Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 мая 2017 г. N КГОЗ-108/17 РЕШЕНИЕ N КГОЗ-108/17
по результатам рассмотрения жалобы о нарушении
законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
12.05.2017 |
Москва |
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия),рассмотрев жалобу ООО "Торгово-Производственное предприятие "Пеленг"(далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий(далее - Аукционная комиссия)при проведении Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Заказчиком), ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки)электронного аукциона на поставку пожарной автоцистерны легкого класса с объемом цистерны не менее 1,0 м3на полноприводном шасси(номер извещения 0173100003417000028)(далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссиипри проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
В целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы, заседание Комиссии перенесено с 11.05.2017 на 12.05.2017.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок, поданных на участие в Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведенииАукциона, документацией обАукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 11.04.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 119 299 500 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 27.04.2017;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 28.04.2017;
5) на участие в Аукционе подано 3 заявкиот участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 2участника закупки;
7) дата проведения Аукциона - 02.05.2017;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали2 участника Аукциона;
9) победителем Аукциона признано ООО "УСПТК" с предложением о цене контракта 118 106 505 руб.
1. В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, пунктом 20информационной карты документации об Аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 28.04.2017 N 0173100003417000028-1 (далее - Протокол)Заявителю (порядковый номер заявки "1") отказано в допуске к участию в Аукционе, поскольку в заявкепредлагается к поставке ключ пожарныйдля смыкания соединительных головок с диаметром 125 мм, что не соответствует требованиям документации об Аукционе.
Приложением "Переченькомплектации пожарно-техническим оборудованием иаварийно-спасательным оборудованием"документации об Аукционе установленотребование к диаметру ключа пожарного для смыкания соединительных головок -150 мм.
Изучив первую часть заявкиЗаявителя на участие в Аукционе, Комиссия установила, что в заявкеуказано значениедиаметраключа пожарного для смыкания соединительных головок -125 мм, что не соответствует требованиям документации об Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения, в связи с тем, что предложение заявки Заявителя не соответствует требованию технического задания документации об Аукционе.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В пункте 20 информационной карты документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать информацию, в том числе: согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией".
Согласно пункту 21 информационной карты документации об Аукционе в первой части заявки участник закупки предоставляет сведения о товаре в соответствии с требованиями, установленными приложением N 1 документации об Аукционе и настоящей инструкцией.
Изучив приложение N 1 документации об Аукционе (далее - Техническое задание), Комиссия установила, что техническое заданиесодержит описаниесвойств материалов из которых изготавливается товар, при этомустановить какие именно показатели определены максимальными и (или) минимальными значениями и какие показатели определены значениями, которые не могут изменяться не представляется возможным. Так, например:
"- АЦ должна иметь цистерну для воды объёмом 0,98_1,05 м3 и бак для пенообразователя объёмом из расчета не менее 6% от емкости цистерны с водой;
- АЦ должна соответствовать климатическому исполнению У (эксплуатации при температуре воздуха от - 40 °С до + 40 °С), категории размещения 1 (для эксплуатации на открытом воздухе);
- в насосном отсеке должен быть установлен автономный отопитель мощностью не менее 3 кВт. На кузове должна быть предусмотрена лестница, выполненная из алюминиевого сплава или нержавеющей стали, для подъёма на крышу кузова. Для повышения коррозионной стойкости конструкции АЦ на места, подверженные абразивному износу (нижние, со стороны земли, поверхности кабины расчёта, цистерны, кузова) должно быть нанесено антикоррозионное покрытие".
Таким образом, указанные положения документации об Аукционе вводят в заблуждение участников закупки, не позволяя однозначно установить какие именно значения показателей не подлежат конкретизации и какие - должны быть указаны конкретно, так как Техническим заданием документации об Аукционе установлены требования к значениям показателей, в отношении которых инструкцией не даны соответствующие рекомендации, что не соответствует части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционенарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ).
3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнении.
Пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Согласно пункту 20 информационной карты документации об Аукционе вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать в том числе:
- копии деклараций соответствия или сертификатов соответствия продукции требованиям, предусмотренным Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности, если они предусмотрены законодательством РФ на данный вид продукции (распоряжение Правительства РФ от 10.03.2009 N 304-р);
- копии деклараций соответствия или сертификатов соответствия пожарно-технического вооружения, входящего в комплект поставки, требованиям, предусмотренным Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности, если они предусмотрены законодательством Российской Федерации на данный вид продукции (распоряжение Правительства РФ от 10.03.2009 N 304 - р)".
В соответствии с частью 2 статьи 456 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Пунктом 5.15.4 ГОСТ Р 53328-2009 "Техника пожарная. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний" в комплект поставки пожарного автомобиля должны входить: формуляр, руководство по эксплуатации, инструкция по монтажу, пуску, регулированию и обкатке в соответствии с ГОСТ 2.601, паспорта, сертификаты и другая документация на пожарно-техническое вооружение и оборудование.
Вместе с тем, из положений документации об Аукционе не представляется возможным установить обоснованность предоставления участниками закупки в составе второй части заявки на участие в Аукционе указанныхкопий деклараций соответствия или сертификатов соответствия.
Кроме того, пунктом 20 информационной карты документации об Аукционе установлено следующее требование ко второй части заявки:
"документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона и (или) предлагаемого им товара условиям, запретам и ограничениям, установленным Заказчиком в соответствии со статьей 14 44-ФЗ или копии этих документов: - в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" участником закупки в составе заявки прилагается акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, подтверждающий соответствие товара требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлен запрет отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств (далее - Постановление N 656).
Согласно пункту 2 Постановления N 656 акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, установленном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, является подтверждением соответствия товаров требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 "О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации".
Комиссия приходит к выводу, что акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, не является документом, подтверждающим страну происхождения товара.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в нарушение части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требования к составу второй части заявки на участие в Аукционе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Кроме того, пунктом 20информационной карты документации об Аукционе установлено, что для подтверждения соответствия поставляемого товара требованиям Заказчика участник закупки представляет в составе второй части заявки на участие в Аукционе копию одобрения типа транспортного средства.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196 - ФЗ "О безопасности дорожного движения"транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии с частью 2 статьи 28 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее -Закон о техническом регулировании) предусматривает обязанность лица выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления подтверждения такого соответствия.
При этом подтверждением соответствия, в силу положений Закона о техническом регулировании, является документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов" (далее - Постановление Госстандарта) установлено, что транспортные средства, предназначенные для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, подлежат обязательной оценке соответствия в форме одобрения типа транспортного средства.
СогласноПостановлению Госстандартаодобрение типа транспортного средства является документом, подтверждающим безопасность конструкции транспортного средства, и выдается на всю заявленную серию (партию).
Вместе с тем, для получения указанного одобрения типа транспортного средстванеобходимо пройти процедуру, включающую в себя ряд проверок, определяющих качество продукции и ее соответствие требованиям безопасности.
Следовательно, одобрение типа транспортного средства выдается сертифицирующим органом на определенную партию (серию) товара, что обуславливаетневозможность предоставления указанного документа в составе заявки на участие в Аукционе в случае отсутствия товара в наличии.
Между тем, установление в документации об Аукционе требования о наличии в составе заявки на участие в Аукционе копии одобрения типа транспортного средстваможет тожепривести к ограничению количества участников Аукциона.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе установлено, что объектом закупки является поставка пожарной автоцистерны легкого класса с объемом цистерны не менее 1,0 м3 на полноприводном шасси.
В соответствии с приложением N 3 контракта документации об Аукционе поставщику необходимо осуществить поставку товара грузополучателям, расположенным в следующих субъектах Российской Федерации: Центральный, Северо-Западный, Дальневосточный округа.
Комиссия приходит к выводу, что формирование Заказчиком объекта закупки путем объединения в один лот поставки товара во все федеральные округа Российской Федерациивлечет за собой ограничение количества участников Аукциона поскольку к участникам Аукциона фактически предъявляется дополнительное требование о необходимости наличия большого объема технических, кадровых и финансовых ресурсов, позволяющих одновременно поставить товар в различные субъекты Российской Федерации, что может привести к увеличению расходованиябюджетных средств.
Таким образом, указанные действия Заказчика не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Торгово-Производственное предприятие "Пеленг"необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушенияпунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать сведения о выявленных нарушениях Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 мая 2017 г. N КГОЗ-108/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2017