На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение ООО "Рельеф" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Управления судебного департамента в Московской области (далее - Заказчик), при проведении Заказчиком, ГУП "Агентство по государственному заказа, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по обслуживанию систем безопасности зданий и помещений районных (городских) и гарнизонных военных судов (номер извещения 0348100021717000107) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В составе документации об Аукционе отсутствует информация о количестве товаров, используемых при оказании услуг.
2. Заказчиком установлены неправомерные требования о соответствии характеристик товаров, используемых при оказании услуг, нормам ГОСТ.
3. Заказчиком в документации об Аукционе установлены противоречивые требования относительно габаритных размеров товаров, используемых при оказании услуг.
4. Заказчиком в Приложении N 5 к Техническому заданию документации об Аукционе надлежащим образом не установлены требования к товарам, используемым при оказании услуг, поскольку носят абстрактный характер, обязывают участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о результатах испытаний такого товара, а также согласно инструкции не позволяют отделить требуемый параметр от его значения.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела, Комиссией перенесено рассмотрение обращения с 18.07.2017 на 19.07.2017.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 22.06.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 14 500 000 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе 25.07.2017;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников Аукциона - 27.07.2017;
6) дата проведения Аукциона - 02.08.2017.
1. 1. Согласно доводу Заявителя, в составе документации об Аукционе отсутствует информация о количестве товаров, используемых при оказании услуг.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно документации об Аукционе, предметом закупки является оказание услуг по обслуживанию систем безопасности зданий и помещений районных (городских) и гарнизонных военных судов.
В соответствии с пунктом 7 Технического задания документации об Аукционе установлены требованию к оказанию услуг "в соответствии с Приложением N 2, Приложением N 3, Приложением N 5 к Техническому заданию. Поставляемый товар необходимый для оказания услуг по предмету контракта должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе, который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) и соответствовать указанным характеристикам в сведениях о качестве, технических характеристиках, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, используемого при оказании услуг по предмету открытого аукциона в электронной форме".
Вместе с тем, Решением Комиссии ФАС России по контролю сфере закупок по делу от 03.07.2017 N К-830/17 в действиях Заказчика при проведении Аукциона, в том числе выявлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, выразившееся в установлении ненадлежащим образом в документации об Аукционе описание объекта закупки, поскольку не позволяет определить объем услуг.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что в соответствии с Решением Комиссии ФАС России по контролю сфере закупок по делу от 03.07.2017 N К-830/17 10.07.2017 в документацию об Аукционе внесены соответствующие изменения, согласно которым вышеуказанное нарушение устранено, а именно отдельным файлом, являющимся неотъемлемой частью документации об Аукционе, опубликован перечень систем оборудования безопасности в районных (городских) и гарнизонных военных судах Московской области.
В связи с тем, что 10.07.2017 Заказчиком устранено нарушение путем внесения изменений в документацию об Аукционе, Комиссия приходит к выводу о том, что довод Заявителя о том, что в составе документации об Аукционе отсутствует информация о количестве товаров, используемых при оказании услуг, не нашел своего подтверждения.
2. Заказчиком установлены неправомерные требования о соответствии характеристик товаров, используемых при оказании услуг, нормам ГОСТ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Инструкцией по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в Аукционе о конкретных показателях, используемых участником закупки товаров (материалов), документации об Аукционе в том числе установлено: "Товары должны соответствовать нормативным документам, ГОСТ, ГОСТ Р и пр. П. 2 должен соответствовать ГОСТ 5089-2011, ГОСТ 538-2014, п. 3 должен соответствовать ГОСТ 8242-88, п. 6-10 должны соответствовать ГОСТ 19111-2001, п. 11 должен соответствовать ГОСТ 8486-86, ГОСТ 24454-80, ГОСТ 18288-87, п. 12 должен соответствовать ГОСТ 7798-70, п. 13 должен соответствовать ГОСТ 4028-63, п. 14 должен соответствовать ГОСТ 8639-82, п. 15 должен соответствовать ГОСТ 8645-68, п. 14-15 должны соответствовать ГОСТ 13663-86, п. 16 должен соответствовать ГОСТ 3916.1-96, п. 17 должен соответствовать ГОСТ 8240-97, п. 18 должен соответствовать ГОСТ 1144-80, п. 19 должен соответствовать ГОСТ 6465-76".
Вместе с тем, Формой 2 "Сведения о качестве, технических характеристиках, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, используемого при выполнении работ по предмету открытого аукциона в электронной форме" документации об Аукционе установлены требования, например, к следующим товарам: п. 2 "Световое табло", п. 3 "Извещатель пожарный ручной адресный", п. 6 "Извещатель охранный точечный магнитоконтактный", п. 12 "Источник питания резервированный" и другие.
Комиссия приходит к выводу о том, что товары должны соответствовать следующим требованиям:
- п. 2 "Световое табло" должен соответствовать ГОСТ 5089-2011 "Межгосударственный стандарт. Замки, защелки, механизмы цилиндровые. Технические условия";
- п. 3 "Извещатель пожарный ручной адресный" должен соответствовать ГОСТ 8242-88 "Детали профильные из древесины и древесных материалов для строительства. Технические условия";
- п. 6 "Извещатель охранный точечный магнитоконтактный" должен соответствовать ГОСТ 19111-2001 "Межгосударственный стандарт. Изделия погонажные профильные поливинилхлоридные для внутренней отделки. Технические условия";
- п. 12 "Источник питания резервированный" должен соответствовать ГОСТ 7798-70 "Болты с шестигранной головкой класса точности B. Конструкция и размеры".
Комиссия приходит к выводу, что инструкция по заполнению заявок не позволяет указать значения показателей товаров, используемых при оказании услуг, которые должны соответствовать требованиям ГОСТ (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, установившего ненадлежащую инструкцию по заполнению заявки, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Заказчиком в документации об Аукционе установлены противоречивые требования относительно габаритных размеров товаров, используемых при оказании услуг, поскольку не представляется возможным определить обозначения длины, ширины, высоты товаров, используемых при оказании услуг.
Формой 2 "Сведения о качестве, технических характеристиках, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, используемого при выполнении работ по предмету открытого аукциона в электронной форме" Приложения N 2 к Техническому заданию документации об Аукционе, в том числе установлены требования к товарам, например: п. 2 "Световое табло": "Габаритные размеры мм не должны быть менее 300х100х22", п. 3 "Извещатель пожарный ручной адресный": "Габаритные размеры не более 95x91x33 мм", п. 5 Оповещатель охранно-пожарный звуковой": "Габаритные размеры не менее 85х70х55 мм", п. 8 "Пульт контроля и управления": "Габаритные размеры не более 140х114х25 мм" и другие.
Комиссия приходит к выводу, что инструкция по заполнению заявок не позволяет указать значения показателей товаров, используемых при оказании услуг, поскольку Заказчиком не установлено, к какому именно параметру относятся размеры товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим). Кроме того, не представляется возможным однозначным образом определить, к какому именно из трех значений показателя относится требование "не менее".
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к содержанию заявки, инструкцию по ее заполнению, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Заказчиком в Приложении N 5 к Техническому заданию документации об Аукционе надлежащим образом не установлены требования к товарам, используемым при оказании услуг, поскольку носят абстрактный характер, обязывают участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о результатах испытаний такого товара, а также в соответствии с инструкцией не позволяют отделить требуемый параметр от его значения.
Формой 2 "Сведения о качестве, технических характеристиках, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, используемого при выполнении работ по предмету открытого аукциона в электронной форме" Приложения N 5 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования, например: п. 1. "Прибор приемно-контрольный и управления": "Предназначен для автономной и централизованной противопожарной защиты объектов промышленного и гражданского назначения по одной зоне порошкового, аэрозольного, газового пожаротушения", п. 2 "Световое табло": "Оповещатель пожарный световой предназначен для установки во внутренних помещениях промышленных предприятий, гражданских зданий и сооружений с целью светового оповещения о пожаре и других чрезвычайных ситуациях, а также для различных информационных целей", п. 7 "Извещатель пожарный дымовой безадресный": "Извещатель должен быть пожарный дымовой оптико-электронный и предназначен для раннего обнаружения загорания, сопровождающегося появлением дыма малой концентрации в закрытых помещениях различных зданий и сооружений. Особенности - в извещателе должна быть применена микросхема, осуществляющая цифровую обработку сигналов оптопары, а также алгоритм компенсации запыленности, повышающий помехозащищенность и позволяющий исключить ложные срабатывания" и другие.
Кроме того, по мнению Заявителя, требования в отношении п. 7 "Извещатель пожарный дымовой безадресный" о том, что "в извещателе должна быть применена микросхема, осуществляющая цифровую обработку сигналов оптопары", обязывает участника закупки иметь в наличии товар на момент подачи заявки.
Вместе с тем, по мнению Заявителя, в ряде пунктов Приложения N 5 к Техническому заданию документации об Аукционе участнику закупки не представляется возможным представить достоверные значения показателей в соответствии с инструкцией по заполнению заявки, поскольку невозможно отделить требуемый параметр от требуемого значения, как, например, по п. 3 "Извещатель пожарный ручной адресный", где, в том числе установлено требование: "Рабочий диапазон температур не шире диапазона значений от минус 30 до +55°C".
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что указанные требования к товарам, используемым при оказании услуг, установлены в соответствии с потребностью Заказчика, являются функциональными, качественными, техническими, эксплуатационными характеристиками товара, а также позволяют определить соответствие закупаемого товара требованиям, установленным Заказчиком в документации об Аукционе.
Вместе с тем, Заявитель не заседание Комиссии явку не обеспечил и не представил доказательств, подтверждающих, что Заказчиком в Приложении N 5 к Техническому заданию документации об Аукционе надлежащим образом не установлены требования к товарам, используемым при оказании услуг, поскольку носят абстрактный характер, обязывают участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о результатах испытаний такого товара, а также в соответствии с инструкцией не позволяют отделить требуемый параметр от его значения в отношении ряда товаров, используемых при оказании услуг.
Учитывая изложенное, Комиссии не представляется возможным сделать вывод о неправомерности действий Заказчика, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. В пункте 3 Технического задания документации об Аукционе установлено: "Место и объем оказания услуг: согласно Приложению N 1 к Техническому заданию. Адреса, указанные в Приложении N 1 Технического задания, могут быть заменены Заказчиком на другие адреса в пределах Москвы и Московской области. Объем оказываемых услуг по новым адресам не должен превышать заявленного объема в Техническом задании".
В приложении N 1 "Адресный перечень объектов" Технического задания документации об Аукционе (далее - Приложение N 1) содержится 69 объектов, на которых необходимо оказывать услуги по обслуживанию систем безопасности зданий и помещений районных (городских) и гарнизонных военных судов в рамках исполнения контракта.
При этом на заседании Комиссии установлено, что в Приложении N 1 содержится перечень адресов, не связанные между собой, а именно находящиеся в разных пределах Москвы и Московской области, например: п. 14 "Зарайский городской суд, Московская область, г. Зарайск, ул. Советская, д.23", п. 60 "Химкинский городской суд, Московская область, г. Химки, ул. Ленинградская, д.16" и так далее, в количестве 69 судов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представители Заказчика не представили доказательств, подтверждающих, что все объекты, на которых необходимо оказывать услуги по обслуживанию систем безопасности зданий и помещений районных (городских) и гарнизонных судов в рамках исполнения контракта функционально и (или) технологически неразрывно связаны между собой.
Следовательно, Заказчиком, Уполномоченным органом в один объект закупки объединено оказание услуг по обслуживанию систем безопасности зданий и помещений районных (городских) и гарнизонных судов, расположенных в разных районах Московской области и не связанных между собой, что приводит к увеличению объема выполняемых работ, начальной (максимальной) цены контракта, суммы обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта и влечет к ограничению количества участников Аукциона.
Таким образом, указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1,2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы от 19.07.2017 по делу N ВП-380/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральная антимонопольная служба от 19 июля 2017 г. N ВП-380-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2017