
b - ширина полки;
t - толщина полки;
R - радиус внутреннего закругления;
r - радиус закругления полок;
F - площадь поперечного сечения;
Таким образом, показатель "Площадь поперечного сечения" по позиции 17 "Сталь угловая" не свидетельствует о функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристиках товара, что является нарушением п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 2 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Согласно ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
Приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 N26н утвержден порядок пользования Единой информационной системой в сфере закупок (далее - Порядок), устанавливающий правила пользования единой информационной системой участниками контрактной системы в сфере закупок, а также иными лицами, использующими единую информационную систему для реализации своих функций и полномочий, предусмотренных Законом о контрактной системе, а также физическими и юридическими лицами, в том числе участниками обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг, использующими информационный ресурс официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно требованиями п. 1.2 Порядка в единой информационной системе размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip. Размер каждого размещенного в единой информационной системе файла не должен превышать 50 МБ.
В силу п. 4.2 Порядка пользователям официального сайта единой информационной системы доступны следующие функции:
поиск и получение информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы;
просмотр информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
Подпунктами "а", "л", "м" пункта 14 Правил определено, что технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
Согласно позиции Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенной в письме от 23.05.2016 N Д28и-1299, необеспечение заказчиком возможности поиска и копирования фрагментов текста размещенной в ЕИС информации является ограничением для ознакомления с такой информацией, а также противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, в случае размещения заказчиком на официальном сайте технической части документации в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов при условии, что такой текст необходим для заполнения заявки, участнику закупки необходимо самостоятельно заполнять заявку в ручном режиме, что при наличии большого объема информации приводит к невозможности участников закупки заполнить заявку надлежащим образом в установленные сроки, поскольку требует больших временных затрат, и как следствие, является дополнительным барьером, приводит к ограничению количества участников закупки, а также к формальным ошибкам в заявках участников закупок.
Следовательно, информация, необходимая для заполнения заявки участниками закупки, в виде текста размещается на официальном сайте в читаемом формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространённых программ для просмотра ("документ в электронной форме").
Размещение технической части документации в файле, защищенном паролем, не позволяющем совершать действия по ознакомлению, копированию и выводу документа на печать без ввода пароля, не допускается.
Таким образом, если техническая часть документации о закупке, размещенная заказчиком на официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления - текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности поиска и копирования фрагментов, в случае, если такой текст необходимо использовать для заполнения заявки, то данное действие не соответствует части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе.
Раздел "Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товаров, используемых при выполнении работы" аукционной документации размещен в формате (.pdf), позволяющем осуществить поиск и копирование фрагментов текста, необходимого для заполнения заявки, что соответствует требованиям действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно инструкции по заполнению заявки: Если часть значений приведены на изображении, участник в явной форме указывает характеристики и их значения в соответствии с правилами данной инструкции (при этом участник вправе не указывать изображение).
Таким образом, участник закупки вправе не приводить изображение в первой части заявки, при этом числовые значения, приведенные на изображениях, размещенных в составе описания объекта закупки, сопровождаются буквенными обозначениями, расшифровка которых также приведена в составе аукционной документации, что позволяет подать заявку на участие в электронном аукционе.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Юла" обоснованной в части установления требований к описанию участниками закупки товаров, значения показателей которых определяются по результатам испытаний (позиции 9 "Гипсовые вяжущие", 49 "Краска акриловая", 60 "Светильник"), установления необъективных требований (позиции 17 "Сталь угловая", 25, 47 "Бетонная смесь").
2. Признать в действиях Заказчика - МБУК "Межпоселенческий районный Дом культуры им. В.М. Толстых" нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - МБУК "Межпоселенческий районный Дом культуры им. В.М. Толстых", Уполномоченному органу - администрации МО Абинский район (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 615
по делу N ЭА-1573/2017 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
12 июля 2017 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
на основании своего решения от 12.07.2017 года по делу N ЭА-1573/2017, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "Юла" на действия МБУК "Межпоселенческий районный Дом культуры им. В.М. Толстых" при проведении МКУ "Центр муниципальных закупок" МО Тимашевский район электронного аукциона: "Выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт муниципального бюджетного учреждения культуры "Межпоселенческий районный Дом культуры имени В.М.Толстых" муниципального образования Тимашевский район" (извещение N 0818300019917000056) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч. 15, ч. 22, ч. 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе) предписывает:
1. Заказчику - МБУК "Межпоселенческий районный Дом культуры им. В.М. Толстых", Уполномоченному органу - администрации МО Абинский район (аукционной комиссии) устранить нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и внесения изменений в извещение и аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу N ЭА-1573/2017 от 12.07.2017 г.
2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5-ти рабочих дней со дня его получения.
4. В срок до 04.08.2017 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 12 июля 2017 г. N ЭА-1573/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2017