Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Консалтинговое агентство Даллас и Партнеры" (далее - Заявитель) на действия на действия единой комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Единая комиссия) при проведении Единой комиссией, Министерством образования и науки Российской Федерации (далее - Заказчик) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на организационное и информационное обеспечение проведения всероссийского фестиваля студенческих любительских театров (номер извещения 0173100003717000061) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Единой комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Единой комиссии, неправомерно признавшей заявки участников закупки соответствующими Конкурсной документации.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Единая комиссия действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 27.03.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 5 000 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки;
5) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки, признанные соответствующими положениям Конкурсной документации;
6) победителем Конкурса признана Автономная некоммерческая организация развития и просвещения культуры и искусства "НОВЫЙ ВЕК" (далее ) с предложением о цене контракта 4 800 000 рублей;
7) 02.05.2017 с Победителем Конкурса заключен государственный контракт.
1. В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе установлено, что Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В силу пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В разделе V Конкурсной документации предусмотрены формы документов, представляемых участником закупки в составе заявки на участие в Конкурсе и правила заполнения указанных форм, например следующие:
При заполнении формы 3 "Предложение участника закупки в отношении объекта закупки" участнику закупки необходимо указать действия исполнителя и Заказчика в логической последовательности (алгоритм) с добавлением сквозной нумерации третьего порядка в рамках каждого наименования работ, исключив префиксы "не менее" или "не более". Также участник закупки при указании своих действий должен учитывать процедуру взаимодействия с Заказчиком.
Учитывая, что статьей 51 Закона о контрактной системе предусмотрены требования исключительно в отношении формы заявки на участие в Конкурсе, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком наряду с требованиями к форме установлены излишние требования к оформлению вышеуказанной формы, которые могут повлечь за собой ограничение количества участников Конкурса и ограничение доступа к участию в Конкурсе.
Также Комиссией установлено, что для надлежащего заполнения формы "Предложение о цене государственного контракта" участнику следует учесть подробные правила, не относимые к цене контракта, в числе которых участнику закупки в своей заявке необходимо указать номера этапов, наименования этапов в строгом соответствии c требованиями Раздела IV. Заказ на выполнение работ (оказание услуг).
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что инструкция по заполнению заявки на участие в Конкурсе содержит излишние требования о необходимости указания (оформления) участниками закупки сведений, представляемых в составе заявки на участие в Конкурсе.
Таким образом, действия Заказчика, нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно представленному представителем Заказчика протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 28.03.2017 N ПРО 2 (далее - Протокол рассмотрения заявок) Единой комиссией принято решение о соответствии заявок участников закупки положениям Конкурсной документации, в том числе Заявителю.
Учитывая, что в Конкурсной документации не установлена надлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в Конкурсе, однозначно прийти к выводу о том, что Единая комиссия неправомерно приняла решение о несоответствии заявки участников закупки требованиям Конкурсной документации, не представляется возможным.
2. В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). В силу положений части 5 указанной статьи Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 N 2019-р.
В Перечень включены работы, включенные в группировки 56, 68 "Услуги общественного питания", "Услуги по сдаче в аренду (внаем) собственных или арендованных нежилых помещений: услуги по сдаче в аренду (внаем) промышленных, коммерческих или прочих нежилых зданий или помещений их владельцами или арендаторами другим лицам: производственных и административных зданий и складских помещений театров, дворцов съездов, выставочных залов и зданий многоцелевого назначения, являющихся в основном нежилыми, помещений сельскохозяйственного или лесохозяйственного назначения и аналогичных им помещений" Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД).
Согласно положениям Конкурсной документации предметом закупки является организационное и информационное обеспечение проведения всероссийского фестиваля студенческих любительских театров, при этом в таблице 4 "Содержание выполняемых работ (оказываемых услуг), предъявляемые требования" раздела IV "Заказ на выполнение работ (оказание) услуг" при исполнении обязательств пунктом I.1 предусмотрено, в том числе:
- подбор и обеспечение наличия свободных гостиничных номеров для участников фестиваля:
- участники фестиваля должны размещаться в 2-, 3- и 4-местных номерах;
- гостиница должна находиться в г. Москва, в шаговой доступности от метро.
- обеспечение фестиваля помещением для проведения мероприятий (на срок не менее 9 дней):
- концертный зал: количество посадочных мест не менее 400 посадочных мест, не менее 2-х гримерок; возможность установки сменных декораций; наличие систем кондиционирования и вентиляции; наличие вокальных микрофонов, мультимедийной системы, светового оборудования. Помещение должно быть расположено в г. Москве в шаговой доступности от метро.
- обеспечение фестиваля помещением для церемонии закрытия и возможности показа не менее 1 спектакля отобранного конкурсной Комиссией. (один из столичных театров в пределах Садового кольца) (на срок не менее 1 дня). Большой концертный зал: количество посадочных мест не менее 600 посадочных мест, не менее 2-х гримерок; возможность установки сменных декораций; наличие систем кондиционирования и вентиляции; наличие вокальных микрофонов, мультимедийной системы, светового оборудования. Помещение должно быть расположено в одном из театров в пределах Садового кольца в г. Москва, в шаговой доступности от метро.
- обеспечение кофе-брейков для участников и гостей фестиваля: не менее 30-и кофе-брейков для всех участников (не менее 3-х кофе-брейков ежедневно, в течение 10-и дней). Кофе-брейк должен включать: чай, кофе, не менее 3 разновидностей выпечки. Один из кофе-брейков в день должен включать горячие закуски.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что в предмет контракта включены товары (услуги), включенные в Перечень, закупка которых осуществляется путем проведения Аукциона.
Таким образом, действия Заказчика, осуществляющего закупку товара, включенного в Перечень, путем проведения Конкурса нарушают часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Консалтинговое агентство Даллас и Партнеры" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 5 статьи 24, пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по результатам Конкурса заключен контракт, предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы от 04.05.2017 по делу N К - 452/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральная антимонопольная служба от 4 мая 2017 г. N К-452-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2017