Решение Федеральная антимонопольная служба от 3 мая 2017 г. N 432 РЕШЕНИЕ
по делу N ВП - 148/17 о результатах внеплановой проверки
соблюдения законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
03.05.2017 |
Москва |
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" рассмотрев обращение ООО "Универсал Клининг Сервис" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Десятого арбитражного апелляционного суда (далее - Заказчик) при проведении аукционной комиссией Десятого арбитражного апелляционного суда (далее - Аукционная комиссия), Заказчиком, АО "ЭТС (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на уборку помещений и прилегающей территории (номер извещения 0348100005817000007 ) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика.
1. Заказчиком даны разъяснения положений документации об Аукционе, изменяющие ее суть, а также не продлены сроки окончания подачи заявок на участие в Аукционе.
2. Заказчиком сокращены сроки окончания подачи заявок на участие в Аукционе при размещении извещения.
3. Документация об Аукционе не содержит объем, расходных материалов, используемых при оказании услуг.
4. По пункту 69 "Полотенца бумажные (д/диспенсеров имеющихся в наличии у Заказчика) технического задания документации об Аукционе в графе "наименование показателя" указано: "в рулоне должно быть не менее", т.е. слова "должно быть не менее" размещены в графе с наименованием показателя, а не в графе "требуемые значения показателя", что ограничивает количество участников закупки.
5. Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещена документация об Аукционе в формате, не обеспечивающем копирование фрагментов текста, что не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в Аукционе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС закупок www.zakupki.gov.ru - 17.04.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 2 119 162, 50 рубля;
3) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущено 3 участника закупки;
5) дата проведения Аукциона - 27.04.2017;
6) в период проведения Аукциона поданы предложения о цене контракта от 3 участников Аукциона;
7) минимальное предложение о цене контракта - 2 076 779, 26 рублей;
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком даны разъяснения положений документации об Аукционе, изменяющие ее суть.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Согласно части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
В разъяснениях положений документации об электронном аукционе от 20.04.2017 NРД2 (далее - Разъяснение) содержится запрос на разъяснение в отношении отсутствия страницы 56, и, как следствие, пунктов 33-35 требований к используемым материалам документации об Аукционе.
Согласно ответу Заказчика, содержащемуся в Разъяснении, "Запрашиваемая информация предоставлена", документация об Аукционе прикреплена в полном объеме к ответу на Разъяснения.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в прикрепленном файле от 20.04.2017 "Аук док уборка 2-ое полугодие" содержится документация в полном объеме, с учетом недостающих пунктов технического задания документации об Аукционе.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что Заказчиком не продлен срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе, а также, что разъяснение положений документации об Аукционе изменяют суть документации.
Указанные действия Заказчика нарушают части 5, 6 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что данное нарушение повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком сокращены сроки окончания подачи заявок на участие в Аукционе при размещении извещения об Аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе
В статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, Заказчиком 17.04.2017 опубликовано извещение о проведении Аукциона.
Вместе с тем, согласно документации об Аукционе дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе установлена на 22.04.2017.
Таким образом, действия Заказчика, сократившего срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе, нарушают часть 2 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседание Комиссии приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) поскольку на участие в Аукционе подано 6 заявок.
3. Согласно доводу Заявителя, документация об Аукционе не содержит объем, расходных материалов, используемых при оказании услуг.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в приложении N 1 технического задания документации об Аукционе "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме" указаны товары, используемые при оказании услуг, кроме того, пояснил, что предметом данной закупки является оказание услуг, а не поставка товара, в связи с чем, определить количество расходного материала при оказании услуг не представляется возможным.
Вместе с тем, техническое задание документации об Аукционе содержит необходимые сведения для определения объема для оказания услуг по уборке помещений и прилегающих территорий.
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя, по пункту 69 "Полотенца бумажные (д/диспенсеров имеющихся в наличии у Заказчика) технического задания документации об Аукционе в графе "наименование показателя" указано: "в рулоне должно быть не менее", т.е. слова "должно быть не менее" размещены в графе с наименованием показателя, а не в графе "требуемые значения показателя", что ограничивает количество участников закупки.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что по данному пункту технического задания документации об Аукционе допущена техническая ошибка.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что данное нарушение повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
5. Согласно доводу Заявителя, документация об Аукционе в ЕИС размещена в формате, не обеспечивающем копирование фрагментов текста, что не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в Аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 65 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте.
Постановлением от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.11.2009 N 470 "О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти", информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат").
На заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе, размещенная Заказчиком в ЕИС, содержит ограничения при копировании фрагментов текста и искажает слова/знаки при копировании.
Таким образом, действия Заказчика, разместившего в ЕИС документацию об Аукционе, содержащую ограничения копирования фрагментов текста, нарушают часть 2 статьи 65 Закона о контрактной системе.
6. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В приложении N 1 технического задания документации об Аукционе "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме" документации об Аукционе, в том числе установлено (ПРИМЕР): "Преобразователь ржавчины. минимальная концентрация раствора, % менее 30 %, максимальная концентрация раствора, % более 30 %, расход рабочего раствора при двукратной обработке, мл/м~. 100-200 мл/м2, эффективно при толщине ржавчины мкм более 70 мкм максимальная площадь поверхности при однократной обработке при использования 1 л рабочего раствора с минимальной концентрацией средства не менее 5 м2".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчик устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим). Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к содержанию заявки на участие в Аукционе нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
7. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 24.04.2017 N1762453-1 участнику закупки с порядковым номером заявки "6" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а именно "П. 66. Преобразователь ржавчины. Участник закупки указывает: Минимальная концентрация раствора, 10%, расход рабочего раствора при двукратной обработке, 160 мл/м2, Максимальная площадь поверхности при однократной обработке при использовании 1 л рабочего раствора с минимальной концентрацией средства 12,5 м2.
Участник закупки в расчете минимальной концентрации раствора допускает ошибку, так как указывает, что расход рабочего раствора при двукратной обработке 160 мл/м2, т.е. получается при однократной обработке расход раствора равен 80 мл/м2, так как максимальную площадь поверхности при однократной обработке при использовании 1 л рабочего раствора с минимальной концентрацией участник указывает 12,5 м2 (1л=1000 мл, 1000 мл/80 мл=12,5 м2. 80 мл в перерасчете в % на 1 л равно 8%, т.е. участнику необходимо было указать: минимальная концентрация раствора 8%, а не 10%, что является недостоверным сведением.
П. 67. Таблетка для писсуаров. Участник закупки указывает:
форма квадратная, прямоугольная; круглая Тип 1 квадратная, тип 2 прямоугольная, тип 3 круглая
что является недостоверной информацией, так как на основании пункта инструкции Заказчика "При одновременном использовании знаков "," и ";" (или "/"), предпочтительным знаком следует считать ";" (или "/"), то есть, например, для интерпретации требования "10; 15, 20; 30" участнику необходимо выбрать между тремя вариантами: "10" или "15, 20" или "30"". Т.е. участнику необходимо было указать первый вариант: форма квадратная и прямоугольная, второй вариант - форма: круглая.
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что по пункту 66 технического задания документации об Аукционе, заявка Заявителя заполнена в соответствии с техническим заданием документации об Аукционе, кроме того, в документации об Аукционе не установлена взаимосвязь между концентрациями и расходом, а также, что участник закупки не обязан при заполнении заявки на участие в Аукционе рассчитывать показатель минимальной концентрация раствора.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии также пояснил, что по пункту 67 технического задания документации об Аукционе, при копировании технического задания документации об Аукционе вместо знака ";" копируется знак ",", кроме того, поскольку документация об Аукционе размещена в формате pdf, невозможно однозначно сделать вывод какой знак стоит к показателю "форма" товара "Таблетка для писсуаров" квадратная, прямоугольная; круглая, в связи с чем, при подаче заявки на участие в Аукционе Заявитель предложил следующее: "Тип 1 квадратная, тип 2 прямоугольная, тип 3 круглая".
Учитывая, что Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к содержанию заявки на участие в Аукционе, а также, что документация об Аукционе, размещенная Заказчиком в ЕИС размещена в формате pdf содержит ограничения при копировании и искажает слова/знаки при копировании фрагментов текста, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 2 статьи 63, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, частей 2, 5, 6 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральная антимонопольная служба от 3 мая 2017 г. N 432
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.05.2017