Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Парадигма"" (далее - Заявитель) на действия Управления Судебного департамента в Московской области (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, единой комиссией Управления Судебного департамента в Московской области (далее - Единая комиссия), ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на комплексный капитальный ремонт здания Орехово-Зуевского городского суда (номер извещения 0348100021717000077) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии при проведении Заказчиком, Единой комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом описавшего объекта закупки, поскольку документация об Аукционе не содержит проекта выполнения работ, а также предусмотрены работы, не указанные в локально-сметных расчетах.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не явился и не представил возражений в отношении довода, указанного в жалобе Заявителя.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 15.04.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 24 768 145,16 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 29.05.2017.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Отсутствие в документации о закупки требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к их безопасности, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требований к размерам, упаковке, отгрузке товара, требований к результатам работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
На заседании Комиссии установлено, что 05.05.2017 размещены в ЕИС разъяснения положений документации об Аукционе N РД 7, согласно которым Заказчик сообщает, что консервация площадки строительства после завершения 1-го этапа не планируется, так-как планируется параллельное продолжение работ по 2-му этапу капитального ремонта здания во 2-й половине текущего года. Работы по отоплению выполняются в полном объеме, в рамках см. N02-01-07, дополнительные работы в 1-ым этапом капитального ремонта не предусмотрены. Вся необходимая рабочая документация размещена на площадке.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих отсутствие в составе документации об Аукционе проекта выполнения работ.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Частью 5 статьи 106 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированная организация, комиссия по осуществлению закупок, ее члены, должностные лица контрактной службы, контрактный управляющий, оператор электронной площадки, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о закупке, заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), протоколы, предусмотренные Законом о контрактной системе, аудио-, видеозаписи и иную информацию и документы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке.
На заседании Комиссии Заказчиком не представлены документы (документация о закупке, протоколы, составленные в ходе осуществления закупки), обязательные для представления в соответствии с частью 5 статьи 106 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, нарушают часть 5 статьи 106 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена часть 1 статьи 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
3. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Пунктами 4.5-4.7 проекта государственного контракта установлен условия оплаты выполненных работ, в частности, следующие условия:
"Оплата выполненных работ производится государственным заказчиком по безналичному расчету только на основании представленного полного пакета отчетных документов, необходимого при сдаче выполненных работ, и оформленных в установленном порядке:
- Акт о приемке выполненных работ по комплексному капитальному ремонту по форме N КС - 2,
- Справка о стоимости выполненных работ по форме N КС - 3;
- счет на оплату работ в 2 (двух) экземплярах;
- счет-фактура (при необходимости) в 2 (двух) экземплярах.
Оплата производится в течение 180 (ста восьмидесяти) дней с момента предоставления документов, указанных в пункте 4.5 контракта, в адрес государственного заказчика".
Учитывая, что 12.05.2017 Заказчиком размещена в ЕИС документация об Аукционе с изменениями, Комиссия приходит к выводу о том, что срок оплаты заказчиком выполненной работы не соответствует положениям части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 25.04.2017, 05.05.2017 размещены в ЕИС разъяснения положений документации об Аукционе N N РД 1, РД 2, РД 3, РД 4, РД 5, РД 6, РД 7 без указания предмета запросов.
Таким образом, действия Заказчика, разместившего в ЕИС разъяснения положений документации об Аукционе без указания предмета запроса нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение не повлияло результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с тем, что сведений, подтверждающих невозможность подачи заявки на участие в Аукционе, на заседании Комиссии не представлено.
5. В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
При этом положения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе устанавливают запрет на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке.
В силу подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В таблице N 1 технического задания документации об Аукционе указаны характеристики товаров, в отношении которых участник закупки должен предоставить конкретные показатели, например, следующие:
- Грунтовка глифталевая ГФ-021 - требование о соответствии ГОСТ 25129-82, Массовая доля нелетучих веществ 54-60 %; Степень перетира не должна быть более 40 мкм; Расслаивание не должно быть более 5 мл.
- Эмаль серая - требование о соответствии ГОСТ 6465-76, Укрывистость высушенной пленки не более 60 г/м2; Степень перетира не должна превышать 25 мкм.
Вместе с тем, в соответствии с таблицей пункта 1.4 ГОСТ 6465-76 показатели укрывистости высушенной пленки определяются методом испытания по ГОСТ 8784, раздела 1 и пункта 3.6 стандарта, степени перетира определяются методом испытания по ГОСТ 6589*.
Кроме того, в соответствии с таблицей пункта 1.4 ГОСТ 25129-82, в том числе показатели массовой доли нелетучих веществ определяются методом испытания по ГОСТ 17537-72, разделу 1 и пункта 4.5 стандарта, степени перетира степени перетира определяются методом испытания по ГОСТ 6589*, расслаивания определяются методом испытания по пункту 4.11 стандарта.
Учитывая изложенное, Заказчиком установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим). Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащие требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Парадигма"" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 13.1 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65, 5 статьи 106 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Единой комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. В связи с тем, что материалы по нарушениям, указанным в пунктах 4-5 настоящего решения переданы на основании решения от 11.05.2017 N ВП-176/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по указанным нарушениям для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать, передать материалы дела по нарушениям, указанным в пункта 2-3 настоящего решения, соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральная антимонопольная служба от 19 мая 2017 г. N К-594-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2017