Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 мая 2017 г. N КГОЗ-109/17 РЕШЕНИЕ N КГОЗ-109/17
по результатам рассмотрения жалобы о нарушении
законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
15.05.2017 |
Москва |
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия),рассмотрев жалобу АО "Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования"(далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий(далее - Аукционная комиссия)при проведении Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Заказчиком), ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки)электронного аукциона на поставку пожарной автоцистерны тяжелого класса с объемом цистерны не менее 5,5 м3 (номер извещения 0173100003417000007) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссиипри проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок, поданных на участие в Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведенииАукциона, документацией обАукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 06.04.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 557 304 000 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 26.04.2017;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 28.04.2017;
5) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
7) дата проведения Аукциона - 02.05.2017;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавал 1 участник Аукциона;
9) победителем Аукциона признано ЗАО "СТ-Авто" с предложением о цене контракта 554 517 480 руб.
1. В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 28.04.2017 N 0173100003417000007-1 (далее - Протокол)Заявителю (порядковый номер заявки "4") отказано в допуске к участию в Аукционе, поскольку в заявке предлагается неконкретный показатель"Тип управления насосной установкой", а именно в техническом задании документации об Аукционеустановлено несколько значений указанного показателя, где участнику Аукциона необходимо выбрать одно из его перечисленных значений.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 20 информационной карты документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в документации об Аукционе.
Согласно пункту 21 информационной карты документации об Аукционе в первой части заявки участник закупки предоставляет сведения о товаре в соответствии с требованиями приложения N 1 документации об Аукционе.
Приложением N 1 технического задания на поставку пожарной автоцистерны тяжелого класса с объемом цистерны не менее 5,5 м3 установлены следующие требования к типу управления насосной установкой:
"-управление насосной установкой должно осуществляться с электронного блока индикации и управления: управлять работой автономной вакуумной системой, как в ручном, так и в автоматическом режимах; осуществлять индикацию числа оборотов вала насоса; осуществлять учет времени наработки насоса; осуществлять электронный контроль давления на входе в насос и выходе из насоса с выводом на дисплей блока управления;производить запись всех параметров в память блока, без возможности удаления из памяти прибора;осуществлять просмотр данных на мониторе компьютера.
-так же возможно управление с единого пульта, который изготовлен на основе цветного жидкокристаллического дисплея (далее ЖК-дисплей) с сенсорным управлением и светодиодной подсветкой".
Согласно первой части заявкиЗаявителя на участие в Аукционе в Заявителемпредложены следующие характеристики типа управления насосной установкой:
"-управление насосной установкой осуществляется с электронного блока индикации и управления, который позволяет: управлять работой автономной вакуумной системой, как в ручном, так и в автоматическом режимах;осуществлять индикацию числа оборотов вала насоса;осуществлять учет времени наработки насоса;осуществлять электронный контроль давления на входе в насос и выходе из насоса с выводом на дисплей блока управления;производить запись всех параметров в память блока, без возможности удаления из памяти прибора;осуществлять просмотр данных на мониторе компьютера;
- также возможно управление с единого пульта, который изготовлен на основе цветного жидкокристаллического дисплея (далее ЖК-дисплей) с сенсорным управлением и светодиодной подсветкой".
Комиссия приходит к выводу, что инструкцией, содержащейся в документации об Аукционе, не регламентировано, что именно необходимо указывать в заявке на участие в Аукционе.
В соответствии с изложенным формирование заявки на участие в Аукционе не в соответствии с указанной инструкцией не может является основанием для отказа в допуске к участию в Аукционе.
Кроме того, изучив приложение N 1 документации об Аукционе, Комиссия установила, что техническое задание содержит описание свойств материалов из которых изготавливается товар, при этом установить какие именно показатели определены максимальными и (или) минимальными значениями и какие показатели определены значениями, которые не могут изменяться не представляется возможным. Так, например, установлены следующие требования:
"- АЦ должна соответствовать климатическому исполнению У (эксплуатации при температуре воздуха от - 40 °С до + 40 °С), категории размещения 1 (для эксплуатации на открытом воздухе);
- управление насосной установкой должно осуществляться с электронного блока индикации. Так же возможно управление с единого пульта, который изготовлен на основе цветного жидкокристаллического дисплея (далее ЖК-дисплей) с сенсорным управлением и светодиодной подсветкой;
- АЦ должна иметь заднее защитное устройство. Расстояние от опорной поверхности до нижнего края устройства не должно превышать 550 мм. Для обеспечения заднего угла свеса не менее 25° при движении по бездорожью заднее защитное устройство должно подниматься и закрепляться в верхнем положении".
Таким образом, указанные положения документации об Аукционе вводят в заблуждение участников закупки, не позволяя однозначно установить какие именно значения показателей не подлежат конкретизации и какие - должны быть указаны конкретно, так как Техническим заданием документации об Аукционе установлены требования к значениям показателей, в отношении которых инструкцией не даны соответствующие рекомендации, что не соответствует части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционенарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ).
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона от 10.04.2017 N ИИ1 (далее - Извещение), документацией об Аукционе объектом закупки является поставка пожарной автоцистерны тяжелого класса с объемом цистерны не менее 5,5 м3.
Приложением N 1 документации об Аукционе установлено техническое задание на пожарную автоцистерну тяжелого класса с объемом цистерны не менее 5,5 м3.
При этом в соответствии с указанным техническим заданием необходимо произвести поставку пожарной автоцистерны с объемом цистерны не менее 5,5 м3, которая должна иметь цистерну для воды объемом 6,5 тонн и более.
Учитывая изложенное, не предоставляется возможным определить требования к объемам цистерны, удовлетворяющим потребность Заказчика, поскольку положения технического задания документации об Аукционе в части указанной характеристики товара не соответствуют друг другу, что вводит участников Аукциона в заблуждение и не позволяет надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе.
Таким образом, указанные действия Заказчика не соответствуют части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного нарушения ответственность за совершения которого, предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Согласно пункту 20 информационной карты документации об Аукционе вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать в том числе:
- копии деклараций соответствия или сертификатов соответствия продукции требованиям, предусмотренным Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности, если они предусмотрены законодательством РФ на данный вид продукции (распоряжение Правительства РФ от 10.03.2009 N 304-р);
- копии деклараций соответствия или сертификатов соответствия пожарно-технического вооружения, входящего в комплект поставки, требованиям, предусмотренным Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности, если они предусмотрены законодательством Российской Федерации на данный вид продукции (распоряжение Правительства РФ от 10.03.2009 N 304 - р)".
В соответствии с частью 2 статьи 456 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Пунктом 5.15.4 ГОСТ Р 53328-2009 "Техника пожарная. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний" в комплект поставки пожарного автомобиля должны входить: формуляр, руководство по эксплуатации, инструкция по монтажу, пуску, регулированию и обкатке в соответствии с ГОСТ 2.601, паспорта, сертификаты и другая документация на пожарно-техническое вооружение и оборудование.
Вместе с тем, из положений документации об Аукционе не представляется возможным установить обоснованность предоставления участниками закупки в составе второй части заявки на участие в Аукционе указанныхкопий деклараций соответствия или сертификатов соответствия.
Кроме того, пунктом 20 информационной карты документации об Аукционе установлено следующее требование ко второй части заявки:
"документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона и (или) предлагаемого им товара условиям, запретам и ограничениям, установленным Заказчиком в соответствии со статьей 14 44-ФЗ или копии этих документов: - в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" участником закупки в составе заявки прилагается акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, подтверждающий соответствие товара требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлен запрет отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств (далее - Постановление N 656).
Согласно пункту 2 Постановления N 656 акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, установленном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, является подтверждением соответствия товаров требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 "О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации".
Комиссия приходит к выводу, что акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, не является документом, подтверждающим страну происхождения товара.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в нарушение части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требования к составу второй части заявки на участие в Аукционе,содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Кроме того, пунктом 20информационной карты документации об Аукционе установлено, что для подтверждения соответствия поставляемого товара требованиям Заказчика участник закупки представляет в составе второй части заявки на участие в Аукционе копию одобрения типа транспортного средства.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196 - ФЗ "О безопасности дорожного движения" транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии с частью 2 статьи 28 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее -Закон о техническом регулировании) предусматривает обязанность лица выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления подтверждения такого соответствия.
При этом подтверждением соответствия, в силу положений Закона о техническом регулировании, является документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов" (далее - Постановление Госстандарта) установлено, что транспортные средства, предназначенные для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, подлежат обязательной оценке соответствия в форме одобрения типа транспортного средства.
СогласноПостановлению Госстандартаодобрение типа транспортного средства является документом, подтверждающим безопасность конструкции транспортного средства, и выдается на всю заявленную серию (партию).
Вместе с тем, для получения указанного одобрения типа транспортного средства необходимо пройти процедуру, включающую в себя ряд проверок, определяющих качество продукции и ее соответствие требованиям безопасности.
Следовательно, одобрение типа транспортного средства выдается сертифицирующим органом на определенную партию (серию) товара, что обуславливает невозможность предоставления указанного документа в составе заявки на участие в Аукционе в случае отсутствия товара в наличии.
Между тем, установление в документации об Аукционе требования о наличии в составе заявки на участие в Аукционе копии одобрения типа транспортного средстваможет тоже привести к ограничению количества участников Аукциона.
4. Извещением, документацией об Аукционе установлено, что объектом закупки является поставка пожарной автоцистерны тяжелого класса с объемом цистерны не менее 5,5 м3.
В соответствии с приложением N 3 контракта документации об Аукционе поставщику необходимо осуществить поставку товара грузополучателям, расположенным в 80субъектах Российской Федерации, в том числе в Тверской области, Республике Марий Эл, Пермском крае, Республике Коми, Ленинградская области, Краснодарском крае, Хабаровском крае, Амурской области, Сахалинской области.
Комиссия приходит к выводу, что формирование Заказчиком объекта закупки путем объединения в один лот поставки товара в 80 субъектов Российской Федерации влечет за собой ограничение количества участников закупки, поскольку к участникам Аукциона фактически предъявляется дополнительное требование о необходимости наличия большого объема технических, кадровых и финансовых ресурсов, позволяющих одновременно поставить товар в различные субъекты Российской Федерации, что может привести к увеличению расходования бюджетных средств.
Таким образом, указанные действия Заказчика не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО АО "Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушенияпунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 15.05.2017 N ПГОЗ-100/17, по настоящему решению предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что сведения по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 15.05.2017 N ПГОЗ-100/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России, сведения по настоящему решению для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 мая 2017 г. N КГОЗ-109/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2017